П. М. Третьяков и история Третьяковской галереи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:42, доклад

Описание работы

Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) - основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, Третьяков начал собирать художественную коллекцию национальной рус. живописи, пользуясь советами В. В. Стасова, И.Н. Крамского и др.

Содержание

ТРЕТЬЯКОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ……………………………3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ…………4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ……………………5
ДАР ГОРОДУ………………………………………………………..8
ГАЛЕРЕЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА……………………………………9
КОЛЛЕКЦИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ……………………...12
ЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 83.00 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Культурология»

На тему: «П. М. Третьяков и история Третьяковской галереи»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка заочного отделения технологического факультета «Технология производства и переработки с/х продукции»

1 курса

Краснова Гуля Романовна

Проверил: Забелина Елена Борисовна

             

Ярославль

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ТРЕТЬЯКОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ……………………………3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ…………4

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ……………………5

ДАР ГОРОДУ………………………………………………………..8

ГАЛЕРЕЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА……………………………………9

КОЛЛЕКЦИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ……………………...12

ЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕТЬЯКОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ

Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) - основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, Третьяков начал собирать художественную коллекцию национальной рус. живописи, пользуясь советами В. В. Стасова, И.Н. Крамского и др.               Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— И. Н. Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Современников восхищали природный ум и требовательный вкус Третьякова. Он покупал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Если работа оказывалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках, часто накануне вернисажа.

История Третьяковской галереи неразрывно связана Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники представлены здесь наиболее полно. Созданное в 1870 году Товарищество объединило художников, тяготевших к реалистическому изображению событий, образов и характеров российской жизни и ее прошлого. Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю — передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным. Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Она должна была стать музеем в музее – национальная портретная галерея в "общественном, всем доступном хранилище изящных искусств". По всей видимости, Третьяков находился во власти "модной" просветительской идеи XIX века о важной роли личности в истории, получившей распространение после открытия в Лондоне Национальной портретной галереи в 1856 году. Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других). В 1872 году к П.М. Третьякову поступила целая серия написанных В. Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А. Н. Островского (1871), Ф. М. Достоевского (1872), А. Н. Майкова (1872), М. П. Погодина (1872), В. И. Даля (1872), И. С. Тургенева. Они демонстрировались на выставках Товарищества в 1872–1873 годах.

В течение почти четырех лет Павлу Михайловичу пришлось добиваться того, чтобы Лев Толстой согласился позировать Крамскому. Наконец в 1973 году писатель уступил, но при условии, что художником будет написан и второй его портрет, который останется в семье. Крамской выполнил эту просьбу. Оба полотна вполне устроили заказчиков. По просьбе Павла Михайловича Крамским был написан и погрудный портрет поэта Н. А. Некрасова, который в то время тяжело болел.

Через десять лет после женитьбы, в 1875 году, Павел Михайлович пожелал иметь портрет своей жены. Как всегда, предварительно велась длительная переписка с И.Н. Крамским. В результате история оставила нам два портрета Веры Николаевны Третьяковой работы Крамского 1876 и 1879 годов. Но сам Павел Михайлович всегда категорически отказывался позировать художникам. Как-то он приболел и вынужден был оставаться дома. Тогда-то И.Н. Крамскому и удалось написать его портрет (1876). Второй портрет основателя Галереи создал И.Е. Репин в 1883 году.

Самым крупным приобретением Третьякова (92000 рублей) была серия работ В.В. Верещагина. В 1872 году в мюнхенской мастерской художника Павел Михайлович увидел его Туркестанскую серию. Она произвела на собирателя огромное впечатление. Два года спустя Верещагин решил показать в Петербурге все полотна, созданные по материалам Туркестанского похода. Третьякову захотелось купить эту серию картин и подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Однако совет училища не принял дара из-за отсутствия необходимого помещения и за неимением средств для его постройки. Тогда Павел Михайлович передал коллекцию Московскому обществу любителей художеств, но с условием, чтобы оно в течение трех ближайших лет нашло возможность для ее открытого показа. Общество не выполнило условия. Третьяков вернул в 1881 году этот свой первый дар городу Москве к себе в Галерею. К этому времени в собрании уже было 78 этюдов В.В. Верещагина, исполненных в Индии и приобретенных в 1880 году.

Нашли свое место в коллекции Павла Михайловича и нескольких картин Балканской серии В.В. Верещагина ("Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 1878–1879). 12 апреля 1877 года, в день объявления русско-турецкой войны, Вера Николаевна "молилась за столь дорогое начатое дело – освобождение славян от угнетения турок". Третьяковы внимательно наблюдали за театром военных действий. Они восхищались В.В. Верещагиным и В.Д Поленовым, работавшими военными корреспондентами. После возвращения Поленова в Россию, когда тот поселился в Москве, Третьяков стал пристально следить за его творчеством и приобрел написанный в 1878 году "Московский дворик".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДАР ГОРОДУ

Намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым в завещательном письме 1860. В 1892 Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию (картины и скульптуры, исполненные, по преимуществу, западноевропейскими мастерами), в дар Москве.

Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников 2 пол. 19 в., главным образом французских и немецких.

В августе 1893 музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

П. М.Третьяков был удостоен звания почетного гражданина Москвы.

Оставаясь до конца жизни попечителем Галереи, П. М.Третьяков продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей московской Городской думой и завещанные С. М.Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в Галерею уже в качестве дара.

Каталог собрания, составленный Третьяковым незадолго до смерти (опубликован в 1899), содержал уже 1635 живописных произведений.

 

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

С 1898, после смерти П. М.Третьякова, галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В. А.Серов, И. С.Остроухов, дочь П. М.Третьякова А. П.Боткина и другие. По воле Третьякова коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти.

Однако в 1899 Совет принял решение пополнять собрание, но новые поступления размещать отдельно от основного собрания.

В 1904 Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников 18 и 1 пол. 19 в., а также произведений рубежа веков. С 1910 по 1925 в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А.Морозова, среди которых были полотна Э.Мане, О.Ренуара, В.Ван Гога, Э.Мунка и др. Вместе с собранием С.М.Третьякова, они составили раздел новой западной живописи.

В 1925 произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

В 1913 на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь, с 1917 по 1925 исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи.

В 1913–1925 Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Развеской картин достигалась цель показать эволюцию искусства с выделением главных «монографических узлов». Зритель, проходя по залам, знакомился с последовательной историей русского искусства.

3 июня 1918 Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы, Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.

В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание Галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919, из-за значительного притока работ, музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.

В 1925 в ее собрание влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова); Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников 18–19 вв., картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, сформировавшиеся во 2 пол. 19 в. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова, в том числе картина Явление Христа народу (включена в экспозицию после постройки специального зала в 1932).

С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией.

В результате в собрании появились великолепные коллекции художников, работавших на рубеже 19 и 20 вв.: М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.В.Добужинского, А.А.Осьмеркина, А.В.Шевченко и др.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Произошли изменения в составе старых коллекций, которые были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретения произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства.

Информация о работе П. М. Третьяков и история Третьяковской галереи