Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:14, реферат
Этногенез современных народностей Удмуртии является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов.
Введение…………………………………………………………………………2
1. История марийского народа………………………………………………...3
2. Структура и территория проживания этноса…………………………………4
3. Язык и письменность…………………………………………………………..4
4. Религия и верования……………………………………………………………5
5. Истоки марийской культуры…………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………
Марийская национальная кухня формировалась веками. В дореволюционное время пища марийцев была весьма скудной, однообразной и малокалорийной. В последние десятилетия совершенствовалась технология приготовления, расширялся ассортимент используемых продуктов. С ростом благосостояния повышался удельный вес ранее не производившихся и мало употреблявшихся ценных продуктов питания. Меню стало значительно богаче. Однако национальные особенности и обусловленное климатом предпочтение некоторым продуктам остаются. Распространены блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп - каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха - картофельные пельмени, картофельные оладьи. Широк ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, меда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, овсяный кисель, колобок, караваец особый, пирог с клюквой. Сравнительно недавно в марийской кухне стали широко применять свежие помидоры, редис, огурцы, зелень укропа, петрушки, базилика. Традиционные место занимает отварная или жареная домашняя колбаса (сокта), отварная круглая колбаса (шырдан), подкоголь с различными начинками (мясом, творогом, картофель, грибами), трехслойные блины (коман мелна).
Ассортимент холодных закусок и сладких блюд ограничен. В основном это соленья: грибы, капуста, огурцы, а на сладкое готовят бруснику с медом, бруснику с яблоками, медовый напиток.
Широко распространены блюда из яиц: их варят, запекают, используют для начинок, заправляют ими супы. Немаловажное значение в питании марийцев имеет молоко и продукция из него: творожный напиток, сухие сырники (туара), сырники на масле. В марийской кухне имеется часть блюд, близких по способу приготовления и вкусовым качествам к блюдам русских, татар и чувашей, но имеющих ряд особенностей в технологии и рецептуре. Но у луговых, горных, северо-западных и восточных мари одни и те же блюда отличаются друг от друга и по названию, и по способу приготовления. Характерной особенностью марийской национальной кухни было то, что ароматизированные коренья (лук, морковь), закладывались впервые и вторые блюда в сыром виде и варились или тушились вместе с другими продуктами, входящими в их состав. В современной кухне для улучшения вкуса и цвета блюд они закладываются в основном в обжаренном виде. Своеобразный вкус имеют отварная домашняя колбаса - сокта, лосятина, медвежатина тушеная. Появились ранее не характерные для марийской кухни блюда: шашлык из лосятины, эскалоп по-таирски, зразы по-марийски и другие. Использование различных продуктов животного и растительного происхождения дает возможность готовить различные вкусные блюда из меню марийской национальной кухни.
Мучные изделия очень распространены в марийской национальной кухне. Традиционными являются изделия из конопли, ржаной, гречневой, гороховой и овсяной муки: ватрушка с коноплей, конопляники (катлама), конопляный хлеб, трехслойные блины, овсяные блины, блины из гречневой муки, лепешки. Распространенным угощением у марийцев являются коман мелна — трехслойные блины, которые выпекают по праздникам в большом количестве, укладывают стопками, смазывая маслом каждый блин. Не менее традиционны пироги с грибами (поҥго когыльо) пироги со свеклой, колобок, караваец особый, ватрушки с картошкой.
Традиционными сладкими блюдами и напитками в марийской кухне являются колобок, молоко со сливками, творожный напиток, квас из клюквы или брусники, медовый напиток, свекольный квас.
Таким образом, характерной особенностью марийской кухни является соблюдение национальных традиций и современных представлений о рациональном питании.
В
глубокой древности у марийцев, как
и у любого другого народа, зародилось
устное поэтическое творчество. Опоэтизированное
возвеличивание великанов — исполинов
(Онар, Алым-патыр,
Нöнчык-патыр), которых поэтическое
воображение народа наделило исполинским
ростом и огромной физической силой, олицетворяет
преклонение перед трудолюбивыми предками,
корчевавшими лес под пашню, осваивавшими
речные долины и прибрежные склоны. Широко
распространены легенды и сказания о родоплеменных
богатырях, защитниках народа и родной
земли от чужеземных завоевателей. Чоткар,
Народное
музыкальное творчество марийцев зародилось
и развивалось на основе пентатоники
(пятизвучия), что было характерно для
огромного географического пространства
от Японии до Шотландии. Исследователи-музыковеды
отмечали особую близость старинных марийских
мелодий с древними образцами венгерской
народной музыки. Со времён этногенеза
и единства финно-угорских племён через
века были пронесены старинные музыкальные
инструменты: тÿмыр (барабан),
Глубокие исторические корни,
богатые традиции и
Заключение.
Глобальные изменения, произошедшие в мире на рубеже XX—XXI вв., вызвали радикальные трансформации в межэтнических отношениях. Национальные проблемы приобрели особое звучание. Без четкого определения параметров развития, позитивной этнической самоидентификации, защиты историко-культурного пространства, традиций и духовных ценностей чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы малочисленные народы перестанут быть носителями оригинальных культур. На фоне ускоряющегося процесса глобализации не только в сфере экономики и политики, но и в области культуры и образования, в условиях усиливающейся «ве-стернизации» российского образа жизни интерес к проблеме этнического менталитета, традиционным национальным ценностям, многовековому духовно-нравственному опыту этносов представляется весьма закономерным.
Память
народа сохраняет знания, которые человек
приобретает в своем индивидуальном опыте,
дает возможность целесообразно их использовать
при смене одних поколений другими в историческом
процессе, принимающем у каждого народа
различные формы и содержание. Впечатления
о мире организуются в связные интерпретации
— идеи, установки, стереотипы, ожидания,
выступающие регуляторами социального
поведения. Поведение народа становится
предсказуемым, разумным, управляемым,
т. е. ментальным. До сих пор исследователи
уделяли внимание в основном описанию
психического склада, характера, самосознания,
чувств народа. К сожалению, менее изучались
восприятие народами себя и друг друга,
их историческая память и воображение,
процессы опосредованного и обобщенного
отражения в сознании этноса переживаемых
событий, волевая активность представителей
различных этносов, развитие талантов
и дарований народа — все то, что включает
в себя понятие этнического менталитета.
Список литературы.
Информация о работе Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии