Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Этногенез современных народностей Удмуртии является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. История марийского народа………………………………………………...3
2. Структура и территория проживания этноса…………………………………4
3. Язык и письменность…………………………………………………………..4
4. Религия и верования……………………………………………………………5
5. Истоки марийской культуры…………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

этнос мари.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

    Марийская национальная кухня формировалась  веками. В дореволюционное время  пища марийцев была весьма скудной, однообразной и малокалорийной. В последние  десятилетия совершенствовалась технология приготовления, расширялся ассортимент  используемых продуктов. С ростом благосостояния повышался удельный вес ранее  не производившихся и мало употреблявшихся  ценных продуктов питания. Меню стало  значительно богаче. Однако национальные особенности и обусловленное  климатом предпочтение некоторым продуктам  остаются. Распространены блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп - каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха - картофельные пельмени, картофельные оладьи. Широк  ассортимент мучных и выпечных изделий  с добавлением ягод, меда: трехслойные  блины из ржаной и ячменной муки, овсяный кисель, колобок, караваец особый, пирог с клюквой. Сравнительно недавно в марийской кухне стали широко применять свежие помидоры, редис, огурцы, зелень укропа, петрушки, базилика. Традиционные место занимает отварная или жареная домашняя колбаса (сокта), отварная круглая колбаса (шырдан), подкоголь с различными начинками (мясом, творогом, картофель, грибами), трехслойные блины (коман мелна).

Ассортимент холодных закусок и сладких блюд ограничен. В основном это соленья: грибы, капуста, огурцы, а на сладкое  готовят бруснику с медом, бруснику с яблоками, медовый напиток.

    Широко  распространены блюда из яиц: их варят, запекают, используют для начинок, заправляют ими супы. Немаловажное значение в  питании марийцев имеет молоко и  продукция из него: творожный напиток, сухие сырники (туара), сырники на масле. В марийской кухне имеется часть блюд, близких по способу приготовления и вкусовым качествам к блюдам русских, татар и чувашей, но имеющих ряд особенностей в технологии и рецептуре. Но у луговых, горных, северо-западных и восточных мари одни и те же блюда отличаются друг от друга и по названию, и по способу приготовления. Характерной особенностью марийской национальной кухни было то, что ароматизированные коренья (лук, морковь), закладывались впервые и вторые блюда в сыром виде и варились или тушились вместе с другими продуктами, входящими в их состав. В современной кухне для улучшения вкуса и цвета блюд они закладываются в основном в обжаренном виде. Своеобразный вкус имеют отварная домашняя колбаса - сокта, лосятина, медвежатина тушеная. Появились ранее не характерные для марийской кухни блюда: шашлык из лосятины, эскалоп по-таирски, зразы по-марийски и другие. Использование различных продуктов животного и растительного происхождения дает возможность готовить различные вкусные блюда из меню марийской национальной кухни.

    Мучные  изделия очень распространены в  марийской национальной кухне. Традиционными являются изделия из конопли, ржаной, гречневой, гороховой и овсяной муки: ватрушка с коноплей, конопляники (катлама), конопляный хлеб, трехслойные блины, овсяные блины, блины из гречневой муки, лепешки. Распространенным угощением у марийцев являются коман мелна — трехслойные блины, которые выпекают по праздникам в большом количестве, укладывают стопками, смазывая маслом каждый блин. Не менее традиционны пироги с грибами (поҥго когыльо) пироги со свеклой, колобок, караваец особый, ватрушки с картошкой.

    Традиционными сладкими блюдами и напитками  в марийской кухне являются колобок, молоко со сливками, творожный напиток, квас из клюквы или брусники, медовый  напиток, свекольный квас.

    Таким образом, характерной особенностью марийской кухни является соблюдение национальных традиций и современных  представлений о рациональном питании.

    В глубокой древности у марийцев, как  и у любого другого народа, зародилось устное поэтическое творчество. Опоэтизированное возвеличивание великанов — исполинов (Онар, Алым-патыр, Нöнчык-патыр), которых поэтическое воображение народа наделило исполинским ростом и огромной физической силой, олицетворяет преклонение перед трудолюбивыми предками, корчевавшими лес под пашню, осваивавшими речные долины и прибрежные склоны. Широко распространены легенды и сказания о родоплеменных богатырях, защитниках народа и родной земли от чужеземных завоевателей. ЧоткарЧумбылат, Акпатыр — любимые эпические герои, наделенные бессмертием и приходящие на помощь родному народу даже после своей видимой смерти.

    Народное  музыкальное творчество марийцев зародилось и развивалось на основе пентатоники (пятизвучия), что было характерно для огромного географического пространства от Японии до Шотландии. Исследователи-музыковеды отмечали особую близость старинных марийских мелодий с древними образцами венгерской народной музыки. Со времён этногенеза и единства финно-угорских племён через века были пронесены старинные музыкальные инструменты: тÿмыр (барабан), шÿвыр (волынка), карш или кÿсле (гусли), различные трубы.

      Глубокие исторические корни,  богатые традиции и эстетическую  ценность имеют деревянная резьба  и вышивка. Художественные традиции народа издавна существовали в форме различных видов и жанров народного декоративного искусства. Свое стремление к красоте, богатство творческой фантазии марийский народ проявлял в оформлении предметов быта и ритуала, одежды, в мелкой пластике и ювелирных украшениях. Начальный этап изобразительного искусства в Марийском крае был связан с обращением исследователей, художников к этнографии, культуре и быту народа.У древних марийцев высокий уровень развития получили кузнечное, ювелирное, гончарное ремесла. В археологических памятниках найдены богатые наборы украшений из меди, бронзы и различных сплавов местного производства, а также предметы, произведенные в отдаленных регионах, что свидетельствует о развитых торгово-обменных связях.  
 
 

 

    Заключение.

    Глобальные изменения, произошедшие в мире на рубеже XX—XXI вв., вызвали радикальные трансформации в межэтнических отношениях. Национальные проблемы приобрели особое звучание. Без четкого определения параметров развития, позитивной этнической самоидентификации, защиты историко-культурного пространства, традиций и духовных ценностей чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы малочисленные народы перестанут быть носителями оригинальных культур. На фоне ускоряющегося процесса глобализации не только в сфере экономики и политики, но и в области культуры и образования, в условиях усиливающейся «ве-стернизации» российского образа жизни интерес к проблеме этнического менталитета, традиционным национальным ценностям, многовековому духовно-нравственному опыту этносов представляется весьма закономерным.

    Память народа сохраняет знания, которые человек приобретает в своем индивидуальном опыте, дает возможность целесообразно их использовать при смене одних поколений другими в историческом процессе, принимающем у каждого народа различные формы и содержание. Впечатления о мире организуются в связные интерпретации — идеи, установки, стереотипы, ожидания, выступающие регуляторами социального поведения. Поведение народа становится предсказуемым, разумным, управляемым, т. е. ментальным. До сих пор исследователи уделяли внимание в основном описанию психического склада, характера, самосознания, чувств народа. К сожалению, менее изучались восприятие народами себя и друг друга, их историческая память и воображение, процессы опосредованного и обобщенного отражения в сознании этноса переживаемых событий, волевая активность представителей различных этносов, развитие талантов и дарований народа — все то, что включает в себя понятие этнического менталитета. 

 

    Список  литературы.

    1. Петров, В. Н. Марийцы / В. Н. Петров // Народы Росии: Энцикл. - М.: Большая рос. энцикл., 1994. - С. 229-231.
    2. Владыкин, В. Е. Марийцы / В. Е. Владыкин // Удмурт Элькун = Удмуртская Республика: Энцикл. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - С. 473-474.
    3. История Марийской АССР. Т. 1. С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции / Марийс. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории им. В. М. Васильева. - Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1986. - 301 с.
    4. Смирнов, И.Н.  Черемисы.  Историко-этнографический очерк. –  Казань:  Тип.  Имп.ун-та, 1889. – 265 с. 
    5. Архипов, Г. А. Древние марийцы (этногенез и ранняя этнокультурная история) Текст. : доклад на соискание уч. ст. д-ра ист. наук / Г. А. Архипов. -М., 1991.-40 с.

Информация о работе Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии