П. М. Третьяков и история Третьяковской галереи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:42, доклад

Описание работы

Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) - основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, Третьяков начал собирать художественную коллекцию национальной рус. живописи, пользуясь советами В. В. Стасова, И.Н. Крамского и др.

Содержание

ТРЕТЬЯКОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ……………………………3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ…………4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ……………………5
ДАР ГОРОДУ………………………………………………………..8
ГАЛЕРЕЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА……………………………………9
КОЛЛЕКЦИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ……………………...12
ЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОЛЛЕКЦИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

(1952–1982) продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи 18 в. Так, Портрет М.Д.Бутурлина и Портрет неизвестного в синем кафтане расширили представление о творчестве А.П.Антропова. Портрет М.И.Мюссар существенно дополнил коллекцию работ Д.Г.Левицкого; миниатюрный Портрет Темкиной в образе Дианы В.Л.Боровиковского, видимо, предшествовал большому портрету, находящемуся в собрании галереи уже с 1925.

Долгие годы была неизвестна судьба Портрета Н.А.Грибовской (1795) работы Н.А.Аргунова. Сотрудники музея обнаружили портрет в одном из частных собраний Москвы и приобрели его для галереи.

К новым поступлениям относятся лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и Портрет князя Н.П.Трубецкого О.А.Кипренского. Крайне редко встречаются работы основоположника крестьянского жанра в русском искусстве А.Г.Венецианова, поэтому большой удачей стало приобретение Портрета дочери (1820-е), относящегося к лучшей поре творчества художника и Портрет детей Путятиных (начало 1830-х).

Исключительную ценность представляют картины мастеров 1 пол. 19 в. В первую очередь, это картина У богородицкого дуба (1835) К.П.Брюллова и его же Портрет М.А.Алексеевой, один из лучших камерных женских образов художника.

Галерея Третьякова обладала лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова. Ранний Автопортрет художника, Пейзаж с лестницей, законченный этюд Голова Иоанна Крестителя существенно обогатили коллекцию.

Тщательное изучение живописных работ, с привлечением архивного и литературного материала, позволило ввести в научный оборот вновь открытые произведения пейзажиста И.А.Иванова, И.П.Якимова, А.А.Васильева, Ф.Г.Торопова, которые ранее либо приписывались другим мастерам, либо считались работами неизвестных авторов.

Одной из главных задач при собирании живописи 2 половины 19 в. было показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Значительно расширен был круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ: приобретены этюды к картинам И.Е.Репина Не ждали, Иван Грозный и его сын Иван, Крестный ход в курской губернии и т.д.

Значительно увеличилось собрание этюдов В.И.Сурикова, в частности, для картины Боярыня Морозова: Голова боярыни Морозовой (1886), Стрелец в красном кафтане, Голова юродивого и др.

Были приобретены подготовительные работы к картинам В.Г.Перова Утопленница, В.В.Пукирева Неравный брак, К.А.Савицкого В ожидании приговора суда, Спор на меже.

Одновременно заполнялся и ряд существенных лакун в широком монографическом показе творчества крупнейших мастеров этой поры. Картина 1857 Приезд станового на следствие характеризует самый ранний этап творчества В.Г. Перова. Представление о работе Перова во Франции обогатили картины Уличная сцена в Париже и Праздник в окрестностях Парижа.

Раннее творчество В.И. Сурикова пополнилось его академической программной картиной Апостол Павел объясняет догматы веры (1875) и Сценой из римского карнавала – единственным живописным произведением, написанным во время первого путешествия за границу. Были приобретены также поздние картины мастера: Посещение царевной женского монастыря (1912), Портрет О.В.Суриковой в детстве (1888), Портрет доктора А.Д. Езерского (1909).

В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К.Саврасова и И.И.Левитана. Среди этих поступлений – и такие знаменитые вещи как картина Тихая обитель (1890), принесшая автору широкое признание современников, Озеро (1899) – эскиз последнего незавершенного произведения, которое художник замышлял как обобщенный образ Родины.

