Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:17, реферат
Современная русская культура требует глубокого и многостороннего
рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской
культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического
«соседства», современная культура тесно увязана с накопленным культурным
опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним.
Введение. 3
1. Общие тенденции и особенности развития современной культуры. 5
2. Политизация культуры в России. 9
3. Особенности культурного процесса в современной России. 14
Заключение. 17
Литература.. 18
В общем случае для современной прежде всего мировой культуры предлагаются два
пути решения кризисной ситуации. Если, с одной стороны, разрешение кризисных
тенденций культуры предполагается на пути традиционных западных идеалов –
строгой науки, всеобщего образования, разумной организации жизни,
производства, сознательного подхода ко всем явлениям мира, изменения
ориентиров развития науки и технологии, т. е. увеличения роли духовного и
морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных
условий, то второй путь разрешения кризисных явлений предполагает возвращение
рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к
формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными
здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам
бытия человека свободного от власти техники.
Философы современности и недавнего прошлого занимают в отношении техники ту
или иную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой
достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Взаимовлияние техники и
современной культуры является здесь одной из ключевых проблем для
рассмотрения. Если роль техники в культуре в значительной мере прояснена в
работах Хайдеггера, Ясперса, Фромма, то проблема гуманизации техники остается
одной из важнейших нерешенных задач для всего человечества.
Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной культуры
является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ
мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической
целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной
стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны идеей
общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование
нового типа культурного взаимодействия, выраженного прежде всего в отказе от
упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение
приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения,
критический анализ собственных действий, признание чужой культурной
самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание
правомерности существования многих истин, умение строить диалогические
отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации
предполагает и соответствующие принципы действия.
2. Политизация культуры в России.
Среди особенностей русской культуры современности необходимо выделить сильную
политизированность культурного пространства. Политизация культуры – процесс,
имеющий в России достаточно глубокие исторические корни. Здесь огромную роль
сыграли события недавно ушедшего ХХ века, понимание значимости которых для
культуры чрезвычайно важно.
Революция в октябре 1917 года положила начало переходу к новой системе
общественных отношений, к новому типу культуры. Сформулированный Лениным
идеал культуры как служения миллионам трудящихся, которые составляют цвет
страны, ее силу, ее будущность, потребовал от культуры и искусства
превращения в "часть общепролетарского дела", т. е. культура должна была
выражать интересы пролетариата. В первое послеоктябрьское десятилетие
закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-
1921 годы) характеризуется
разрушением и отрицанием
(культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров
социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество,
всеобщее равенство и братство.
Положение, требующее открыть и сделать доступными для трудящихся все
сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда, утвержденное
на VIII съезде РКП(б), начало реализовываться фактически сразу. Огромный
размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в
собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская
галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы
частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля,
И.В. Цветаева.
Несколько позже, с 1920-х гг. культурная политика партии начала
осуществляться планомерно. Это означало, что любая философская или иная
система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте,
квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и
признавалась
существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой
официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры. В
сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода
к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к
старой духовной
культуре, антиинтеллигентские
распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости
"бдительного"
отношения к старым
антинародная сила.
Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на
творчество представителей интеллигенции. Утверждение политического
монополизма в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни
общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной
интеллигенции, привело к выдворению сотен тысяч образованных людей из страны
нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению
ее общего уровня. Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское
государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались
институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания,
творческие союзы, профсоюзные объединения.
В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой
интеллигенции в России.
Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти народа
на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая
революционная символика
рассматривалась как
революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на
имена живущих.
Первое послеоктябрьское
десятилетие потребовало
культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого.
Механическое перенесение
в сферу художественного
коренной революционной перестройки социальной структуры и политической
организации общества приводило на практике как к отрицанию значения
классического художественного наследия, так и к попыткам использования в
интересах строительства новой социалистической культуры только новых
модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками
складывающихся функций художественной культуры.
Результатом такой политики была массовая эмиграция представителей русской
культуры. В 1922 году было отправлено за границу около 200 писателей, ученых,
философов, придерживающихся собственных взглядов на происходящее внутри
страны (Л.Карсавин, И.Ильин, П.Сорокин, И.Лапшин и другие). За пределами
России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты,
имена которых по праву стали достоянием мировой культуры. По разным причинам
и в разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус,
Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М.Цветаева,
А.Толстой, П.Милюков, П.Струве, Н.Бердяев, Н.Лосский, П.Сорокин, А.Бенуа,
К.Коровин, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской
культуры.
Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов
сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в
философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.
Основными чертами этой системы были следующие:
·
утверждение нормативных
творчества;
· следование догмату и манипулирование общественным сознанием;
· партийно-классовый подход в оценке художественного творчества;
· ориентация на массовое восприятие;
· образование номенклатурной интеллигенции;
· создание государственных институтов культуры (творческие союзы);
· подчиненность творческой деятельности социальному заказу.
Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу
партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая
любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и
интернационализм.
С 1934 года начинается процесс унификации творческих союзов – образуются
единые, единственные и в этом смысле абсолютно подконтрольные государству
союзы писателей, художников, композиторов и т. п. Наступает новый этап в
развитии художественной культуры. С относительным плюрализмом предыдущих
времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в
единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный
метод социалистического реализма. Социалистический реализм признавался раз
навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим
методом. Данное определение соцреализма опиралось на сталинское определение
писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной
культуре, искусству придавался инструментальный характер, то есть отводилась
роль инструмента формирования "нового человека". После утверждения культа
личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих
усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу
коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого
времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление
вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.
В целях поощрения деятелей искусства, прославляющих в своих произведениях