Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:20, реферат
Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные раньше виды энергии. Порожденные человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства.
ХХ век характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в отрасли научного познания в ХХ веке настолько грандиозные, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом.
Введение
1. Тенденции развития культуры в ХХ столетии;
2. Западная культурология о глобальном кризисе культуры буржуазного общества;
3. Перспективы буржуазной цивилизации: концепция «устойчивого развития» как поиск выхода из кризисной ситуации;
Заключение
Список литературы.
О.Шпенглер в работе поставил гигантскую по своим масштабам задачу, а именно: ответить на великие вопросы бытия. «Закат Европы, - говорит он сам, - феномен, прежде всего ограниченный в пространстве и времени, как и соответствующий ему закат античности, оказывается, по всей очевидности, философской темой, которая, будучи понята в своей значительности, заключает в себе все великие вопросы бытия».
И главным вопросом для него стала задача «морфологически определить западноевропейско-американскую ситуацию между 1800 и 2000 годами, установить временный параметр этой эпохи в пределах общей западной культуры, ее смысл как биографического отрезка, неизбежно встречающегося в каком-либо гештальте в каждой культуре, органическое и символическое значение языка ее политических, художественных, духовных социальных форм».
Давая ответ на «великие вопросы бытия», он прямо заявляет, что культура умирает, перерождаясь в цивилизацию. А переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию; от развития – к окостенению; от «героических деяний» – к механической работе. Для греко-римской культуры, по мнению ученого, этот переход произошел в эпоху эллинизма, и эта культура погибла. Для западного мира он начался с XIX века, с которого, собственно, и начинается закат Европы. И он это обосновывает.
Для Шпенглера нет «человечества» вообще, а есть конкретное богатство действительных форм. Есть, как говорил он сам, «расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветви и листья, но нет никакого стареющего «человечества». У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются». «Я вижу, - говорит ученый, - во всемирной истории картину вечного образования и преобразования, чудесного становления и прехождения органических форм».
По
мере нарастания новых проблем и
противоречий в буржуазном обществе
ХХ столетия тема кризиса культуры
все громче, все тревожнее звучит
в исследованиях
Через
все творчество А.Швейцера тема кризиса
культуры западного буржуазного
общества проходит красной нитью. И
не случайно: «Я родился в период
духовного упадка человечества - признавался
ученый. – Я взял на себя труд раскрыть
трагедию западного мировоззрения.
… Я вступил в бескомпромиссный
конфликт с западным мышлением. …Ему
не удалось убедительно и надолго
обосновать такой мир – и
В соответствии со своим мировоззрением и видением острейших проблем западного общества А.Швейцер:
– остро критиковал «техническую эру» и «внешний прогресс»;
–
говорил о «духовном
– противопоставлял культуру цивилизации;
– выражал глубокую обеспокоенность судьбой гуманизма и считал уровень гуманизма, реального достигнутого обществом, критерием развития культуры;
– ставил своей задачей, и призывал к этому других, - создание такого оптимистического мировоззрения, которое было бы способно утвердить достоинство человеческой личности в неблагоприятных условиях.
«Главное
в культуре, - вновь и вновь
настаивает А. Швейцер, - не материальные
достижения, а то, что индивиды достигают
идеалы совершенствования человека
и улучшения социально-
В качестве единственной цели культуры А.Швейцер выдвигал и отстаивал «подлинную человечность», и «ни один человек никогда не должен быть принесен в жертву условиям как человек-вещь»! Надеясь на это и сомневаясь в этом, всматривался в будущее культуры и всей цивилизации.
В
70-80-е годы ХХ столетия на Западе появляется
огромное множество новых публикаций,
различных концепций, осмысливающих
перспективы
Немецко-американский философ-гуманист ХХ века Эрих Фромм (1990-1980) в работе «Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии» (1968г.) с огромной тревогой писал: «Призрак бродит среди нас, но ясно видят его лишь немногие. Это не прежний призрак коммунизма или фашизма. Это – новый призрак – полностью механизированное общество, нацеленное на максимальное производство материальных благ и их распределение, управляемое компьютерами. В ходе его становления человек, сытый и довольный, но пассивный, безжизненный и бесчувственный, все больше превращается в частицу тотальной машины.
Пожалуй,
наиболее зловещая черта настоящего
состоит в том, что мы, похоже,
утрачиваем контроль над собственной
системой. Мы выполняем решения, которые
принимают за нас электронные
машины. У нас – человеческих
существ – нет других целей, кроме
все большего производства и потребления.
