Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:20, реферат
Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные раньше виды энергии. Порожденные человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства.
ХХ век характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в отрасли научного познания в ХХ веке настолько грандиозные, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом.
Введение
1. Тенденции развития культуры в ХХ столетии;
2. Западная культурология о глобальном кризисе культуры буржуазного общества;
3. Перспективы буржуазной цивилизации: концепция «устойчивого развития» как поиск выхода из кризисной ситуации;
Заключение
Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Тенденции развития культуры в ХХ столетии;
2.
Западная культурология о
3.
Перспективы буржуазной
Заключение
Список
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему. Понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.
Понятие
«культура» необходимо раскрывать в
его дифференциально-
Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500.
Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).
Двадцатый
век ушел в историю. Следы его
еще не остыли, процессы в нем
кипевшие или возникшие, продолжают
кипеть, но в круглой дате, особенно
столь круглой, как эта - знаменующая
рубеж столетий, перелом тысячелетий,
смену эпох и т.п. - всегда есть некий
магический соблазн (есть в самих
подобных числах и цифрах что-то генерирующее
его) подведения какой-то (пусть предварительной)
черты и вглядывания в нечто,
оставшееся по ту сторону... Тем более,
что ушедшее столетие - достойный
объект для такого вглядывания и
некоего подытоживания. Оно во многих
смыслах оправдывает свое пограничное
положение в истории; в истории
культуры особенно, на которую мы попытаемся
взглянуть здесь сквозь многогранную
призму искусства, художественной культуры,
эстетического сознания.
1.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
В ХХ СТОЛЕТИИ
ХХ век занимает не просто особое, но, можно сказать, во многом уникальное место в истории мировой культуры. Культура, как интегрирующее начало общественного развития, получила небывалое до тех пор мощное развитие в двух основных сферах человеческого производства – материальной и духовной.
А)
Материальная жизнь человечества. Тысячу
лет тому назад люди вступали в
новое тысячелетие с
– резко возросла продолжительность жизни человека и ее комфортность;
– медицина стерла с лица земли многие тяжелейший заболевания;
– в результате достижений сельского хозяйства, предотвративших голод, было спасено больше жизней, чем умерло от голода за всю предшествующую историю;
– были созданы теория относительности и квантовая теория, что ознаменовало прорыв науки в область микромира и больших скоростей;
– наука решила проблему расщепления атомного ядра и человечество овладело качественно новым видом атомной энергии;
– важнейшее значение имело возникновение кибернетики как отклик научного познания и техники середины ХХ столетия на социальную потребность в решении точными средствами проблем управления и организации;
– символом НТР столетия стали ЭВМ, получившие широкое распространение в научных исследованиях, производственных процессах, а затем и в управлении;
–
произошла массовая информатизация
общества: практически реализуется
возможность мгновенной передачи информации,
в том числе различной
Б)
Духовная жизнь человечества в ХХ
столетии небывало изменилась. Человек,
родившийся в начале века, и доживший
до его конца, оказался в совершенно
иной духовной атмосфере. Сегодня люди
мыслят и чувствуют совсем не так,
как их предшественники начала века.
Изменения затронули все
– ценностные ориентиры масс и концепции теоретиков;
– художественные вкусы и эстетические теории;
– естественно-научные взгляды и представления об историческом процессе;
– человечество небывало обогатилось в науке и технике: за последние сто лет сделано открытий больше, чем за всю предыдущую культурную историю человечества;
– подлинным духовным богатством современного общества стало знание, в результате чего жизнь нынешнего человека, основанная на знаниях, все более воплощает идеи свободы и творческого развития;
–
ярче, разнообразнее стала
Закончившееся
столетие обнаружило и зафиксировало
ведущие прогрессивные
– дальнейшее развитие гуманистической ориентации, унаследованной от прошлых эпох. Но гуманизм культуры ХХ столетия значительно шире и глубже гуманизма прошлого (Возрождения, Просвещения, XIX века). Он – универсален и адресуется не избранным, элитарным слоям, а каждому человеку. Именно в ХХ столетии родилось такое понятие как «антивоенная культура». Именно в этом контексте следует рассматривать такие феномены духовной культуры, как-то: «антивоенная музыка»; «антивоенная литература»; «антивоенная живопись», «антивоенная философия». Массовые движения «Гринпис», «антиглобализм», на наш взгляд, тоже из этого разряда;
– вторая важнейшая тенденция культуры века – углубление научно-рационалистического познания мира и небывалое возрастание роли науки как социокультурной системы. Именно в ХХ веке наука стала общемировым явлением, объединив усилия ученых разных стран. Она становится основой интеграции и интернационализации не только народнохозяйственных, но и социальных, политических, межгосударственных связей, способных в конечном итоге привести к совершенно новому социокультурному устройству на планете;
–
уникальным, интереснейшим явлением
культуры ХХ столетия стал так называемый
космизм. Важно подчеркнуть, что
идея, да и во многом практика, этого
феномена, связана прежде всего с
именами русских ученых и исследователей-практиков
– В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского,
А.Л.Чижевского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина
и др. Суть данной теории в следующем:
человечество – это не замкнутая,
не обособленная общность, а часть
Вселенной. Оно, его разум, сознание,
- ответственны за состояние Природы
и Космоса. Планета наша – это
песчинка в бескрайнем мире Вселенной,
сберечь ее – дело всего человечества;
–
для культуры ХХ века характерна не
замкнутость, не закрытость, а взаимодействие
и взаимообогащение национальных культур.
То был период, с одной стороны,
небывалого подъема, развития национальных
культур, а с другой, - их сближения,
взаимосвязи. Именно в ХХ столетии усилились
тенденции в становлении единых
оснований общечеловеческой культуры.
Может быть, в ХХ веке понятие
«мировая культура» впервые приобретает
качественно новое содержание. Почему
же? Да потому, что в этот исторический
период резко, небывало возросла и продолжает
нарастать интенсивность
Итак,
если смотреть на ХХ век с этой стороны,
т.е. со стороны позитивных результатов
и тенденций социокультурного развития,
то он, по мысли ведущих мировых
политиков и ученых, был лучшим
по масштабам достигнутого социального
и научно-технического прогресса. Но
если взглянуть на этот исторический
период с другой стороны, т.е. со стороны
негативных явлений и процессов,
- а их немало, - то он окажется наихудшим
в череде других столетий.
2.
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О
ХХ век – это век огромных социально-экономических сдвигов и преобразований, век – войн, революций, других катаклизмов, потрясших весь мир. Трудно припомнить другой подобный период истории с такими частыми, резкими и глубокими поворотами событий.
Отсюда
ХХ век – это историческое время
общественной проверки литературы, искусства,
философии, эстетических принципов
и лозунгов буржуазного общества,
в конечном счете, - проверки всей буржуазной
культуры на прочность. Весь ХХ век, без
какого-либо преувеличения, прошел под
знаком кризиса этой культуры и его
оценок самыми различными мыслителями.
Он начался и закончился этим мощным
кризисным ощущением прежде всего
самого западноевропейского
Феномен кризиса буржуазного общества и его культуры стал все пристальнее осмысливаться писателями, поэтами, философами, историками и другими исследователями. Франс Кафка (1883-1924) в своих романах «Процесс», «Замок», «Америка», в рассказах изображал нередко мир как абсурдный, как царство неуловимого, всесильного зла, подавляющего и уничтожающего человека. Современное ему общество – это зловещее, противоестественное, антиэстетическое общество.
Значительное
место в духовной жизни Запада
занимает творчество Ж.-П.Сартра и А.Камю.
В их произведениях (пьесы Сартра
«Мухи», «Дьявол и Господь Бог»,
романы Камю «Чужой», «Чума», «Миф о
Сизифе») поднимаются темы свободы
и ответственности, абсурдности
бытия, одиночества.
Западноевропейские исследователи – Ницше, Шпенглер, Тойнби, Швейцер, Хёйзинга, Ясперс, Франкл, Парсонс и многие другие создали огромную литературу о феномене кризиса буржуазной культуры ХХ столетия.
Одним
из первых увидел и отразил это
немецкий философ Фридрих Ницше
(1844-1900). По его мнению, культура «как
бы направляется к катастрофе». Уже
в XIX веке произошел упадок духовной
жизни в результате борьбы двух начал
– апполонического (критического и
рационального) и диониссийского (чувственного,
иррационального). Нигилизм как продукт
этой борьбы – есть порождение рационалистического,
критического мышления. В работе «Рождение
трагедии из духа музыки. Предисловие
к Рихарду Вагнеру» (1872г.) он говорит
об опасности «горько отчаяться
в сущности нашего немецкого народа»,
и о том, что мы можем наблюдать
«к нашему ужасу в цивилизованной
Франции». Что же вызывает ужас у
мыслителя? «…Абстрактное воспитание,
абстрактные нравы, абстрактное
право, абстрактное государство
… Этот лишенный мифа человек, вечно
голодный среди всего минувшего
и роет и копается в поисках
корней, хотя бы ему и приходилось
для этого раскапывать
Тему
гибели европейской культуры подхватил
и развил другой немецкий мыслитель
Освальд Шпенглер (1880-1936). В 1918г. он выпустил
в свет ставшую сразу же сенсацией
книгу – «Закат Европы». Уже одно
название ее говорило о многом. Не случайно
по выходе произведения в свет Шпенглер
пожаловался на рекламный стиль
его восприятия: гибель Запада уподоблялась
гибели океанского лайнера. Весь шпенглеровский
«Закат Европы» предстал перед тогдашним
читателем сплошными