Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Этногенез современных народностей Удмуртии является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. История марийского народа………………………………………………...3
2. Структура и территория проживания этноса…………………………………4
3. Язык и письменность…………………………………………………………..4
4. Религия и верования……………………………………………………………5
5. Истоки марийской культуры…………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

этнос мари.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» 
 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу «Этнология России и регионов»  на тему:

«Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          Проверила:

                                                          Выполнила:              
 

Ижевск 2011. 
 
 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

1. История  марийского народа………………………………………………...3

2. Структура  и территория проживания этноса…………………………………4

3. Язык и письменность…………………………………………………………..4

4. Религия и  верования……………………………………………………………5

5. Истоки марийской  культуры…………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

 

    Введение 

     Этногенез современных народностей Удмуртии является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление российской демократии и экономические реформы происходят в условиях разнообразного проявления национального самосознания, активизации общественных движений и политической борьбы. В основе этих процессов лежит стремление россиян устранить негативное наследие прошлых режимов, улучшить условия своего социального существования, отстоять права и интересы, связанные с чувством принадлежности гражданина к той или иной этнической общности и культуре. Именно поэтому генезис этносов Удмуртии следует изучать чрезвычайно тщательно, а оценивать исторические факты максимально взвешенно.

     В настоящее время на территории Удмуртии проживают представители трех языковых семей: славянской, тюркской и уральской (финно-угорской и сомадийской). К первой относятся представители русской и украинской национальности, ко второй – башкиры, чуваши, татары, наконец, к третьей – удмурты, марийцы, мордва и некоторые другие малые народности.

     Настоящая работа посвящена рассмотрению менталитета марийского этноса, проживающего в Удмуртии. 

 

    1.История марийского народа.

    Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Имя «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». Или «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Существует также гипотеза о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.

    Этнический  облик и особенности марийской  культуры оформились во второй половине первого тысячелетия н.э. Но первое упоминание о марийцах относится  к середине X века: в письме хазарского кагана Иосифа. Формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом  завершилось в IX – XI вв. Соседями марийцев оказались русские, булгары, чуваши, удмурты и др.

    В 1236 – 1242 гг. Восточная Европа подверглась  мощному монголо-татарскому нашествию. Марийцы подчинялись Золотой  Орде через булгарских феодалов и  ханских даруг. В октябре 1552 года часть марийцев приняли присягу на верность московскому царю. Но уже в декабре марийцы во многих местах восстали, а с весны 1553 года на всей Луговой стороне развернулось широкое национально-освободительное движение, растянувшееся на 30 с лишним лет (с перерывами) и получившее название «черемисских войн». В мае 1557 года приняли присягу верности русскому государству. Интеграция Марийского края в состав Российского государства продолжалась до конца XVI века. В 1584 году — был основан Царевококшайск как город-крепость, ныне город Йошкар-Ола. В республике бережно хранятся традиции, пришедшие из глубины веков. Достаточно сказать, что мари — это единственный народ в Европе, сумевший сохранить свою исконную языческую религию практически в неизменном виде. Вопрос о создании марийской территориальной автономии был поднят в феврале 1920 г. по инициативе Центрального отдела мари при Наркомате по делам национальностей. 4 ноября 1920 г. Всероссийский национальный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли декрет об образовании Марийской автономной области (МАО) в составе РСФСР.  

    2. Структура и территория проживания этноса.

    Марийцы один из древних финно-угорских народов  Среднего Поволжья. В настоящее время  марийцы дисперсными группами проживают  во многих регионах России: Нижегородской, Кировской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Московской, Волгоградской, Тюменской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Оренбургской Мурманской областях. Чувашской республике, республиках Коми, Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Ямало-Ненецком автономном округе.

    Марийцы подразделяются на три этнографические  группы: горные, луговые, восточные. Горные марийцы (кырыкмары) сосредоточены в основном на правобережье Волги в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат в левобережье реки Волги. Эта этнографическая группа складывалась в течение IX-XVI вв. вследствие сокращения контактов с основной частью расселившихся на огромной территории левобережья Волги марийцев.

    Всю центральную и восточную часть  Республики Марий Эл населяет многочисленная этнографическая группа луговые  марийцы (олык марий). Основу Группы составили компактно проживающие в междуречье Малой Кокшаги и Вятки в IX-X VI вв. территориальные земляческие союзы, идентифицирующие себя с названием рек. В XVI в. часть марийцев устремилась в Закамье на башкирские земли, положив начало формированию этнографической группы восточных мари. 

    3. Язык и письменность.

    Марийский язык относится к финно-угорской семье языков. Выделяются четыре наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Марийскому языку около двух тысяч  лет, он сформировался в начале I тыс. н. э. В нем сохранились древние слова финно-угорского праязыка III-II тыс. до н.э., индоевропейского, индоиранского, скифо-сарматского, сармато-аланского, балтийского происхождения. Около 464 тысяч (или 77 %) марийцев владеют марийским языком, большинство (97 %) владеют русским языком. Широко распространено марийско-русское двуязычие. Письменность у марийцев – на основе кириллицы. 

    4. Религия и верования.

    Ядром духовной культуры марийцев являлись народные верования и культы. Они регулировали все сферы общественной, семейной и личной жизни, оказывали непосредственное воздействие на повседневную жизнь каждого марийца, определяли мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Благодаря этому народные верования и традиции в сознании людей выступали как духовная опора и надежда, сплачивали народ, помогали ему сохранить свои самобытные черты.

    Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего  мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный  мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал  самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари представители растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому полагалось почитать их силы, устанавливать с ними добрые отношения, не противоречить им. Вся окружающая природа наделялась марийцами жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ. Марийцы верили, что материальные (неживые) предметы, растения обладают душами-двойниками «орт» и «шырт». Живые существа кроме этих душ-двойников имели еще душу «чон» (луговые мари) или «йанг» (горные мари). До настоящего времени сохранились отголоски фетишистского отношения к предметам быта и явлениям природы, почитания птиц (лебедя, дикого гуся и др.), животных (лося/оленя, медведя, коня) и т.д. Деревья воспринимались как живые существа, покровители рода, хранители жизненной силы.

    Своеобразной  формой сакрализации права родовой  группы на территорию обитания был  культ духов - хозяев определенных территорий «водыж», «вадыш». Они охраняли наиболее значимые для людей места их обитания (дом с очагом, усадьбу, селение, водоемы, общинные луга и поля, земные недра). В середине XIX века «вадыш» марийцам представлялся в облике лося (оленя), перед которым преклонялись все звери, птицы, деревья. В каждом жилище обитал свой «водыж». Среди почитаемых семейно-родовых покровителей выделялись также духи хлева, овина, клети, ворот, усадьбы, всего двора. Обрядовые действия в кругу семьи, связанные с почитанием духов жилища и домашних строений, проводились и продолжают проводиться и в наши дни. В XIX века в честь духов жилища готовили ритуальный пирог из зайчатины или тетерева. В наши дни обычной жертвой им являются блины.

      Важную роль в жизни марийцев  играл культ предков «тошто еҥ» (старый человек) или «тошто марий» (старые марийцы). Предки обладали способностью регулировать семейные, общинные отношения, налаживать контакты с духами и божествами, помогать людям в хозяйственных делах. Поэтому марийцы поклонялись им. Каждый человек, в зависимости от возраста, близости к предкам имел строго определенное иерархическое положение в обществе. Мужчины преклонного возраста, как реальные представители предков на земле, пользовались наибольшим уважением и почетом. Молодые же обязаны были почитать старших, учиться у них житейскому опыту. Под влиянием этих представлений получали освящение существующие в обществе обычно-правовые нормы, моральные установки, правила поведения, этикет. 

    5. Истоки марийской культуры.

    В прежней историко-этнографической  литературе было распространено представление  о древних марийцах, вплоть до присоединения  к России, как о полудиких охотниках  и рыболовах. Однако материалы археологических  раскопок последнего времени свидетельствуют  о наличии у древних марийцев оседлого земледельческо-скотоводческого  хозяйства, металлообработки, развитых ремесел в сочетании с традиционными  занятиями: собирательством, охотой, рыболовством, пчеловодством.

    Истоки  марийской культуры обусловлены  особенностями материальной и духовной жизни первобытных племен, генетически  предшествовавших формированию марийского народа. Прежде всего, в своей основе это — культура жителей лесной зоны. Не только занятия и связанные  с ними орудия труда и предметы материальной культуры, но и весь мир  образных представлений древних  марийцев, их традиции были связаны  с лесом, его обитателями.

    Дерево  служило марийцу при сооружении жилища, изготовлении предметов и орудий труда, домашней утвари; ягоды и плоды диких растений, травы и коренья занимали большое место в рационе питания даже после освоения навыков земледелия и скотоводства. Охота, собирательство, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) являлись важнейшими занятиями древних марийцев, особенно в северных и северо-западных районах их обитания. В целом, хотя земледелие и скотоводство среди предков марийского народа, по археологическим данным, стали развиваться еще на стадии раннего металла (начало II тысячелетия до н.э.), у марийцев в период их формирования преобладал охотничье-рыболовецкий тип хозяйства. Это накладывало определённый отпечаток как на материальную, так и на духовную культуру.

    Анимизм и семейно-родовой культ соответствовали  родовому периоду и присваивающему характеру хозяйства. С развитием  производящих отраслей, земледелия и  скотоводства они дополнились верованиями  и ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом. Зимний новогодний праздник "Шоркйол" (шорык йол — овечья нога) марийцы посвящали будущему урожаю и приплоду скота. Весенний праздник "Ӱарня" (сродни русской Масленице) посвящался подготовке к весенне-летнему циклу сельскохозяйственных работ. Перед началом весенне-посевных работ устраивалось моление сохе — "Ага пайрем". На общественном молении совершалось жертвоприношение хлебом. Интересным был обряд ритуального посева яиц вместе с семенами на первой вспаханной делянке с пожеланиями, чтобы зерна были крупными, как яйца. Завершение весеннего сева знаменовал летний праздник "Сÿрем", на нем изгоняли "злых духов" не только с полей, но и из домов и построек. Сбор нового урожая завершался большим осенним праздником "Угинде пайрем" (праздник нового хлеба). На нем главное место отводилось жертвенным обрядовым блюдам (преимущественно каше), приготовленым из продуктов нового урожая. Первоначальной основой праздничного календаря была трудовая практика людей, прежде всего земледельческая, поэтому календарная обрядность марийцев имела аграрный характер. Календарные праздники были тесно связаны с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ. Значительное воздействие на календарные праздники марийцев оказало христианство. С внедрением церковного календаря, народные праздники были приближены по срокам к православным праздникам: Шорыкйол (Новый год, Святки) - к Рождеству, Кугече (Великий день) - к Пасхе, Сÿрем (праздник летнего жертвоприношения) – к Петрову дню, Угинде (праздник нового хлеба) - к Ильину дню и т.д. Несмотря на это, древние традиции не забывались, уживались с христианскими, сохраняя свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

Информация о работе Особенности менталитета марийского этноса в Удмуртии