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ БУРЖУАЗНОЙ
Бесконтрольная
максимализация потребления в ведущих
странах Запада привела к возникновению
еще одной, - поистине глобальной проблемы,
- проблемы выживания человечества
в целом. Как заявил Генеральный
секретарь международной
Бомбой, заложенной под нашу цивилизацию, является глобальный, грозящий взрывом социальный и экономический диспаритет во владении и распоряжении материальными, интеллектуальными и информационными ресурсами. Вопиющее неравенство возможностей людей имеет множество измерений:
– между промышленно развитыми («золотой миллиард») и развивающимися странами;
– между Севером и Югом, Западом и Востоком;
– между белой, черной и желтой расами;
– между людьми богатыми и бедными;
– между социокультурными системами;
– между настоящим и будущим поколениями землян.
Концепция
устойчивого развития возникла как
новая парадигма глобального
развития жизни человеческого сообщества
и его культуры в том числе.
И, в сущности, является альтернативной
по отношению к современной
Для настоящего исторического момента, когда человечество реально вступило в эпоху глобальной катастрофы, особенно полезно поразмыслить над идеями Вернадского, Соколова, Моисеева, Коптюга, Федотова, в особенности о переходе биосферы в ноосферу. И здесь очень важно понять две мысли В.И.Вернадского:
Мысль первая: человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед его сознанием и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
Мысль вторая: геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, - ноосферы. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.
Мысли
В.И.Вернадского станут более понятными,
если проанализировать его представление
о допустимой степени воздействия
человечества на биосферу. В своей
книге «Научная мысль как планетное
явление» Вернадский размышляет о возможной
численности людей, заселяющих биосферу
Земли. Он пишет, что некоторые ученые
(в частности, Г.Ф.Николаи) считали
возможным пропитать на Земле 22,5
млрд. человек. Если же использовать новые
источники энергии, то Земля (по Николаи)
могла бы быть заселена – 310 (это
соответствует фантастической плотности
населения в 230 человек на квадратный
метр!). Сам Вернадский добавлял, что
при использовании энергии, связанный
с атомным ядром, эти числа
«должны быть сильно увеличены».
Таким
образом, процесс перехода биосферы
в ноосферу надо понимать как процесс
интенсивнейшего развития человеческого
разума, процесс который должен привести
к созданию на Земле с ограниченными
возможностями научно-
Иначе говоря, у человечества вырисовываются реальные оптимистические перспективы:
– саморазрушение мира, безусловно, можно остановить, введя управление мировой системой. Первый, наиболее эффективный элемент управления – рента со стран за пользование биосферой;
– цивилизация на планете, безусловно, может сохраниться, если человечество сумеет заменить общество потребления системой экологического социализма, т.е. управляемого, планового, с общественной собственностью на основные средства производства, установит равновесное, гармоничное взаимодействие человечества и биосферы с соответствующим индексом устойчивости, а также гармоничное единство материального и духовного начал в культуре.
Но
это может произойти только на
основе самой культуры, востребованности
ее удивительной способности сплачивать
и поднимать людей, на казалось бы,
неразрешимые задачи. Когда-то, миллионы
и миллионы лет тому назад, в начале
антропогенеза, именно культура «создавала
человека», а человек – культуру.
Сегодня, т.е. в начале III-го тысячелетия
культура способна указать путь человечеству
по преодолению современного глобального
кризиса. А для этого человечество,
западная цивилизация, в первую очередь,
должны востребовать тот гуманистический,
интеллектуальный нравственный потенциал,
который заложен в ней во все
предыдущие эпохи, апробирован самой
историей. А отсюда задача сугубо практическая:
мировое сообщество призвано закрепить
и развить все те позитивные тенденции,
которые проявились в ХХ столетии,
а именно:
– развитие гуманизма, как универсального феномена, адресованного не избранным, элитарным слоям («золотому миллиарду»), а всему человечеству, каждому человеку;
–
использование науки как
– усиление взаимодействия и взаимообогащения национальных культур за счет интенсификации коммуникационных, научно-технических, экономических, духовных связей, что приведет к созданию таких условий, когда на планете по имени Земля смогут счастливо жить все народы, все люди.
Таковы
в общих чертах контуры, основные
достижения и проблемы культуры буржуазного
общества в ХХ столетии. Не умаляя ни
одну из составляющих, важно в первую
очередь разобраться в острых
проблемах. Ибо, только поняв их, можно
говорить о перспективах в XXI веке.