Периодизация истории и культуры Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Теримином "античная культура" впервые стали называть в эпоху Возрождения греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время, т. к. "античный" - от латинского "antiquus" - означает "древний". Теперь, когда известны более древние, чем греко-римская цивилизации Древнего Востока, термин "античный" приобрёл чисто условное значение и относится именно к культурам Древней Греции и Древнего Рима.

Работа содержит 1 файл

культ.docx

— 64.69 Кб (Скачать)

Введение

 

Теримином "античная культура" впервые стали называть в эпоху Возрождения греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время, т. к. "античный" - от латинского "antiquus" - означает "древний". Теперь, когда известны более древние, чем греко-римская цивилизации Древнего Востока, термин "античный" приобрёл чисто условное значение и относится именно к культурам Древней Греции и Древнего Рима.

 

Древняя Греция является частью античного мира, культура которого развивалась в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и в сопредельных странах в период с 3-го тысячелетия  до н.э. до середины V века н. э.

 

Древнегреческое искусство  развивалось под влиянием трёх очень различных культурных потоков:

  • - эгейского, ещё сохранившего жизненную силу в Малой Азии;
  • - дорического, порождённого волной северного дорийского нашествия, склонного к введению строгих корректив в традиции крито-микенского стиля, умерить вольную фантазию и динамизм критского декоративного узора через простейшую геометрическую схематизацию, упрямую, жёсткую и властную;
  • - восточного, донёсшего в Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии, законченную конкретность пластических и живописных форм, своё замечательное изобразительное мастерство.

 

Однако простого слияния  этих трёх потоков не было бы достаточно для проявления нового и великого искусства.

...Ни пустынь, ни степей. Ничего бескрайнего, кроме голубого  спокойного неба. Земля, в которую  то тут, то там широко врезывается  море. И кажется, что до него  всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не  теряешь сушу из виду. И, вероятно, поэтому грек не ощущал себя  потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песка или скиф в зелени степей. Куда бы не устремлял он свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он как-то сразу находил себе место. Место хозяина солнечного края, дарованного ему богами.

Государственная система  в Греции была создана особая - по масштабу страны и в согласии с  навыками её обитателей. Не единое государство, как на Востоке, постоянно расширяющееся  в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших  в тех границах, что определили природа и былая родовая организация. Это повлекло за собой соперничество  между государствами, но содействовало  самоутверждению древнего грека  в своём обособленном уголке. Эти  государства образовывались вокруг городов, которые служили их экономическими и культурными центрами.

Гражданин такого города-государства, по гречески - "полиса", ощущал себя подлинно независимым и полновластным. А ведь, например, в Египте подданных фараона придавливало само величие государства - в обожествлении царя они видели залог крепости государства и собственной коллективной силы. Фараон стоял неизмеримо выше остальных людей, он был недоступен для рядовых своих подданных, власть его окутывалась тайной божественного происхождения, и потому сам облик египетского царя возвеличивался в искусстве.

Но уже на Крите, относительно небольшом острове, царь представлялся  своим подданным лишь богатым  хозяином, отпрыском знатного рода, лучше других преуспевшего в ратном деле и организации своего материального  благополучия. А граждане Эллады полностью  избавились от священного трепета перед  самим понятием высшей и незыблемой власти, уже больше не существующей.

Вольные духом, они узрели идеал в собственном усовершенствовании, в полном раскрепощении своих  человеческих качеств и возможностей, как подобает человеку и гражданину, доблестному духом и прекрасному  телом.

Раз древний грек воспринимал  природу не как неразгаданную  тайну, а как видимую объективную  реальность, его искусство должно было стать реалистическим. Художественное творчество Эллады впервые в истории  мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в  точном копировании природы, а в  завершении того, что не могла совершить  природа. Искусству надлежало стремиться к тому совершенству, на которое  она лишь намекнула, но которого сама не достигла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация  истории и культуры Древней Греции

 

Сложную и многообразную  историю Древней Греции принято  делить на несколько периодов, согласно которым строится и история древнегреческого искусства.

 

Крито-микенский  период: 3 - 2 тысячелетия до н. э.

