Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:24, контрольная работа
Сегодня мнений о культуре советского периода большое множество. Однако среди множества мнений отчетливей других слышны две позиции. Одна, поспешная и близорукая, опирающаяся на авторитетные суждения философа Н.Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштамама о «веке-волкодаве», сравнивает семидесятилетнюю советскую культуру с мрачной ямой тоталитаризма (формы государства, характеризующейся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества), не представляющей, якобы никакого позитивного содержания. Другая основывается на конкретных исторических данных. Аналитически-объемная, учитывающая сложнейшие противоречия и тормозящие его явления, точка зрения, отбрасывает прочь метания и ядовитый нигилизм - отрицание в угоду выгодной ситуации-конъюнктуре. Именно эта позиция и выглядит исторически объективной и плодотворной. 1
В 1958 г. вместо семилетнего вводится восьмилетнее образование, а срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. Начиная с 9-го класса, учащиеся должны были осваивать производственные профессии.
1956 г. была отменена плата за обучением, а в 1957 г. было введено право на преимущество поступления для лиц, имеющих трудовой после окончания средней школы стаж и демобилизованных из рядов Советской Армии.
По численности специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Вместе с тем, качество подготовки специалистов во многом не отвечало требованиям времени и мировому уровню.10
Государство оказывало поддержку и содействие развитию науки. Особое значение уделялось разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. Научные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. Так, в распоряжение Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электрон-вольт для изучения атомного ядра. Достижения ученых дали возможность СССР стать первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии.
В СССР была создана первая межконтинентальная ракета под руководством С.Я. Королева, а 12 апреля 1961 г. в космос отправился первый в мире человек – гражданин СССР Юрий Гагарин.
В 60-x гг. были открыты 102-й и 104-й элемент таблицы Менделеева.
Были
созданы сорта озимой пшеницы, сорт
подсолнечника высокой
Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы, лечение туберкулеза, получение препарата для лечения полиомиелита.11
Увеличилось количество издаваемых газет и журналов. Вновь стал издаваться журнал «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов
В литературе появились произведения, которые отражали настоящую советскую действительность.
Административное здание на Смоленской площади, здания на Котельнической набережной и площади Восстания и Московский государственный университет были первыми высотными зданиями, построенными в Москве. Во второй половине 50-х гг. и в дальнейшем преобладали типовые проекты и стандарты, отставало развитие инфраструктуры.
В 50-х – 80-х гг. советские ученые заняли передовые позиции по многим направлениям в области теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике, естествознании и других науках.
В
конце 50-х гг. произошли значительные
изменения в отношении к
В настоящее время Российская культура переживает глубочайший кризис. На состояние культуры негативно воздействует как формирующийся рынок, так и все возрастающая экспансия западной массовой культуры, резкое падение значения социалистической идеологии. Разрушается сама инфраструктура культуры. Задача вернуть потерянные позиции в мировой культуре России сложна, однако пока разрешима.12
Цель – выявить проблемы культуры, которые появились в условиях формирования рынка. Для достижения этой цели поставлена задача: описать кризис культуры, возникший на фоне формирования рынка, изменения в науке, образовании и искусстве. Для решения поставленной задачи будет применяться аналитический метод.
Начиная с конца XX в. культура России находится в кризисном состоянии. Причиной тому, в большей степени, является невыполнение обязательств, взятых на себя государством. Большую роль так же играет тот факт, что в в 90-е гг. произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Резкое ухудшение материального состояния работников культуры привело к падению престижности их профессий. Резкое сокращение государственного финансирования заметно сказалось на культурной жизни: рынок заставляет всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом свой продукции.
Для абсолютного большинства СМИ, в большей степени телевидение, радио, видеофильмы стали основным источником культурной информации. Роль книг, музеев, театров значительно уменьшилась.13
В сложном положении оказались наука и образование: финансовые трудности привели к тому, что в начале 2000-х гг. Россия тратила на научные исследования 1млрд. долларов (сумма равная бюджету среднего американского университета). Были свернуты многие исследования, закрылись десятки НИИ. Численность работающих в научно-технической сфере сократилась более чем в 2,5 раза.
Скудность финансирования не могла не сказаться на системе образования. Экономическое положение значительных социальных слоев не позволяло получать образование их детям (в 2005 г. 2 млн. детей не ходило в школу). Появление платных «дополнительных образовательных услуг» обуславливало проявление социального неравенства уже на уровне молодежи.