Одновременно с закупками Третьяковская галерея получила щедрые дары от коллекционеров. В 1977 собрание пополнилось переданной в дар коллекцией живописи и графики русского авангарда Г.Д.Костаки.

К наиболее значительным дарам относится эскиз-вариант В.А.Серова Похищение Европы (1910), полотно В.Э.Борисова-Мусатова Гармония (1899–1900), Купание красного коня (1912) К.С.Петрова-Водкина, картины Ф.А.Малявина Зеленая шаль (1914), П.В.Кузнецова Вечер в степи (1912), М.С.Сарьяна Константинополь. Собаки. (1910).

Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900–1910-х существенно пополнился целыми группами картин. В первую очередь, это серии А.В.Лентулова Натюрморт с синим кувшином и Москва (1900–1913), Звон (1915), Тверской бульвар (1917); натюрморты 1908–1916 А.В.Куприна; группы ранних работ Р.Р.Фалька, П.П.Кончаловского.

В коллекции находятся картины официально гонимых или незаслуженно забытых мастеров 1920–1930-х, а также работы художников андеграунда 1950–1970-х.

В 1985 Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения, в который были включены ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. С 1989 начал формироваться Дом-музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова.

 

 

 

ЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, приобретенном семьей в начале 1850-х. Для быстро растущей коллекции особняк оказался мал, и весной 1874 картины были размещены в новом двухэтажном здании картинной галереи, отстроенном по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволило посещать экспозицию посторонним. В 1881, юридически оставаясь частной, галерея стала общедоступной для бесплатного посещения публикой, «без различия рода и звания». К концу 1880-х галерея была достроена, она с трех сторон окружила жилой дом и состояла из 14 залов. В настоящее время галерея по-прежнему размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему, главный фасад сооружен в 1902–1904 по проекту В.М.Васнецова.

Во время Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Здание частично пострадало от бомбежки. В 1944, перед возвращением коллекций, встал вопрос о расширении музейных площадей. Еще в 1936 по проекту арх. А.В.Щусева с северной стороны основного здания был построен двухэтажный корпус. Планировалась постройка аналогичного корпуса с южной стороны.

В 1982 было принято распоряжение правительства о ремонте и реконструкции Третьяковской галереи. При реконструкции предполагалось сохранить исторические постройки, к которым с севера и юга пристраивались два новых здания для административных служб. В единый архитектурный ансамбль зданий ГТГ был включен храм Святителя Николая в Толмачах 17 в., который в 1997 стал отделом Третьяковской галереи, функционируя как музей-храм.

Строительство началось в 1983, в 1985 введен в строй северный корпус, в котором расположились депозитарий (хранилище) и реставрационные мастерские. В 1989 сооружен южный корпус (Инженерный), где были построены выставочные помещения, конференц-зал, а также разместились инженерные системы и службы.

Реконструкция основного здания длилась с 1986 по 1995. Фасад, оформленный по проекту В.М.Васнецова, был сохранен и реставрирован.

За реконструкцию Третьяковской галереи архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и др., а также директор музея народный художник Ю.К.Королев (посмертно) были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

В 1985 было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в здании на Крымском валу, 10 (1964 – конец 1970-х, архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян, М.Н.Круглов и др.), с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. В мае 2000 на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства 20 века (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке.

В перспективе – планомерное развитие музея: создание в Лаврушинском переулке «квартала искусств», открытых запасников икон и Дома графики, которые будут располагаться в историко-архитектурных памятниках в непосредственной близости к основному зданию.

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Анисов Лев Третьяков Серия: Жизнь замечательных людей.- М, Изд: Молодая гвардия, 2004 -282с.

2.      Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М, электронная библиотека-348с.

3.      Грязнов А. И. Почетный гражданин Москвы.- М, 1982-154с.

4.      Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей.- М, "Махаон", 2006 -238с.

 

 

15

 



Информация о работе П. М. Третьяков и история Третьяковской галереи