Особенности развития культуры в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные раньше виды энергии. Порожденные человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства.
ХХ век характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в отрасли научного познания в ХХ веке настолько грандиозные, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом.

Содержание

Введение
1. Тенденции развития культуры в ХХ столетии;
2. Западная культурология о глобальном кризисе культуры буржуазного общества;
3. Перспективы буржуазной цивилизации: концепция «устойчивого развития» как поиск выхода из кризисной ситуации;
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение

    1. Тенденции развития культуры в ХХ столетии;

    2. Западная культурология о глобальном  кризисе культуры буржуазного общества;

    3. Перспективы буржуазной цивилизации:  концепция «устойчивого развития»  как поиск выхода из кризисной ситуации;

    Заключение

    Список  литературы. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Культура  представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему. Понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и  разный смысл не только в обиходном  языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

    Понятие «культура» необходимо раскрывать в  его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования  категорий «общественная практика»  и «деятельность», связывающих между  собой категории «общественное  бытие» и «общественное сознание», «объективное» и «субъективное» в историческом процессе.

    Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что  ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500.

    Такое многообразие определений свидетельствует  о полифункциональности, емкости  и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой  многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что  существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные  и пр.) и мужские (европейская, мусульманская  и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).

    Двадцатый век ушел в историю. Следы его  еще не остыли, процессы в нем  кипевшие или возникшие, продолжают кипеть, но в круглой дате, особенно столь круглой, как эта - знаменующая  рубеж столетий, перелом тысячелетий, смену эпох и т.п. - всегда есть некий  магический соблазн (есть в самих  подобных числах и цифрах что-то генерирующее его) подведения какой-то (пусть предварительной) черты и вглядывания в нечто, оставшееся по ту сторону... Тем более, что ушедшее столетие - достойный  объект для такого вглядывания и  некоего подытоживания. Оно во многих смыслах оправдывает свое пограничное  положение в истории; в истории  культуры особенно, на которую мы попытаемся взглянуть здесь сквозь многогранную призму искусства, художественной культуры, эстетического сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

    1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ  В ХХ СТОЛЕТИИ 

    ХХ  век занимает не просто особое, но, можно  сказать, во многом уникальное место  в истории мировой культуры. Культура, как интегрирующее начало общественного  развития, получила небывалое до тех  пор мощное развитие в двух основных сферах человеческого производства – материальной и духовной.

    А) Материальная жизнь человечества. Тысячу лет тому назад люди вступали в  новое тысячелетие с предзнаменованием, близким к безумию. Религиозные  лидеры на основании библейского  пророчества предсказывали скорый конец мира. Они опасались, что  в 1000 году «Воля Божья» уничтожит  мир. Конец ХХ века, который недавно  встретило человечество, показал, что  человеческий разум обеспечил невиданное развитие экономики, техники, точной науки, средств связи и коммуникаций. По масштабам достигнутого в мирное время прогресса ХХ век был  наилучшим среди своих предшественников:

    – резко возросла продолжительность  жизни человека и ее комфортность;

    – медицина стерла с лица земли многие тяжелейший заболевания;

    – в результате достижений сельского  хозяйства, предотвративших голод, было спасено больше жизней, чем  умерло от голода за всю предшествующую историю;

    – были созданы теория относительности  и квантовая теория, что ознаменовало прорыв науки в область микромира и больших скоростей;

    – наука решила проблему расщепления  атомного ядра и человечество овладело качественно новым видом атомной энергии;

    – важнейшее значение имело возникновение  кибернетики как отклик научного познания и техники середины ХХ столетия на социальную потребность в решении  точными средствами проблем управления и организации;

    – символом НТР столетия стали ЭВМ, получившие широкое распространение  в научных исследованиях, производственных процессах, а затем и в управлении;

    – произошла массовая информатизация общества: практически реализуется  возможность мгновенной передачи информации, в том числе различной корреспонденции, с континента на континент. Банки  данных содержат в своей памяти тексты объемом в сотни тысяч книг, что создает безграничные возможности  для хранения и передачи любой информации.

    Б) Духовная жизнь человечества в ХХ столетии небывало изменилась. Человек, родившийся в начале века, и доживший до его конца, оказался в совершенно иной духовной атмосфере. Сегодня люди мыслят и чувствуют совсем не так, как их предшественники начала века. Изменения затронули все стороны и уровни духовной культуры:

    – ценностные ориентиры масс и концепции теоретиков;

    – художественные вкусы и эстетические теории;

    – естественно-научные взгляды и  представления об историческом процессе;

    – человечество небывало обогатилось  в науке и технике: за последние  сто лет сделано открытий больше, чем за всю предыдущую культурную историю человечества;

    – подлинным духовным богатством современного общества стало знание, в результате чего жизнь нынешнего человека, основанная на знаниях, все более воплощает  идеи свободы и творческого развития;

    – ярче, разнообразнее стала художественная культура: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура.

    Закончившееся столетие обнаружило и зафиксировало  ведущие прогрессивные тенденции, устремления культуры в XXI век. Говоря об этих тенденциях, следует помнить, что они появились не на пустом месте, а являются сплавом того, что  было создано и открыто раньше – в этом и проявляется закон преемственности в развитии культуры. Среди них целесообразно выделить следующие:

    – дальнейшее развитие гуманистической  ориентации, унаследованной от прошлых  эпох. Но гуманизм культуры ХХ столетия значительно шире и глубже гуманизма  прошлого (Возрождения, Просвещения, XIX века). Он – универсален и адресуется не избранным, элитарным слоям, а  каждому человеку. Именно в ХХ столетии родилось такое понятие как «антивоенная культура». Именно в этом контексте  следует рассматривать такие  феномены духовной культуры, как-то: «антивоенная музыка»; «антивоенная литература»; «антивоенная живопись», «антивоенная философия». Массовые движения «Гринпис», «антиглобализм», на наш взгляд, тоже из этого разряда;

    – вторая важнейшая тенденция культуры века – углубление научно-рационалистического  познания мира и небывалое возрастание  роли науки как социокультурной  системы. Именно в ХХ веке наука стала  общемировым явлением, объединив  усилия ученых разных стран. Она становится основой интеграции и интернационализации  не только народнохозяйственных, но и  социальных, политических, межгосударственных связей, способных в конечном итоге  привести к совершенно новому социокультурному устройству на планете;

    – уникальным, интереснейшим явлением культуры ХХ столетия стал так называемый космизм. Важно подчеркнуть, что  идея, да и во многом практика, этого  феномена, связана прежде всего с  именами русских ученых и исследователей-практиков  – В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина и др. Суть данной теории в следующем: человечество – это не замкнутая, не обособленная общность, а часть  Вселенной. Оно, его разум, сознание, - ответственны за состояние Природы  и Космоса. Планета наша – это  песчинка в бескрайнем мире Вселенной, сберечь ее – дело всего человечества;  

    – для культуры ХХ века характерна не замкнутость, не закрытость, а взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. То был период, с одной стороны, небывалого подъема, развития национальных культур, а с другой, - их сближения, взаимосвязи. Именно в ХХ столетии усилились  тенденции в становлении единых оснований общечеловеческой культуры. Может быть, в ХХ веке понятие  «мировая культура» впервые приобретает  качественно новое содержание. Почему же? Да потому, что в этот исторический период резко, небывало возросла и продолжает нарастать интенсивность различных  межчеловеческих связей: коммуникационных, политических, экономических, научно-технических, духовных.

    Итак, если смотреть на ХХ век с этой стороны, т.е. со стороны позитивных результатов  и тенденций социокультурного развития, то он, по мысли ведущих мировых  политиков и ученых, был лучшим по масштабам достигнутого социального  и научно-технического прогресса. Но если взглянуть на этот исторический период с другой стороны, т.е. со стороны  негативных явлений и процессов, - а их немало, - то он окажется наихудшим  в череде других столетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

    2. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О ГЛОБАЛЬНОМ  КРИЗИСЕ КУЛЬТУРЫ БУРЖУАЗНОГО  ОБЩЕСТВА 

    ХХ  век – это век огромных социально-экономических  сдвигов и преобразований, век  – войн, революций, других катаклизмов, потрясших весь мир. Трудно припомнить другой подобный период истории с  такими частыми, резкими и глубокими поворотами событий.

    Отсюда  ХХ век – это историческое время  общественной проверки литературы, искусства, философии, эстетических принципов  и лозунгов буржуазного общества, в конечном счете, - проверки всей буржуазной культуры на прочность. Весь ХХ век, без  какого-либо преувеличения, прошел под  знаком кризиса этой культуры и его  оценок самыми различными мыслителями. Он начался и закончился этим мощным кризисным ощущением прежде всего  самого западноевропейского сообщества. Это – своеобразная «скоба», сцепившая  его культуру, - внутри которой четко  проявились ощущения некоего фатального движения к концу.

    Феномен кризиса буржуазного общества и  его культуры стал все пристальнее  осмысливаться писателями, поэтами, философами, историками и другими  исследователями. Франс Кафка (1883-1924) в своих романах «Процесс», «Замок», «Америка», в рассказах изображал  нередко мир как абсурдный, как  царство неуловимого, всесильного  зла, подавляющего и уничтожающего  человека. Современное ему общество – это зловещее, противоестественное, антиэстетическое общество.

    Значительное  место в духовной жизни Запада занимает творчество Ж.-П.Сартра и А.Камю. В их произведениях (пьесы Сартра «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», романы Камю «Чужой», «Чума», «Миф о  Сизифе») поднимаются темы свободы  и ответственности, абсурдности  бытия, одиночества.  

    Западноевропейские  исследователи – Ницше, Шпенглер, Тойнби, Швейцер, Хёйзинга, Ясперс, Франкл, Парсонс и многие другие создали  огромную литературу о феномене кризиса  буржуазной культуры ХХ столетия.

    Одним из первых увидел и отразил это  немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). По его мнению, культура «как бы направляется к катастрофе». Уже  в XIX веке произошел упадок духовной жизни в результате борьбы двух начал  – апполонического (критического и  рационального) и диониссийского (чувственного, иррационального). Нигилизм как продукт  этой борьбы – есть порождение рационалистического, критического мышления. В работе «Рождение  трагедии из духа музыки. Предисловие  к Рихарду Вагнеру» (1872г.) он говорит  об опасности «горько отчаяться  в сущности нашего немецкого народа», и о том, что мы можем наблюдать  «к нашему ужасу в цивилизованной Франции». Что же вызывает ужас у  мыслителя? «…Абстрактное воспитание, абстрактные нравы, абстрактное  право, абстрактное государство  … Этот лишенный мифа человек, вечно  голодный среди всего минувшего  и роет и копается в поисках  корней, хотя бы ему и приходилось  для этого раскапывать отдаленнейшую  древность» Зачем роет? А затем, что, по мнению Ницше, «без мифа всякая культура теряет свой здравый творческий характер природной силы…».

    Тему  гибели европейской культуры подхватил  и развил другой немецкий мыслитель  Освальд Шпенглер (1880-1936). В 1918г. он выпустил в свет ставшую сразу же сенсацией  книгу – «Закат Европы». Уже одно название ее говорило о многом. Не случайно по выходе произведения в свет Шпенглер пожаловался на рекламный стиль  его восприятия: гибель Запада уподоблялась гибели океанского лайнера. Весь шпенглеровский «Закат Европы» предстал перед тогдашним  читателем сплошными гигантскими  вариациями на центральные темы самого Ницше: «европейский декаданс», «восхождение нигилизма», «воля к власти». И  не случайно. Ибо, по признанию самого Шпенглера, понятия декаданса, нигилизма, переоценки всех ценностей, воли к власти глубоко коренятся в сущности западной цивилизации и играют прямо-таки решающую роль в ее анализе.

Информация о работе Особенности развития культуры в 20 веке