Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:24, контрольная работа
Сегодня мнений о культуре советского периода большое множество. Однако среди множества мнений отчетливей других слышны две позиции. Одна, поспешная и близорукая, опирающаяся на авторитетные суждения философа Н.Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштамама о «веке-волкодаве», сравнивает семидесятилетнюю советскую культуру с мрачной ямой тоталитаризма (формы государства, характеризующейся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества), не представляющей, якобы никакого позитивного содержания. Другая основывается на конкретных исторических данных. Аналитически-объемная, учитывающая сложнейшие противоречия и тормозящие его явления, точка зрения, отбрасывает прочь метания и ядовитый нигилизм - отрицание в угоду выгодной ситуации-конъюнктуре. Именно эта позиция и выглядит исторически объективной и плодотворной. 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В Г. КРАСНОДАРЕ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И
КУЛЬТУРЫ.
Контрольная работа по дисциплине Культурология.
Вариант
– 29
Выполнил студент: Криворучко М.А.
ФНО, Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Рецензент:
Дин доцент А.Ю. Блок.
Краснодар 2010 г.
Содержание
Тема: Культура советского периода.
Сегодня мнений о культуре советского периода большое множество. Однако среди множества мнений отчетливей других слышны две позиции. Одна, поспешная и близорукая, опирающаяся на авторитетные суждения философа Н.Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштамама о «веке-волкодаве», сравнивает семидесятилетнюю советскую культуру с мрачной ямой тоталитаризма (формы государства, характеризующейся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества), не представляющей, якобы никакого позитивного содержания. Другая основывается на конкретных исторических данных. Аналитически-объемная, учитывающая сложнейшие противоречия и тормозящие его явления, точка зрения, отбрасывает прочь метания и ядовитый нигилизм - отрицание в угоду выгодной ситуации-конъюнктуре. Именно эта позиция и выглядит исторически объективной и плодотворной. 1
Цель, которая стоит перед нами – выяснить, что же представляла собой культура 20-30 хх годов. Для достижения этой цели поставлена задача: рассмотреть изменения, которые произошли в культуре в области образования, науки, литературы, искусства и архитектуры. Для решения поставленной задачи будет применяться аналитический метод.
Большая часть населения России, потеряв веру в царя и доверие к церкви, сделала своей религией большевизм и совершила революцию. Однако христианская эсхатология2 и большевистская утопия имеют существенное различие, хорошо показанное немецким философом Г. Рормазером: «Фундаментальное отличие утопии, в том числе и социалистической, от христианской эсхатологии состоит в том, что последняя исторически, политически осуществляется как настоящее, а не как будущее! Христианская эсхатология не содержит в себе никакого другого смысла, кроме идеи о том, как сделать человека способным к восприятию настоящего, в то время как утопическое мышление рисует будущее как результат отрицания настоящего. Утопия реализуется в процессе вызволения человека из настоящего, когда человек теряет свое настоящее. Христианская эсхатология, напротив, выводит человека из овладевшей им безумной веры в будущее, озабоченной тем, что человек всегда только должен или хочет жить, но никогда не живет. Эта эсхатология ориентирует его на настоящее». Таким образом, утопия, ориентированная на будущее, дает санкцию на разрушение настоящего. Этим и страшны революции.3
Российская культура заплатила высокую цену за революцию. Многие творцы культуры были вынуждены покинуть Родину. В числе эмигрантов из России в XX в. было немало людей творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы.
Существующая в стране интеллигенция в 20-е годы разделилась на 3 группы: те, кто поддерживал советскую власть, колеблющиеся и выступающие против советской власти. Среди тех, кто поддерживал новую власть были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры Е.Б. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др. После попыток привлечь на свою сторону противников власти, государство перешло к репрессиям. В 1922 г. большая группа ученых была выслана из России.4
Военные действия и революционные события, а так же сокращение средств, направляемых на культуру, в связи с тяжелым положением экономики страны. В это время были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятников старины. Маргинальные5 слои общества выражали свою неприязнь к интеллигенции, разрушая культуру: в пожарах гибли книги, произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы.
Советская власть энергично взялась за восстановление и развитие культуры.
Так главной социокультурной составляющей эпохи 1917-1927 гг. стала культурная революция. Кроме того, что культурная революция это процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, это была государственная политика, направленная на изменение социального состава постреволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями культурного прошлого. Создатель лозунга «культурная революция» В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Принятие 26 декабря 1919 г. декрета правительства «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» положило начало работе по ликвидации безграмотности. Декрет обязывал все население страны от 8 до 50 лет обучаться грамоте на русском или родном языке. Центром ликвидации безграмотности (ликбез) было общество «Долой неграмотность», которое возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Благодаря этому в 1917—1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.6 А спустя еще 6 лет (к 1926 г.) число грамотного населения страны по сравнению с дореволюционным периодом почти удвоилось и составило 61%.7
К концу 20-х гг. система народного образования, претерпев ряд изменений, была радикально перестроена: образование стало доступно для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования - марксистское учение. Система образования была разделена на начальную, среднюю, средне специальную и высшую школы.
Из
более чем 10 тыс. научных работников
покинули страну около 500 человек, среди
которых преобладали
Изменения, произошедшие в России, вынудили эмигрировать многих деятелей искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А. И. Куприн, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин и др. Советскую литературу в это время создают: С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Л. Леонов, М. А. Шолохов и др.
20-е
гг. связаны с деятельностью
В 20-е гг. существовало несколько организаций: Товарищество передвижных выставок, Ассоциация пролетарских художников, Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью.
Драматические театры обновили свой репертуар, пытаясь показать героя, осознавшего величие революции. Театры так же искали новые формы обращения к зрителю. В 1920 г. В. Э. Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором зрители могли бы сталь участниками спектакля. Однако он был не понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В целом, в театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства
В 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства.
Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. так же была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.— в Совкино.
Основная тема советской кинематографии была тема революции. Появление звукового кино открыло огромные возможности обращения к сложным вопросам.
Плановое развитие всего народного хозяйства определяло развитие архитектуры. В годы индустриализации и первых пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, — Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения и т д
Во второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, что было связано с индустриализацией страны и ростом городского населения.
На сегодняшний день осознано основное: советская культура и культура советской эпохи – явно не одно и тоже. Многозначная и многослойная культура советской эпохи это не только воспевание «светлого будущего» - коммунизма и восхваление вождизма.
Однако, не смотря на содержательность и глубину исканий 20-х гг., не стоит забывать что на культуру того времени сильно влиял Серебряный век, который закончился в 1920-1922 гг. расстрелом Гумилева, смертью Блока, забытого властью, высылкой ведущих деятелей гуманитарных наук, эмиграцией творческой интеллигенции.
Начиная со второй половины двадцатых, особенно сильно проявил себя усиливающийся духовный диктат, тоталитаризм и, конечно же, трагедия инакомыслия, выраженная в репрессиях.
В целом, 1920-е гг. стали периодом расцвета советской культуры, соединившей в себе революционные идеи, лучшие традиции серебряного века и передвижничества.
Великая
Отечественная Война очень
Цель, которая стоит перед нами – рассмотреть особенности советской культуры 40-80 хх годов. Для достижения этой цели поставлена задача: рассмотреть изменения, которые произошли в культуре в области образования, науки, литературы, искусства и архитектуры. Для решения поставленной задачи будет применяться аналитический метод.
На
захваченной фашистами
После войны началось восстановление учебных заведений, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Только в 1943 г. Число вузов почти достигло довоенного уровня.
Информация о работе Осуществление культурных преобразований в 20-30-е гг