Во второй половине 3-го тысячелетия  до н. э. происходит массовое передвижение южно-европейских племён на юг, в  области Восточного Средиземноморья, и к концу 3-го тысячелетия до н. э. протогреческие племена ахейцев и ионийцев расселились на территории Южной и Средней Греции, вытеснив пеласгов и лелегов - автохтонное население, во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. греческие племена заселили острова Эгейского моря. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. 
К началу 1-го тысячелетия до н.э. ионийцы утвердились на западном побережье Малой Азии, получившей название Ионии.

Эгейская культура (общее  название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой  Азии) развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и  расцвета в разное время. Города, укрепленные  стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами  появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные  поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия; на Крите  крепости неизвестны со 2-го тысячелетии  до н. э.

Ученые выделяют несколько  локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская.

Эгейская и крито-микенская  культура является связующим звеном между культурами Востока и Древней  Греции. Она охватывала несколько  районов со своими оригинальными  культурными четами и вместе с  тем переплетающимися друг с другом. Самым древним из центров эгейской культуры, была Троя, воспетая Гомером. В бронзовом веке значительным культурным центром стал Крит. Здесь впервые  в истории Европы возникло рабовладельческое  общество, сформировались цветущие города: Кнос, Фест, Гурния.

В XV веке до н.э. в результате стихийной катастрофы Крит теряет свою ведущую роль, его завоёвывают  пришельца с материковой Греции - ахейцы. Во второй половине 2-го тысячелетия  до н.э. ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне становятся поселения  материковой Греции: Микены, Тиринф, Пилос.

В начале XII века до н.э. в  период Троянской войны ранние рабовладельческие  государства эгейского мира приходят в упадок. Вскоре после Троянской  войны начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев, продолжавшееся на протяжении всего XI века до н.э.. Эта волна разрушила очаги эгейской культуры. Вторжение дорийцев повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

 

Гомеровский и  раннеархаический период: XI - VIII века до н. э.

Период греческой истории  с XI по IX века до н. э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы  Гомера "Иллиада" и "Одиссея".

В XI веке до н.э. племена дорийцев, ионийцев, эолийцев расселяются по территории Греции, захватывают Эгейские острова, достигают Малоазийского  побережья. К IX в. Грецию заселяли: эолийцы  — Северную Грецию, дорийцы —  Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы  — Аттику и острова.

За волной вторжений дорийцев в XII - XI вв. последовали "тёмные времена", когда сельскому населению Греции, разделённому на отдельные общины, приходится всё начинать как бы заново: учиться строить, писать, создавать новую культуру. Но этот временной промежуток от XI до VII веков до н.э. стал не только периодом культурных потерь и разрушений, потерь контактов с Востоком, замкнутости, но и периодом подготовки эллинской культуры. Вырабатывался единый язык, на котором складываются песни и сказания, объединённые Гомером в конце периода в эпические циклы. Зарождаются святилища в Олимпе и Дельфах. Складываются общегреческое религиозное единство. Вся Греция была разделена на небольшие самостоятельные области, в которых управляли племенной вождь (басилевс), совет старейшин (буле) и народное собрание (агора), состоявшее из свободных членов общины. С ростом социальной дифференциации народное собрание и племенной вождь постепенно утрачивают своё прежнее значение. Бразды правления концентрируются в совете старейшин, в состав которого теперь входят не самые пожилые, а наиболее знатные и богатые граждане.

 

Архаика: VII - VI века до н. э.

С конца VIII века до н.э. в Греции начинаются большие сдвиги в экономике, социальном строе, культурной жизни. Уходит в прошлое патриархальный быт  мелких поселений гомеровского периода. Ему на смену приходит разделение труда, отделение ремесла от сельского  хозяйства и его более глубокая дифференциация.

Ремесленники начинают селиться вокруг укреплений. Зарождается город  как торгово-ремесленное поселение. Города стали также местами концентрации нарождающегося класса рабовладельцев, так как создаются условия  для боле широкого применения рабского труда в ремесленных мастерских, строительстве, сельском хозяйстве.

Родовые институты превращаются в орудие господства родовой знати, против которой борется демос (земледельцы, ремесленники, торговцы), добиваясь  уравнения в политических правах, передела земли и отмены долгового  рабства. В ходе этой борьбы складываются характерные черты греческих  городов-государств - полисов, для которых характерны: агора - народное собрание полноправных граждан (мужчин), составлявших привилегированное меньшинство населения; совет, суд присяжных, гражданское ополчение, выборные должностные лица и т.д.

