Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:08, контрольная работа
Молодежь» - это одно их тех понятий, которое употребляется на разных уровнях, в разных контекстах и относится к так называемым общеупотребительным понятиям.
Все мы знаем, кто такие молодые люди. Молодежь - это не только социологический жаргон, это слово, которое понятно каждому. Согласно словарю, молодежь - это состояние молодости, то есть, как это часто происходит, определение дается само через себя.
1
Введение……………………………………………………………….
3
2.
Понятие молодежной культуры…………………………………...
4
3.
Особенности молодежной культуры в России…………………..
7
4.
Заключение ………………………………………………………….
12
5.
Литература ……………
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение………………………………………………………… | 3 |
2. | Понятие молодежной культуры…………………………………... | 4 |
3. | Особенности молодежной культуры в России………………….. | 7 |
4. | Заключение …………………………………………………………. | 12 |
5. | Литература …………………………………………………………. | 13 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли существует в жизни человека что-то более заманчивое и символическое, чем молодость. Во все времена у людей не только преклонного, но и зрелого возраста молодость вызывала невероятную зависть. Каждый проживает свою молодость, запечатлевая ее, как что-то притягательное и таинственное. На протяжении всей последующей жизни эта загадочная пора будет ассоциироваться с самыми лучшими воспоминаниями. Как ни парадоксально, но эта пора воспринимается самими молодыми людьми как нечто тяжелое и одновременно как полное пространство свободы. Если и не вся молодость, то какой-то период воспринимается как время бурных переживаний, период выяснения отношений, выстраивания иерархий с собой, семьей, школой, обществом; период осознания новых ценностей и идей и т. д. Разве не удивительно, что к одному и тому же периоду в своей жизни человек, находясь внутри него, относится с тревогой «на фоне свободы», а, прожив его, относится с такой завистью и ностальгией?
Кроме зависти, взрослые испытывали и, наверняка, всегда будут испытывать по отношению к молодежи (или за молодежь) определенный страх: всякая новая молодежь, всякое новое ее поколение - это всегда «другие», которые несут в себе желание и потенцию изменить существующее, а, следовательно, знак какой-то катастрофы в будущем. Подобное отношение к молодежи вовсе не является чем-то специфическим для нашей страны и эпохи (или любой другой). Всегда и везде всякие «новые» взрослые (вчерашняя молодежь) сокрушаются о том, что «нынешняя» молодежь наверняка не воспримет их ценностей, камня на камне не оставит от того, чего взрослые с таким трудом достигли [1].
Тревога и страх с одной стороны, зависть и восхищение - с другой : - эти полюса не случайны, это самое первое культурное приближение к понятиям «молодость» или «молодежь».
2. ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
«Молодежь» - это одно их тех понятий, которое употребляется на разных уровнях, в разных контекстах и относится к так называемым общеупотребительным понятиям.
Все мы знаем, кто такие молодые люди. Молодежь - это не только социологический жаргон, это слово, которое понятно каждому. Согласно словарю, молодежь - это состояние молодости, то есть, как это часто происходит, определение дается само через себя.
Когда мы говорим «социология молодежи», что мы собственно имеем в виду под понятием «молодость»? Как минимум можно говорить о трех его ипостасях. Молодость и молодежь - это:
определенный возраст;
некое состояние, определяемое социально-культурными критериями;
некая группа или поколение с присущими ей ценностями.
Понятие «молодежь» входит в научный обиход вместе с понятием «молодежная культура». Рождение термина связывалось Т. Парсонсом с обоснованием стабильности, направленности и целесообразности развития общественных систем. Это была своего рода рефлексия на послевоенное возрождение западных обществ, выражение веры в возможность стабильности, благополучия и процветания всех его членов. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести аутентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных полномочий, и полностью контролируемы взрослыми. Молодежный вопрос (или молодежная проблема) описывались им через специфические структурные напряжения, возникшие при переходе от традиционного к современному обществу.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений [4].
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Феномен молодежной субкультуры с социологической точки зрения уникален, и вот почему. Детская субкультура не противостоит взрослой культуре ни по своим ценностям, ни по своей форме. Она создается преимущественно взрослыми, отражает их, взрослых, видение того, каким должен быть мир детства. В значительной части такая субкультура, выступая неким островком, носит поучительно-моралистический характер и служит воспитательным целям. Еще дети и достраивают ее своими страшилками, анекдотами или играми, то подобная самодеятельность выглядит скорее как подражание взрослому миру, попытка смоделировать его либо отразить в приподнято-романтических чертах.
Следующий возрастной тип субкультура - подростковая субкультура - пытается выполнить более широкий круг социальных задач. Она включает ценности и образ жизни, отличающиеся либо противоположные ценностям и образу жизни взрослых. Она стоит еще на перепутье между детской и молодежной субкультурами, синтезируя в себе робость первой и протест второй. Допустим, такие черты как подростковое хулиганство и вандализм не представляют самостоятельного культурного или социального явления. Они возникли как слепое подражание криминальной субкультуре взрослых либо под прямым руководством ее представителей. Вместе с тем увлечение наркотиками, которое появляется именно в подростковом возрасте, представляет уже самобытное явление. В детском возрасте этого еще нет, а молодежь, точнее сказать, «взрослые молодые» (25-30 лет), как правило, уже не заражаются наркотическим зельем. Самый опасный период - старшие класса средней школы и первые курсы вуза. Собственного облика у подростковой субкультуры фактически не существует.
Подростки готовы не подчиняться старшим, для них запретный плод притягателен, но на открытый протест против общества взрослых они еще не готовы. Они могут убегать из дома и это тоже форма неподчинения. А потому подростковую субкультуру можно квалифицировать - в определенной ее разновидности - как девиантную. Но убежать из общества они не могут. Молодежь физически равноценна взрослым, а потому она не убегает от полиции, а сражается с ней. Ее не устраивает общество, а не просто взрослые, установившие над младшим поколением свой диктат.
Молодежная субкультура - совершенно иное дело. Именно в этот период, приблизительно в 17-18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях, но мощь общественных институтов, прежде всего полиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодежи выливается в практических действиях - мятеж, демонстрация, бунт - и теоретических - создание собственной музыки, поэзии, театра и т.д [5].
3. особенности молодежной культуры в России
К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят:
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в
основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников
отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая, функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания,
распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и
интересов.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек – героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей – непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
3. Консюмеризм - приоритет потребительских ориентации над креативными.
По данным опросов студентов, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодежи
4. Ослабление избирательность в принципах отбора культурных образцов.
В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.
5. Внеинституциональный путь развития молодежной субкультуры - создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андеграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры.
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии [7].
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры в России обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие [3].
1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и, прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество – такова и молодёжь.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
Информация о работе Особенности молодежной культуры в России