Высшее образование пыталось приспособиться к новым условиям - увеличило количество вузов с 535 до 590 государственных и с 78 до 349 – коммерческих. Самыми популярными были профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист.
В
искусстве резко стала
Отсутствие господдержки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Это привело к засилью западных кинолент. Коммерциализация оказала влияние и на проблематику фильмов. Рынок захлестнула «чернуха», насилие и секс. Криминальные особенности 90-х нашли достаточно красочное отражение в кино. Однако, наметились положительные тенденции в последнее время. Растет количество и качество картин созданных в последнее время.
Литература, самую востребованную часть которой, представляют авторы, работающие в постмодернистской манере. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетическое значение литературы.
Произошли изменения и в музыкальном искусстве – 90-е гг. стали временем бурного развития молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом широкой аудитории. 14
В конце XX – начале XXI вв. советскую модель культуры сменяет новая – рыночная, со всеми вытекающими отсюда положительными и отрицательными последствиями. Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры возможны только в том случае, если будет действовать государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.
Отечественная культура советского периода была ничуть не тоталитарнее, чем все ранее существовавшие. Наоборот, она единственная из всех них, которая стала служить не "избранным", "не элитарным" слоям общества, а всему народу. И в этом состоит ее главное историческое отличие и гуманистическое достоинство. Хотя и не единственное.
Ярлык "тоталитаризма", навешенный на советскую культуру, это не просто "обидное", "несправедливое" клеймо, это - опасное явление, с далеко идущими целями. Во-первых, научный подход в уяснении своеобразия советской культуры и ее места в общем потоке российского цивилизационного процесса вытеснен идеологическим заданием (неважно, полученным со стороны или добровольным) - разрушить единство российской цивилизации и тем самым разорвать духовно-смысловую связь поколений, заставить народ "устыдиться своего прошлого" (Ф.М.Достоевский). Если же народ не примет западные ценности за "свои", "единственно значимые", то следует "устранить народ". Однако вопреки насилию, совершаемому над русской историей и культурой, в общественном сознании нарастает волна возвратного процесса - тенденция возрождения национально значимых культурных ценностей, в том числе и советских. Общественная мысль и массовое сознание вновь возвращаются к проблеме "утраченного времени" - к недавнему советскому прошлому. (Примеры не приводим, их множество). А это значит, что и в начале ХХ столетия (советский период), и сегодня, несмотря на крутой поворот истории, линия на преемственность культурно-исторического процесса не разорвана, она продолжается.
А | - | С. Рахманинов | - | 15 | - | Опера «Алеко» | |
Б | - | В. Набоков | - | 8 | - | Роман «Приглашение на казнь» | |
В | - | Н. Бердяев | - | 1 | - | Эссе «Судьба России» | |
Г | - | М. Горький | - | 3 | - | Роман «Жизнь Клима Самгина» | |
Д | - | В. Мухина | - | 4 | - | Скульптура «Рабочий и Колхозница» | |
Е | - | И. Шадр | - | 5 | - | Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» | |
Ж | - | П. Корин | - | - | |||
З | - | Ю. Тынянов | - | 2 | - | Роман «Смерть Вазир-Мухтара» | |
И | - | В. Астафьев | - | 10 | - | Роман «Последний поклон» | |
К | - | Г. Чухрай | - | 9 | - | Фильм «Баллада о солдате» | |
Л | - | С. Бондарчук | - | 12 | - | Фильм «Судьба Человека» | |
М | - | Г. Панфилов | - | 11 | - | Фильм «Начало» | |
Н | - | А. Хачатурян | - | 16 | - | Балет «Спартак» | |
О | - | Ю. Бондарев | - | 13 | - | Роман «Берег» | |
П | - | А. Чайковский | - | - | |||
Р | - | А. Тарковский | - | 7 | - | Фильм «Иваново Детство» | |
С | - | С. Эйзенштей | - | 6 | - | Фильм «Иван Грозный» |
Алексеев А.И. Культурология. История культуры России [Книга]. - СпБ : Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2005.
Под ред. А.Н. Марковой Культурология: Учеб. пособие для вузов [Книга]. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Под ред. Г.В. Драча Культурология [Книга]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
Под ред. Г.В. Драча Учебный курс по культурологии [Книга]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.
Под
ред. проф. А.Н. Марковой. Культурология.
История мировой культуры: Учебник для
вузов. [Книга]. - Москва : ЮНИТИ, 2000.
Информация о работе Осуществление культурных преобразований в 20-30-е гг