Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:14, реферат
Этногенез современных народностей Удмуртии является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов.
Введение…………………………………………………………………………2
1. История марийского народа………………………………………………...3
2. Структура и территория проживания этноса…………………………………4
3. Язык и письменность…………………………………………………………..4
4. Религия и верования……………………………………………………………5
5. Истоки марийской культуры…………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Глазовский
государственный педагогический институт
им. В. Г. Короленко»
Реферат по курсу «Этнология России и регионов» на тему:
«Особенности
менталитета марийского
этноса в Удмуртии»
Ижевск
2011.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. История
марийского народа…………………………………
2. Структура
и территория проживания
3. Язык и письменность……………………………
4. Религия и
верования………………………………………………………
5. Истоки марийской культуры…………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Этногенез современных народностей Удмуртии является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление российской демократии и экономические реформы происходят в условиях разнообразного проявления национального самосознания, активизации общественных движений и политической борьбы. В основе этих процессов лежит стремление россиян устранить негативное наследие прошлых режимов, улучшить условия своего социального существования, отстоять права и интересы, связанные с чувством принадлежности гражданина к той или иной этнической общности и культуре. Именно поэтому генезис этносов Удмуртии следует изучать чрезвычайно тщательно, а оценивать исторические факты максимально взвешенно.
В настоящее время на территории Удмуртии проживают представители трех языковых семей: славянской, тюркской и уральской (финно-угорской и сомадийской). К первой относятся представители русской и украинской национальности, ко второй – башкиры, чуваши, татары, наконец, к третьей – удмурты, марийцы, мордва и некоторые другие малые народности.
Настоящая
работа посвящена рассмотрению менталитета
марийского этноса, проживающего в Удмуртии.
1.История марийского народа.
Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Имя «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». Или «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Существует также гипотеза о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.
Этнический облик и особенности марийской культуры оформились во второй половине первого тысячелетия н.э. Но первое упоминание о марийцах относится к середине X века: в письме хазарского кагана Иосифа. Формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв. Соседями марийцев оказались русские, булгары, чуваши, удмурты и др.
В
1236 – 1242 гг. Восточная Европа подверглась
мощному монголо-татарскому нашествию.
Марийцы подчинялись Золотой
Орде через булгарских феодалов и
ханских даруг. В октябре 1552 года часть
марийцев приняли присягу на верность
московскому царю. Но уже в декабре марийцы
во многих местах восстали, а с весны 1553
года на всей Луговой стороне развернулось
широкое национально-освободительное
движение, растянувшееся на 30 с лишним
лет (с перерывами) и получившее название
«черемисских войн». В мае 1557 года приняли
присягу верности русскому государству.
Интеграция Марийского края в состав Российского
государства продолжалась до конца XVI
века. В 1584 году — был основан Царевококшайск
как город-крепость, ныне город Йошкар-Ола.
В республике бережно хранятся традиции,
пришедшие из глубины веков. Достаточно
сказать, что мари — это единственный
народ в Европе, сумевший сохранить свою
исконную языческую религию практически
в неизменном виде. Вопрос о создании марийской
территориальной автономии был поднят
в феврале 1920 г. по инициативе Центрального
отдела мари при Наркомате по делам национальностей.
4 ноября 1920 г. Всероссийский национальный
исполнительный комитет и Совет народных
комиссаров приняли декрет об образовании
Марийской автономной области (МАО) в составе
РСФСР.
2. Структура и территория проживания этноса.
Марийцы один из древних финно-угорских народов Среднего Поволжья. В настоящее время марийцы дисперсными группами проживают во многих регионах России: Нижегородской, Кировской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Московской, Волгоградской, Тюменской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Оренбургской Мурманской областях. Чувашской республике, республиках Коми, Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Ямало-Ненецком автономном округе.
Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Горные марийцы (кырыкмары) сосредоточены в основном на правобережье Волги в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат в левобережье реки Волги. Эта этнографическая группа складывалась в течение IX-XVI вв. вследствие сокращения контактов с основной частью расселившихся на огромной территории левобережья Волги марийцев.
Всю
центральную и восточную часть
Республики Марий Эл населяет многочисленная
этнографическая группа луговые
марийцы (олык марий). Основу Группы составили
компактно проживающие в междуречье Малой
Кокшаги и Вятки в IX-X VI вв. территориальные
земляческие союзы, идентифицирующие
себя с названием рек. В XVI в. часть марийцев
устремилась в Закамье на башкирские земли,
положив начало формированию этнографической
группы восточных мари.
3. Язык и письменность.
Марийский
язык относится к финно-угорской
семье языков. Выделяются четыре наречия:
горное, луговое, восточное и северо-западное.
Марийскому языку около двух тысяч
лет, он сформировался в начале I тыс.
н. э. В нем сохранились древние слова финно-угорского
праязыка III-II тыс. до н.э., индоевропейского,
индоиранского, скифо-сарматского, сармато-аланского,
балтийского происхождения. Около 464 тысяч (или 77
%) марийцев владеют марийским языком,
большинство (97 %) владеют русским языком.
Широко распространено марийско-русское
двуязычие. Письменность у марийцев –
на основе кириллицы.
4. Религия и верования.
Ядром духовной культуры марийцев являлись народные верования и культы. Они регулировали все сферы общественной, семейной и личной жизни, оказывали непосредственное воздействие на повседневную жизнь каждого марийца, определяли мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Благодаря этому народные верования и традиции в сознании людей выступали как духовная опора и надежда, сплачивали народ, помогали ему сохранить свои самобытные черты.
Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари представители растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому полагалось почитать их силы, устанавливать с ними добрые отношения, не противоречить им. Вся окружающая природа наделялась марийцами жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ. Марийцы верили, что материальные (неживые) предметы, растения обладают душами-двойниками «орт» и «шырт». Живые существа кроме этих душ-двойников имели еще душу «чон» (луговые мари) или «йанг» (горные мари). До настоящего времени сохранились отголоски фетишистского отношения к предметам быта и явлениям природы, почитания птиц (лебедя, дикого гуся и др.), животных (лося/оленя, медведя, коня) и т.д. Деревья воспринимались как живые существа, покровители рода, хранители жизненной силы.
Своеобразной формой сакрализации права родовой группы на территорию обитания был культ духов - хозяев определенных территорий «водыж», «вадыш». Они охраняли наиболее значимые для людей места их обитания (дом с очагом, усадьбу, селение, водоемы, общинные луга и поля, земные недра). В середине XIX века «вадыш» марийцам представлялся в облике лося (оленя), перед которым преклонялись все звери, птицы, деревья. В каждом жилище обитал свой «водыж». Среди почитаемых семейно-родовых покровителей выделялись также духи хлева, овина, клети, ворот, усадьбы, всего двора. Обрядовые действия в кругу семьи, связанные с почитанием духов жилища и домашних строений, проводились и продолжают проводиться и в наши дни. В XIX века в честь духов жилища готовили ритуальный пирог из зайчатины или тетерева. В наши дни обычной жертвой им являются блины.
Важную роль в жизни марийцев
играл культ предков «тошто
еҥ» (старый человек) или «тошто
марий» (старые марийцы). Предки обладали
способностью регулировать семейные,
общинные отношения, налаживать контакты
с духами и божествами, помогать людям
в хозяйственных делах. Поэтому марийцы
поклонялись им. Каждый человек, в зависимости
от возраста, близости к предкам имел строго
определенное иерархическое положение
в обществе. Мужчины преклонного возраста,
как реальные представители предков на
земле, пользовались наибольшим уважением
и почетом. Молодые же обязаны были почитать
старших, учиться у них житейскому опыту.
Под влиянием этих представлений получали
освящение существующие в обществе обычно-правовые
нормы, моральные установки, правила поведения,
этикет.
5. Истоки марийской культуры.
В
прежней историко-
Истоки марийской культуры обусловлены особенностями материальной и духовной жизни первобытных племен, генетически предшествовавших формированию марийского народа. Прежде всего, в своей основе это — культура жителей лесной зоны. Не только занятия и связанные с ними орудия труда и предметы материальной культуры, но и весь мир образных представлений древних марийцев, их традиции были связаны с лесом, его обитателями.
Дерево служило марийцу при сооружении жилища, изготовлении предметов и орудий труда, домашней утвари; ягоды и плоды диких растений, травы и коренья занимали большое место в рационе питания даже после освоения навыков земледелия и скотоводства. Охота, собирательство, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) являлись важнейшими занятиями древних марийцев, особенно в северных и северо-западных районах их обитания. В целом, хотя земледелие и скотоводство среди предков марийского народа, по археологическим данным, стали развиваться еще на стадии раннего металла (начало II тысячелетия до н.э.), у марийцев в период их формирования преобладал охотничье-рыболовецкий тип хозяйства. Это накладывало определённый отпечаток как на материальную, так и на духовную культуру.
Анимизм
и семейно-родовой культ
Информация о работе Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии