Периодизация русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.

Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

Работа содержит 1 файл

kult.docx

— 41.80 Кб (Скачать)

Периодизация  русской культуры.

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.

Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

Первый период развития русской культуры связан с  династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших  этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в  первую очередь на Византию. Главной  сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.

Определяющим  моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных  границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами  государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Заключение

Культура предстает  перед человеком как смысловой  мир, который вдохновляет людей  и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир  передается из поколения в поколение  и определяет способ бытия и мироощущения людей.

В основе каждого  такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры —  это тот главный смысл, то общее  отношение человека к миру, которое  определяет характер всех остальных  смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта  могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает  целостность всему, что делают и  что переживают люди. Объединяя и  вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания  и сопереживания, язык для выражения  тончайших движений души. Наличие  смысловой доминанты культуры создает  саму возможность культурологии  как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно  выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже  изучать различные способы его  реализации, обращаться к деталям  и конкретным формам его воплощения. 

Культура  восточных славян до принятия христианства

Культура восточных  славян складывалась  под  воздействием естественно-географических  факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой  равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций.

Славянские племена  занимали  преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило  следить за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь»,  от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также  организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.

Важнейшие вопросы  общественной жизни решались на вечевых  сходах – народных собраниях, т.е. закреплялись  традиции относительной свободы, военной демократии,  которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих  делах». Славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…», – подтверждает Прокопий Кесарийский.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся  на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI–IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образованием Древнерусского государства в IX веке.

В городах развивается  ремесленное производство: железоделательное,  кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси  изготовляли сложнейшие изделия из серебра,  золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Духовная культура  наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный. 

По всей видимости, вселенная представлялась состоящей  из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный  мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи. Более ста лет тому назад в реке Збруч был найден знаменитый Збручский идол (хранится в Краковском музее). Это –  четырехгранный высокий каменный столб, разделенный на три яруса, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам.

Славянский языческий  пантеон богов возглавлял Перун  – бог-громовержец. Почитались также Волос (Велес) – бог скота, богатства (слово скот имело значение денег);  Мокошь  –  богиня влаги,  плодородия;  Даждьбог – бог солнца, дающий бог, податель блага. Очень популярной у древних славян была Берегиня (Житная Баба, Роженица) – прообраз богородицы Оранты.

Важное место  в  верованиях  славян  занимал  культ  предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем:  «Чур меня!»,  т.е.  храни меня, дед.

Полная зависимость  людей от окружающей среды  привела к тому, что они стали обожествлять явления природы.  Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми духами.  Первых можно было призвать на помощь,  вторых задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или частоколом. При постройке дома соблюдали множество правил. Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало строительства обычно предварялось принесением в жертву домашнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было даровать жильцам благоденствие. 

Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные  предметы – печь, стол, «красный угол»  с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Проемы в стенах, двери, окна  окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений.  Самым распространенным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.

Местами поклонения богам и божествам  были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).

Языческие представления  лежали в основе всей жизнедеятельности  людей, ими определялись циклы работ, обычаи, обряды, что ярко показано в  книгах Б.А. Рыбакова: «Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду… Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печением – хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви».

В недрах языческой  культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок,  былин,  пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений  были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).

Древнеславянские  племена объединяло общее древнее  наречие – праславянский язык, из которого выросли отдельные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне». 

Культура  Киевской Руси

Культура, сложившаяся  в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох.

Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки  заложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались  до сих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение  между земледельческими цивилизациями  Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар. Культура Руси - это культура "пограничья", форпоста.

В этот период родоплеменные  отношения находятся в упадке, падает власть племенных вождей, растет социальная дифференциация. Складываются новые формы собственности на землю, что требовало оформления в правовой, юридической регламентации  и идеологического оправдания. На Руси, как и в Европе, возникает  феодализм, но этот феодализм отличался  своеобразием.

На Руси не было рабовладения, или, вернее, рабство  не имело производственного характера, оно оставалось патриархальным, домашним. Поэтому переход к феодализму отличался от аналогичных процессов, происходивших в Римской империи. Но феодализм на Руси отличался и  от аналогичного уклада, складывавшегося  в Европе. На Руси не сформировалось, в отличие от Западной Европы, системы  вассальных отношений.

Информация о работе Периодизация русской культуры