Особенности развития культуры Галицко-Волынской Руси (XII – XIV века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

История образования Галицко-Волынской Руси (XII – XIV века).
В период распада Киевской Руси, в пределах нынешней территории Украины, на ее юго-западе, возникает важный очаг региональной дифференциации - Галицкое и Волынское княжества.
Если Киев эпохи расцвета безоговорочно сосредоточивал в своих руках всю силу и мощь огромной державы, то ныне почти вся эта сила отошла к прежним окраинам, к полюсам - северо-восточному и юго-западному. Из всех прежних киевских земель, пожалуй, лишь Владимиро-Суздальская да Галицко-Волынская не уступали друг другу в военной мощи.

Содержание

Вступление.
История образования Галицко-Волынской Руси (XII – XIV века).

II. Основная часть.
1. Развитие культуры Галицко-Волынской Руси.
2. Галицко-Волынская книжность.
3. Галицкая и Волынская летописи.
4. «Повесть о Сандомирском взятии».
5. Искусство Галицко-Волынской Руси.

III. Выводы.
Галицко-Волынская Русь – важный этап в истории Украины.

Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

«ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ»

 

Факультет гражданской и хозяйственной  юстиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е  Ф Е Р А Т

 

 

по  дисциплине: Культурология.

 

на  тему: «Особенности развития культуры Галицко-Волынской Руси (XII – XIV века)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 группы

 1 курса Тартачник И.В.

Проверил: ____________________

Оценка: ______________________

 

 

 

г. Одесса

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

I. Вступление.

История образования  Галицко-Волынской Руси (XII – XIV века).

 

II. Основная часть.

1. Развитие культуры Галицко-Волынской Руси.

2. Галицко-Волынская  книжность.

3. Галицкая и  Волынская летописи.

4. «Повесть о  Сандомирском взятии».

5. Искусство  Галицко-Волынской Руси.

 

III. Выводы.

Галицко-Волынская  Русь – важный этап в истории  Украины.

 

Литература

 

     стр. 

 

     стр. 

     стр. 

     стр. 

     стр. 

     стр. 

     стр.

 

 

     стр. 

     стр. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вступление.

История образования Галицко-Волынской  Руси (XII – XIV века).

В период распада  Киевской Руси, в пределах нынешней территории Украины, на ее юго-западе, возникает важный очаг региональной дифференциации - Галицкое и Волынское княжества.

Если Киев эпохи расцвета безоговорочно сосредоточивал в  своих руках всю силу и мощь огромной державы, то ныне почти вся  эта сила отошла к прежним окраинам, к полюсам - северо-восточному и юго-западному. Из всех прежних киевских земель, пожалуй, лишь Владимиро-Суздальская да Галицко-Волынская не уступали друг другу в военной мощи.

При этом именно Галицкое и  Волынское княжества М.Грушевский считал самыми прямыми наследниками политических и культурных традиций Киева. А другой видный украинский историк, С.Томашивский, называл объединенное Галицко-Волынское княжество XIII в. первым бесспорно украинским государством. В самом деле: если рассматривать эту объединенную державу на пределе ее могущества, в тех границах, которых ей к этому времени удалось достичь, то окажется, что 90 % ее подданных жили на территории современной Украины.

Княжество стало наследницей  Киевской Руси, боролось за воссоединение и консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ремесла, торговли, культуры; способствовало защите населения юго-западных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в условиях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество  после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славянских землях и  стало главным политическим центром  будущего Украины.

В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие, полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Бессарабии.

Галицкое и  Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половине XII в. и в XIII в .достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половине этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

 

II. Основная часть.

1. Развитие культуры Галицко-Волынской Руси.

На территории Галицко-Волынского княжества сформировалась самобытная культура, которая не только унаследовала традиции Киевской Руси, но и вобрала в себя множество  новаций из соседних стран. Большинство современных сведений об этой культуре дошли до нас в виде письменных свидетельств и археологических артефактов.

Главными культурными  центрами княжества были большие  города и православные монастыри, которые  одновременно играли роль основных просветительских центров страны. Ведущую роль в культурной жизни страны занимала Волынь. Сам город Владимир, главный город Волынского княжества, являлся древней цитаделью Рюриковичей. Город прославился благодаря князю Василию, которого летописец вспоминал как «книжника великого и философа, какого не было на всей земле и после него не будет». Этот князь развил города Берестя и Каменец, создал собственную библиотеку, построил немало церквей по всей Волыни, которым дарил иконы и книги. Другим значительным культурным центром был Галич, известный своим митрополичьим собором и церковью св. Пантелеймона. В Галиче также была написана Галицко-Волынская летопись и создано Галицкое евангелие. К самым большим и самым известным монастырям княжества причислялись Полонинский, Богородичный и Спасский.

Для нужд государства  и для распространения и утверждения  христианской церкви требовались грамотные  и образованные люди. При церквях, монастырях, епископских кафедрах существовали школы. К ним принимали мальчиков  с семи лет. Пройдя курс обучения, они шли писца в княжескую или епископской канцелярии, становились священниками или продолжали дело отцов. Найденные надписи на стенах церквей, на бересте, в речах оружия и орудиях труда (метки) свидетельствуют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников тоже были грамотные люди. Сохранились пергаментные грамоты, написанные на латинском языке, галицко-волынские князья и епископы посылали за границу. При дворе Даниила племянника Владимира Васильковича действовала мастерская по переписыванию книг. Князь очень любил книги и книжную мудрость.. 36 книг из своей библиотеки Владимир Василькович подарил церквам и соборам. А книги были слишком дороги: написанные на пергаменте, в кожаном переплете, украшенные золотом, серебром, драгоценными камнями, страницы украшены совершенными миниатюрами.

 

2. Галицко-Волынская  книжность.

Галицко-волынская  книжность, развивавшаяся на основе киевской литературной традиции, если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел  ряд списков евангельского текста, в том числе Галицкое четвероевангелие 1144 г., Добрилово евангелие 1164 г. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII—XIII вв., Пандекты Антиоха 1307 г. и другие рукописные книги XII—XIII вв. Князя Владимира Висильковича летописец характеризует как «великого книжника и философа, какого не было на всей земле». В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также «Соборник великий», принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в том числе в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники, так же, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книг. В числе галицко-волынских деятелей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половине XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее — под заглавием «Русский летописец» — Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 г.

Таким образом, Галицко-Волынская земля в XII—XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

 

3. Галицкая и  Волынская летописи.

Летописание в  Галиции началосьеще в XI в., судя по отдельным рассказам, вошедшим из Галицкой летописи в Повесть временных лет и в Киевскую летопись (описание ослепления князя теребовльского Василька и последовавших событий 1098—1100 гг., изложенное под 1097 г.).

Галицко-Волынская  летопись дошла  до нас в составе  Ипатьевского свода (нач. XVв.) наряду с «Повестью временных лет» и Киевской летописью.

Как явствует из принятого в научной литературе названия, летопись состоит из двух частей, написанных в одноименных княжествах. Граница двух летописей незаметна для непосвященного читателя. Она определяется на основании изменений в манере изложения и политических симпатиях древнерусских книжников. Считается, что волынское повествование открывается сведениями, помещенными под 1261 г.

Галицко-Волынское  княжество, объединенное Даниилом Романовичем, занимало обширные пространства к востоку  от Карпатских  гор. В те времена  Карпаты именовались Угорскими (то есть венгерскими) горами. Географическое положение, близость к западной Европе определили особенности культурно-исторического развития этих земель. Многие князья, правившие здесь, оказывали влияние не только на русские дела, но и на жизнь соседних европейских государств. В период раздробленности владетели этих земель  вели самостоятельную политику, подчас расходившуюся с устремлениями киевских князей.

В зависимости  от действий местных князей враг с  запада мог пройти на Киев, а мог  быть остановлен еще в Карпатах. Но не только военными преимуществами обладали владетели этого края. Они могли диктовать свою волю, используя и экономические рычаги. Через город Галич, от которого и происходило название княжества, пролегали торговые пути в центральную и западную Европу. Из этих мест, и прежде всего из Перемышля, в Киев поступали многие товары, в том числе и соль.

История региона  была достаточно драматичной. Юго-западной Руси приходилось переживать многочисленные войны, нашествия кочевников, венгерских и польских рыцарей. На севере сложными были отношения с Литвой. Не обошло стороной Галицко-Волынские земли и татарское разорение. Правда, здесь волна нашествия уже несколько потеряла прежнюю сокрушительную силу.

Но не только с иноземными врагами приходилось  сталкиваться владетелям этих земель. В отличие от других территорий Древней Руси,  здесь огромным влиянием обладало боярство. Князья вынуждены были вести ожесточенную борьбу с этим сословием. Особенно преуспел в этом потомок Мономаха Даниил Романович (1202-1264). Он  продолжал объединительную политику своего отца, грозного Романа Мстиславича, павшего на берегу Вислы в битве с поляками в 1205 г.

Неслучайно  поэтому Галицкая летопись открывается  поэтической похвалой Роману Мстиславичу. Князь-богатырь сравнивается в ней  с дикими и страшными животными: «Устремил бо ся бяше на поганыя, яко и левъ, сердит же бысть, яко и рысь, и губяше, яко и крокодилъ, и преходжаше землю ихъ, яко и орелъ, храборъ бо бе, яко и туръ». Возможно, сравнение русского князя со львом и крокодилом восходит к каким-то византийским источникам. Нельзя полностью сбрасывать со счетов и латинскую традицию соседей-католиков (ведь матерью Романа была дочь польского князя Болеслава Кривоустого).

После гибели Романа нелегкая судьба ждала его малолетних сыновей Даниила и Василька, вступивших в длительную  борьбу за обладание отчиной. Сначала княжичи вынуждены были скитаться вместе с матерью по городам Руси, Венгрии и Польши. В это время заметную роль в делах юго-западной Руси играл Мстислав Удалой – будущий тесть Даниила. На долю братьев выпало много испытаний. Восемнадцатилетнему Даниилу пришлось участвовать в трагической битве на Калке (1223 г.). Только к концу 30-х гг.XIII в. усилия братьев увенчались успехом.

Галицким княжеством стал править Даниил, а Василько сел во Владимире Волынском. Интересно, что Даниил Романович был единственным в истории Древней Руси королем, получившим корону от папы римского, который стремился таким образом склонить русского правителя к принятию католичества.

В Галицкой летописи подробно показана деятельность Даниила. В традиционном повествовании перечисление добродетелей становилось своеобразным рубежом, знаменующим естественную смену правителей и перенесение авторского внимания на поступки другого лица, оно удачно вписывалось в общий строй погодного изложения событий. Жизнеописанию Даниила чужда подобная локализация характеристики. Она распространяется до масштабов всего произведения и как бы рассредоточена по многим отдельным описаниям. Каждый из конкретных эпизодов при этом является лишь подтверждением неизменных качеств Даниила, еще одной яркой их иллюстрацией.

Черты характера  галицкого правителя  (например: «Бе бо дерз и храбор, от главы  и до ногу его не бе на немь порока») очень редко описываются автором, как правило, они проявляются  из подробного изложения событий, при этом на первый план выдвигается эмоционально-художественное начало.

Многократно характеризуются  ратные подвиги самого князя и  его дружинников, передаются вдохновенные обращения Даниила к воинам. Он страшен противникам не только как  полководец, предводитель дружин, но и как весьма искусный воин. Поэтому в жизнеописании появляются не совсем обычные батальные картины. Речь идет об изображении князя в бою как простого воина.

Информация о работе Особенности развития культуры Галицко-Волынской Руси (XII – XIV века)