Таким образом, в Греции создаётся  новая и более прогрессивная  по сравнению со странами Древнего Востока форма политической власти рабовладельцев - рабовладельческая  республика. В различных районах  борьба демоса с родовой знатью имела  неодинаковые последствия. В одних  случаях родовая знать подчиняла  себе остальных членов общины, и  в результате получалась аристократическая  республика, как например, в Спарте. В других случаях в городах  устанавливалась единоличная форма  правления - тирания, которая всё  же нигде не удерживалась долгое время. В третьих в результате победы демоса устанавливалась республиканская  демократическая форма правления. Однако и в демократических городах-государствах полноправными гражданами были только местные рабовладельцы.

Вне зависимости от формы  правления греческое государство  представляло собой гражданскую  общину с экономическим и политическим центром в укреплённом городе, вокруг которого объединялось население  небольшой, как правило, сельской территории. В политическом отношении рабовладельческая  Греция всегда делилась на сотни самостоятельных  городов-государств.

В формировании греческого рабовладельческого общества большую  роль сыграла колонизация греками  в VII - VI веках до н.э. Средиземноморского побережья, а также Черноморского  о Мраморного морей. Она расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. Активное взаимодействие греков с другими народами в результате колонизации, военных столкновений, притока рабов-иноземцев пробуждает в них сознание определённого единства греческого мира. Рождаются понятия "эллины" и "Эллада". Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами.

Напряжённая политическая жизнь  формирующихся полисов рождала  новые взгляды на мир, на место  человека в обществе.

 

Классика: V век  до н. э. - до последней трети IV века до н. э.

Всю первую четверть V века до н.э. длились греко-персидские войны, в ходе которых персы опустошили и разграбили Аттику, захватили Афины, разрушили Акрополь. Но в конечном итоге победили греческие полисы, находившиеся на более высокой ступени  общественного развития и обладавшие более высокой военной организацией.

В ходе греко-персидских войн, развивается самосознание свободных  граждан, усиливается их политическая активность, рождается эллинистическая  демократия, основанная на принципе прямого  народовластия, когда любой свободный  гражданин вне зависимости от его имущественного положения, мог  занять самую ответственную должность, если на него падёт жребий, а высшим органом государственной власти становится народное собрание.

В религии получают развитие нравственно-мистические направления.

Третья четверть V века до н.э. - кратковременный период расцвета афинской рабовладельческой демократии. В это время Афины были самым  значительным культурным центром Эллады и переживали "золотой век" своего экономического, политического  и культурного развития.

Эту эпоху величайшего  культурного расцвета Афин Вольтер  назвал "веком Перикла", так  как с его именем связана высшая слава Афин. Именно в лице Перикла, главы демократической партии, из года в год избиравшегося на высшую должность стратега, идеи гражданственности и патриотизма нашли яркого и авторитетного выразителя. Он заботился о процветании Афин, покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников.

Период поздней классики - это время постепенного разрушения старых идеалов, появления новых  форм и образов в ответ на те политические и общественно-социальные коллизии, которые переживает Греция в это время.

Концентрация всё больших  богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце V века к вытеснению труда свободных граждан более дешёвым трудом рабов. Афинские земледельцы разорялись. Перикл искал выход из кризиса в усилении эксплуатации союзников по Афинскому морскому союзу и в ожесточённой борьбе с другими государствами Греции - соперниками Афин. Росло недовольство таким положением вещей как среди неимущих граждан, так и среди угнетённых афинской гегемонией членов Афинского морского союза.

Одновременно с Афинским союзом существовал и Пелопонесский, возглавляемый Спартой. В составе этого союза находились полисы, где преобладали олигархические порядки. К Спарте тяготели как олигархические слои всех греческих городов, так и ущемлённые Афинами приверженцы полисной независимости. Демократические же элементы всей Греции ориентировались на Афины. Борьба демократических и олигархических течений постоянно перерастала в острые конфликты, которые привели к Пелопонесской войне, длившейся более четверти века и закончившейся победой Спарты над Афинами. Но политическое владычество оказалось непрочным, столкновения между полисами продолжались.

Информация о работе Периодизация истории и культуры Древней Греции