Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:17, реферат
Современная русская культура требует глубокого и многостороннего
рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской
культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического
«соседства», современная культура тесно увязана с накопленным культурным
опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним.
Введение. 3
1. Общие тенденции и особенности развития современной культуры. 5
2. Политизация культуры в России. 9
3. Особенности культурного процесса в современной России. 14
Заключение. 17
Литература.. 18
деятельность партии и ее вождей, показывающих трудовой энтузиазм народа и
преимущества социализма перед капитализмом были учреждены в 1940 году
Сталинские премии. После смерти Сталина эти премии были переименованы в
Государственные. Социалистический реализм постепенно внедряется и в
театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы
страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, клеймя
искусство авангарда ярлыками формализма и натурализма.
В послевоенное надеждам на освобождение культуры от давления официальной
политики и идеологии не суждено было осуществиться. Литература и искусство
по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В искусстве была
сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать
лишь высочайшие образцы отечественного искусства. В кино такая политика
привела к резкому сокращению числа новых фильмов. В сложном положении
оказались театры. Аншлаги военных лет сменились полупустыми залами. В
большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр. Огромное негативное
влияние на развитие всей отечественной культуры послевоенного времени оказали
массовые идеологические кампании. Типичным явлением конца 40-х годов стали
проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах,
создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе
с формализмом и космополитизмом.
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные
условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году
культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных,
в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного
пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр
свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о
лучшей жизни. Н.Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в
общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом
строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью
художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч
руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Однако, совершенно
очевидно, что эти руководители были не в состоянии вынести адекватное решение
относительно критикуемых произведений. Это создавало нервозную обстановку
среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии
в области культуры. Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и
дезориентировало творческую интеллигенцию. В целом "оттепель" оказалась не
только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий
против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым,
идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством,
и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет.
Очередная смена
политического руководства
размежевания интеллигенции.
Внешне демократические формы
не могли заслонить истинного положения дел. В эти годы регулярно собирались
съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции,
конференции обществоведов. Однако постепенно они превращались в парадные
мероприятия, проводимые по заранее согласованному сценарию. Политическая
неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или
художник лишался возможности заниматься творчеством.
Такое положение дел привело к тому, что некоторые творческие деятели из-за
невыносимых условий работы покинули Родину. Имена вынужденных эмигрантов
вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек.
Негласные запреты превратились в норму. В целях регулирования тематики
художественных произведений с середины 70-х годов была введена система
государственных заказов,
прежде всего в области
влияние цензурного пресса. Та же практика распространялась на организацию
художественных выставок, театральных спектаклей, исполнение музыкальных
произведений.
Таковы, в общем, исторические
основания политизации
России.
3. Особенности культурного
процесса в современной России.
Начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом
единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых
неприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но и
культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных
национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало
распад единого социокультурного пространства.
Культура современной России, органически связанная с предшествующими
периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и
экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего
– взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать
культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.
Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной
системы управления и единой культурной политики, определение путей
дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом
острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования
западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной
культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого
кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие
считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.
Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала
благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой
стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к
рыночным отношениям
усилили опасность
национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще
переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к
рыночному развитию
привело к невозможности
культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.
Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми
формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти
процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности
доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.
В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать
средства массовой информации, получившие название «четвертой власти».
В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются
несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм,
эгоизм, огромная и
часто нарочитая
аполитичность, государственность и анархия и т. п.
Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в
целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути
продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности,
предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно
ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет
средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая
точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность,
государство берет на себя разработку стратегических задач культурного
строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального
наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако,
конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом.
Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть
отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет
огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации.
Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры,
общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния.
Распадающаяся культура
мало приспособлена к
По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются
разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и
политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о
самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом
к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться
автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества,
то, с другой стороны,
неминуемо ограничится
что резко затруднит любые эстетические новации.
С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в
мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по
отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых
тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом
случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции
культуры.
В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной
культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь
общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве
равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо
государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при
наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере
задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать
государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное
развитие отечественной культурной индустрии.
В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма