Особенности возникновения культуры Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:21, доклад

Описание работы

В истории российской культуры допетровской эпохи обычно выделяют несколько периодов, определяемых по уровню развития государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса, доминантным ценностям:
Культура домонгольской Руси (IX-XII вв.), её же можно назвать "Киевской Русью".
Культура времён ордынского нашествия и ига (XIII-XIV вв.).
Культура постордынского периода или культура Московской Руси (XV-XVII вв.).

Работа содержит 1 файл

культура киевской руси.docx

— 46.66 Кб (Скачать)

14.3.1. Искусство русских мастеров

Найдены женские серьги "колты" - кольца с полукружием внизу, к которому припаяны шесть миниатюрных серебряных конусов. На каждый конус напаяны колечки диаметром около полумиллиметра из проволоки толщиной в две десятые доли миллиметра! На каждом конусе таких колечек - 5000 штук! Всего - 30 тысяч штук на каждой серьге, и в каждом колечке - зёрнышко серебра диаметром 0,04 мм! (Находятся в Русском музее.).

Киевская  Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые  появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

За 50 лет раскопок в  Новгороде было найдено  более 20 тысяч кожаных  сапог и туфель, но не найдено ни одного лаптя! Хотя лапти, сделанные из лыка, сохранились бы так же, как и берестяные грамотки. Найдено около 30 тысяч деталей самострелов, десятки тысяч фрагментов лат, множество мечей, копий, кольчуг. Во всей Европе в тех же слоях, относящихся к IX-XIII вв., найдено такого рода изделий значительно меньше, чем на Руси .

В создании своих изделий  русские оружейники демонстрировали  своё высокое мастерство и уменье. В Русском  музее мы можем  видеть железную маску, предохраняющую лицо воина от стрел. На Западе она была неизвестна, там создали шлем-"ведро" с прорезями для  глаз, ограничивающий маневренность и  зону обзора. Русские  мастера создавали  кольчуги весом до 8-10 кг, насчитывавшие  до 300 тысяч мелких колец.

В заключение можно  сделать вывод, что  культура Киевской Руси - оригинальное, самобытное образование, вобравшее  в себя традиции предшествующих культур и развившее  их далее. Среди изначальных, сложившихся начиная  с похода Рюрика на Киев и воссоединения двух центров русской культуры, Новгорода и Киева, отличительных черт культуры Русской земли можно назвать:

Определяющее  влияние государственности  в формировании культуры.

Государственное, княжеское начало в выборе идеологии, "Крещении Руси".

Сохранение  единства, целостности  культуры, "собирание  земель" в условиях постоянной защиты от внешней опасности - половцев и Тевтонского  ордена.

Многоплеменной  состав культуры, в  государственный  союз входили не только словенские племена, но и финно-угорские: "чудь, меря, весь".

Забота  государства о  грамотности, распространении  языка. У новгородцев  грамотность была массовой, их грамоты - в основном мирского содержания.

Князья (Ярослав  Мудрый) заботились о создании первых библиотек.

Быстрое развитие права. Первый свод законов "Русская  Правда" был создан уже в XI в. Но и  до неё в Византии, Константинополе  мужи русские клялись "своим  оружием", Перуном  и "Русским законом", то есть "Закон" был известен уже  в IX в.

Великолепная, пышная культура Киевской Руси погибла в  пламени монгольского нашествия: горели города, рушились храмы, население  угонялось в далекие  каракорумские пески. Дальнейшее развитие культуры было прервано, прежде всего, внешними факторами. Но культура не исчезла. Она была сохранена, сбережена народом и стала воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра - Москвы.

Информация о работе Особенности возникновения культуры Киевской Руси