Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:34, реферат
История художественной группы "Передвижники".
Для нас, современных людей, имена передвижников хрестоматийны. И сложно представить сейчас, как трудно было в то время решиться выступить против устоявшихся правил, норм и законов, обязательных для художников того времени. Но именно благодаря этим самоотверженным людям мы сейчас можем видеть истинное лицо России того времени и почувствовать дух народной жизни. Их творения живы, они по прежнему взывают к чувствам, будят мысли, зовут людей к истине, справедливости и добру.
Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков - Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет А. С. Грибоедова (1873).
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского "Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу". Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.
В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь", "Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов.
Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его недостижимость.
"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина "Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить.
Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.
Соратником и близким другом Крамского, участником передвижничества был Василий Иванович Суриков. Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Первым, кто поддержал мальчика, был Н. В. Гребнев, учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил с похвальным листом. По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени, "Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною", — с благодарностью говорил Суриков о своем первом наставнике.
Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ икону "Богородичные праздники".
Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).
Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное.
Развитию природных данных художника во многим способствовал П. П. Чистяков, воспитавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков с успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится и его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874, ГТГ). В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Строгая композиция этого произведения не выходит за рамки академических канонов, но подчинена выявлению психологии героев.
Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника I степени. Когда через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя и Москве необходимые детали.
С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. "Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь", — вспоминал он.
Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым вопрошал художник. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей". "Утро стрелецкой казни" (1878—1881, ГТГ) действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. "Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь", — пишет Суриков об этом полотне. Стрельцы, идущие на смерть, полны достоинства.
Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове"(1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость...
Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке...
.
Первый эскиз "Боярыни
Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства, одновременно являясь средоточием этих чувств.
Впервые картина появилась на Пятнадцатой передвижной выставке и получила самую восторженную оценку современников. В. В. Стасов писал: "Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще". В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством тогдашнего состояния художника является картина "Исцеление слепорожденного", впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.
В 1895 Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком"(1895, ГРМ).
Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. По определению Нестерова, живопись Сурикова—"крепкая, густая, звучная, захваченная из существа действия, вытекающая по необходимости".
"Главное
в картине—движение, — говорил
художник,—храбрость беззаветна
Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном "Степан Разин" (1907—1910, ГРМ). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям.
Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков.
Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Минченкову: "Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем?"
В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова "Посещение царевной женского монастыря" (ГТГ). Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами А. Рябушкина и С. Иванова.
Значительно
искусство Сурикова-
Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Для нас, современных людей, имена передвижников хрестоматийны. И сложно представить сейчас, как трудно было в то время решиться выступить против устоявшихся правил, норм и законов, обязательных для художников того времени. Но именно благодаря этим самоотверженным людям мы сейчас можем видеть истинное лицо России того времени и почувствовать дух народной жизни. Их творения живы, они по прежнему взывают к чувствам, будят мысли, зовут людей к истине, справедливости и добру.
Список литературы: