Особенности русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Данную тему я считаю очень актуальной сегодня, потому что именно в наши дни происходит падение культуры не только русской, но и культуры в целом. Идет замещение культуры цивилизацией, что вскоре приведет в гибели культуры. Поэтому эти вопросы надо решать незамедлительно.
Цели и задачи
Моей целью было раскрыть характер русской культуры на всех этапах её зарождения и передать её характерные черты и особенности, что отличают её от других. Дать новые познания в области нашей родной культуры и как она развивалась.

Содержание

Актуальность 2
Цели и задачи 2
Обзор литературы 2
Введение 3
Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян 4
Основные особенности русской средневековой культуры 10
Общие тенденции и особенности развития современной культуры 13
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Культорология.docx

— 41.34 Кб (Скачать)

 Славяне строили многокупольные  деревянные языческие храмы. Но  их храм был скорее местом  хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением  заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. Византийские историки упоминали  о трех музыкантах, захваченных  в VI веке в плен по пути  в Хазарию, куда шли в качестве  послов своего князя. Пленные  славяне сообщили, что они не  умеют владеть оружием, а только  умеют играть на своих инструментах. Это сообщение свидетельствовало  о привилегированном, почетном  положении древних музыкантов. Выполнять  дипломатические поручения могли  люди, облеченные доверием. Такое  совмещение функций было широко  распространено в средневековой  Западной Европе. В феодальной  Руси этот обычай некоторое  время еще будет сохранен.

 В связи с потребностью  внутреннего объединения княжеский  бог Перун становится богом  общегосударственным. В славянском  пантеоне были и боги неславянского  происхождения. Финская богиня  Мокош, бог солнца народов Востока  - Хорос. В результате обычные  межплеменные конфликты получали  закрепление в религиозной сфере.  В 980 году Владимир предпринял  первую религиозную реформу, суть  которой - слияние разнородных  богов в едином пантеоне. Но  она потерпела неудачу. Очень  рано к славянам проникли языческие  религии соседних народов. Они  были знакомы и с другими  вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась,  постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией,  Европой. Таким образом, геополитическое  пространство Древней Руси находилось  на I стыке различных миров. Население  Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.

Основные особенности русской  средневековой культуры

 Становление и развитие  средневековой русской культуры  неразрывно связано с формированием  древнерусского государства. Таким  образом, понятие "средневековая  русская культура" включает в  себя создание и накопление  духовных и материальных ценностей  в России IX - первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом  всего пути "из варяг в греки"  от Новгорода до Киева и  образования мощного военно-политического  союза восточно-славянских и неславянских  племен до царствования Алексея  Михайловича Романова, при котором  укрепилась самодержавная Россия.

 Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая  культура сформировалась под  влиянием христианского миропонимания  и с предельной полнотой выразила  его во всех своих главных  феноменах. Самобытность Русского  средневековья определяется тремя  главными факторами: этническими,  национальными особенностями развития  древней (дохристианской) восточно-славянской  культуры; своеобразием социально-политической  истории Руси в древний и  средневековый периоды, ее геополитическим  положением между Востоком и  Западом; принятием христианства  из Византии.

 Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда  заимствованиям с Запада и  Востока, в основном развивала  собственные традиции предшествовавшего  периода. История немало сделала,  отыскивая аналоги таких эпохальных  явлений Европы, как Возрождение  и Реформация. Однако стоящая  за такими поисками посылка,  трактующая отсутствие данных  феноменов как признак культурной  отсталости, сомнительна. Русская  средневековая культура в силу  особенностей своего формирования  была не просто региональным  вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся  на православии.

 Определяя основное  содержание и направление историко-культурного  процесса средневековой Руси, следует  отметить, что культура уходила  своими корнями в народное  творчество и имела в нем  главную питательную среду своего  развития. Формирование русской  культуры средневековья отразило  свойственные этой эпохе особенности  и противоречия.

 В историко-культурном  процессе XII - XV веков выделяются  два периода. Первый (с 1240 г.  до сер. XIV в.) характеризуется заметным  упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским  завоеванием и одновременной  экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и  польских феодалов). Второй период (вторая половина XIV - XV века) отмечен  подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству  было суждено, преодолевая феодальную  раздробленность Руси, возглавить  борьбу против Золотой Орды  и к концу XV века завершить  оба процесса созданием единого  и независимого государства.

 В первое столетие  после нашествия Батыя, русский  народ направил свои усилия  на восстановление разрушенного  хозяйства и на сохранение  уцелевших от гибели культурных  ценностей. Особо важную роль  в сохранении культурного наследия  сыграли Новгород и Псков, а  также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.

 После исторической  победы на Куликовом поле (1380 г)  главенствующая роль Москвы в  развитии русского искусства  становится все более несомненной.  В обстановке национального подъема  искусство Руси переживает расцвет  Предвозрождения. Москва становится  художественным центром Руси.

 Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы  был веком Предвозрождения, временем  стремительного сложения элементов  национальных культур. Этот процесс  захватил и Русь. Национальные  элементы отдельных культур, возникнув  почти одновременно по всей  Европе, в России получают реальную  опору в организации собственного  национального Русского государства.  Вот почему национальное своеобразие  русской культуры XIV - XV веков выражено  особенно отчетливо.

 В этот период крепнет  единство русского языка. Русская  литература строго подчинена  единой системе государственного  строительства. Русская архитектура  все сильнее выражает национальное  своеобразие. Распространение исторических  знаний и интерес к родной  истории вырастает до широчайших  размеров.

 Русская культура XIV - XV веков тесно связана с культурой  Западной Европы, Востока и Средиземноморья.  Из Византии в русские земли  поступали произведения искусства  и литературы, приезжали византийские  художники. На Руси дорого ценились  византийские иконы и книги.  Близость языка позволяла русским  пользоваться болгарской и сербской  литературой. С сербских и болгарских  оригиналов были переписаны некоторые  русские летописи XIV - XV веков. С  Западной Европой Русь была  связана при посредстве Новгорода  и Пскова. В этих двух культурных  центрах греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства.

 В XIV - XV веках центрами  летописания на Руси были крупные  города - Новгород и Псков, Москва  и Тверь, Ростов и Нижний  Новгород, Рязань и Смоленск. Летописи  стали служить своеобразным ориентиром  в политической жизни городов,  княжеств, а потом и Русского  государства в целом. Следует  отметить, что наряду с достоверными, объективными данными летописи  отразили и местный сепаратизм, пристально возвеличивая одних  деятелей, умалчивая о других  и ниспровергая третьих. Тем  не менее, они являются ценнейшими  источниками по истории средневековой  Руси.

Общие тенденции и особенности  развития современной культуры

 

 Одной из наиболее  важных для современной культуры  проблем является проблема традиций  и новаторства в культурном  пространстве. Устойчивая сторона  культуры, культурная традиция, благодаря  которой происходит накопление  и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями.

 

В традиционных обществах  усвоение культуры происходит через  воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой  функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом  традиционной культуры, как

 ни парадоксально,  выступает само формирование  человека в качестве субъекта  культуры, как набора канонических  стереотипных программ (обычаев,  ритуалов). Трансформация же самих  этих канонов достаточно медленна. Таковы культура первобытного  общества и более поздняя традиционная культура. В определенных условиях устойчивость культурной традиции можно отнести на счет необходимости устойчивости человеческого коллектива для его выживания. Однако, с другой стороны, динамичность культуры не означает отказа от культурных традиций вообще. Вряд ли возможно существование культуры без традиций.

 

Культурные традиции как  историческая память – непременное  условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии  в ней большого творческого (и  одновременно негативного по отношению  к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской  революции, когда попытки полного  отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях  к невосполнимым потерям в  этой сфере.

 

 Таким образом, если  возможно говорить о реакционных  и прогрессивных

 тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли  возможно представить

 создание культуры  «на пустом месте», совершенно  отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях  в культуре и об отношении  к культурному наследию касается  не только сохранения, но и  развития культуры, т. е культурного  творчества. В последнем всеобщее  органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима,  идет ли речь о художественном  произведении, изобретении и т.п.  В этом смысле тиражирование  в той или иной форме уже  известного, уже сотворенного ранее  – есть распространение, а  не созидание культуры. Необходимость  распространения культуры, как кажется,  не нуждается в доказательствах.

 

Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено  в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий  спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи. На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания,

 распадается на различные  сферы: нравы и обычаи, язык  и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое  устройство, судопроизводство, наука,  техника, искусство, религия, все  формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную  важность для понимания уровня  развития культуры приобретает  история культуры.

 

 Если говорить собственно  о современной культуре, то она  воплощена в огромном множестве  создаваемых материальных и духовных  явлений. Это и новые средства  труда, и новые продукты питания,  и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д. В то же время, сфера современной культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами

 и эпохами. Культурная  самобытность любого народа неотделима  от культурной самобытности других  народов, и все мы подчиняемся  законам культурной коммуникации. Таким образом, современная культура  представляет собой множество  самобытных культур, находящихся  в диалоге и взаимодействии  друг с другом, причем диалог  и взаимодействие идут не только  по оси настоящего времени,  но и по оси «прошлое-будущее».

 Но с другой стороны  культура является не только  совокупностью множества

 культур, но также  и мировой культурой, единым  культурным потоком от Вавилона  до наших дней, с Востока на  Запад, и с Запада на Восток. И прежде всего в отношении  мировой культуры возникает вопрос  о дальнейших ее судьбах – является ли то, что наблюдается в современной культуре (расцвет науки, техники, информационных технологий, регионально-организованной экономики; а также, с другой стороны, торжество западных ценностей – идеалов успешности, разделения властей, личной свободы и т.д.) – расцветом человеческой культуры в целом, или же наоборот, ее «закатом».

 

Начиная с ХХ века характерным  становится различение понятий культуры и

Информация о работе Особенности русской культуры