Особенности русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Данную тему я считаю очень актуальной сегодня, потому что именно в наши дни происходит падение культуры не только русской, но и культуры в целом. Идет замещение культуры цивилизацией, что вскоре приведет в гибели культуры. Поэтому эти вопросы надо решать незамедлительно.
Цели и задачи
Моей целью было раскрыть характер русской культуры на всех этапах её зарождения и передать её характерные черты и особенности, что отличают её от других. Дать новые познания в области нашей родной культуры и как она развивалась.

Содержание

Актуальность 2
Цели и задачи 2
Обзор литературы 2
Введение 3
Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян 4
Основные особенности русской средневековой культуры 10
Общие тенденции и особенности развития современной культуры 13
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Культорология.docx

— 41.34 Кб (Скачать)

 цивилизации -  культура  продолжает нести позитивный  смысл, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Понятие цивилизации чаще всего связывается с ценностно-нейтральным развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот,

 максимально сблизилось  с понятием духовного прогресса.  К негативным качествам цивилизации  обычно относят ее тенденцию  к стандартизации мышления, ориентацию  на абсолютную верность общепринятым  истинам, свойственную ей низкую  оценку независимости и оригинальности  индивидуального мышления, которые  воспринимаются как «социальная  опасность». Если культура, с этой  точки зрения, формирует совершенную  личность, то цивилизация формирует  идеального законопослушного члена  общества, довольствующегося предоставленными  ему благами. Цивилизация все  чаще понимается как синоним  урбанизации, скученности, тирании  машин, как источник дегуманизации  мира. В самом деле, как бы глубоко  ни проник человеческий ум  в тайны мира, духовный мир  самого человека остается во  многом загадочным. Цивилизация  и наука сами по себе не  могут обеспечить духовного прогресса,  здесь необходима культура как  совокупность всего духовного  образования и воспитания, включающие  в себя весь спектр интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества.

 

 В общем случае для  современной прежде всего мировой  культуры предлагаются два пути  решения кризисной ситуации. Если, с одной стороны, разрешение  кризисных тенденций культуры  предполагается на пути традиционных  западных идеалов – строгой  науки, всеобщего образования, разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всем явлениям мира, изменения ориентиров развития науки и технологии, т. е. увеличения роли духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий, то второй путь разрешения кризисных явлений предполагает возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам

 бытия человека свободного  от власти техники. 

 

Философы современности  и недавнего прошлого занимают в  отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают  с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Взаимовлияние техники и современной  культуры является здесь одной из ключевых проблем для рассмотрения. Если роль техники в культуре в  значительной мере прояснена в работах  Хайдеггера, Ясперса, Фромма, то проблема гуманизации техники остается одной  из важнейших нерешенных задач для  всего человечества. Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной  культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ

 мировой культуры связан  прежде всего с идеями исторической и органической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется,  с одной стороны, с идеями космического масштаба,  с другой стороны идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, выраженного прежде всего в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические

отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации

 предполагает и соответствующие  принципы действия.

Заключение

Русская культура - понятие  историческое и многогранное. Она  включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя  европейского Возрождения Максима  Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный  по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине  в черном платье, задумчиво сидящей "при дороге". Русская культура тоже "при дороге", она формируется  и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

 

Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными  жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной  с христианством.

 Вместе с тем, влияние  христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный.  По справедливому замечанию видного  славянофила А.С. Хомякова, Русь  восприняла только внешнюю форму,  обряд, а не дух и сущность  христианской религии. Русская  культура вышла из-под влияния  религиозных догматов и переросла  границы православия.

 

  Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали "характером русского народа". Об этом писали все исследователи "русской идеи". Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива "вера-знание", "вера-разум" решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить". 

В целом мировая культура XX века представляет собой процесс, сложность и

 противоречивость этого  процесса усугубляется тем, что  значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику. В то же время вызов, бросаемый человечеству глобальными проблемами, относится как к мировой культуре в целом, так и к каждой национальной культуре в отдельности. Здесь решающая роль принадлежит диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

 В этом смысле для  культуры современной России  основная задача состоит в

 выработке стратегического  курса на будущее в быстро  меняющемся мире.

 

Решение этой задачи достаточно сложно, так как упирается как  в необходимость осознания глубинных  противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития, так и нового восприятия достижений русской культуры. Если потенциал современной русской культуры видится достаточно большим, чтобы дать ответ на вызовы современного мира, то современное состояние культуры далеко от идеала. Наличествует необходимость уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки и перейти к долгому, сложному, но, несомненно плодотворному последовательному развитию отечественной культуры.

 

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить  их.

Список литературы

 

  1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М., 1992.
  2. Радугина А.А. "Культурология", курс лекций, изд. "ЦЕНТР", М. 2003
  3. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. - М., 1984.
  4. Как была крещена Русь. - М., 1990.

 

 


Информация о работе Особенности русской культуры