Автор: e********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:50, контрольная работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Искусство никогда не развивается независимо – одиноко: напротив, его развитие всегда бывает связано с другими сферами сознания. В эпоху младенчества и юношества народов искусство всегда более или менее – выражение религиозных идей, а в эпоху возмужалости – философских понятий.
Введение
1. Особенности древнегреческого искусства в Гомеровский период
2. Искусство в период Архаики
3. Расцвет греческой культуры в период Классики
4. Искусство в период Эллинизма
Заключение
Литература
В этом нашло выражение типичное для того времени стремление к порядку и симметрии как проявлению красоты. Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображении человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.5
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высокосовершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. На основе геометрического стиля архаики постепенно выработался идеал «телесности», или «осязательной ценности», формы. Поиски новых путей в изобразительном искусстве обнаружились прежде всего в постепенном освобождении от принципа орнаментальности. В этот период значительное внимание уделяется скульптуре. Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную передачу деталей. Так, в бронзовой статуе Дельфийского возничего были показаны криво подстриженные ногти, набухшие вены на руках, «живые» глаза, опушенные длинными ресницами. Но вертикальные складки хитона, ассоциирующиеся с каннелюрами дорических колонн, и равномерное распределение тяжести тела на обе ноги придавали скованность и внутреннюю неподвижность скульптуре. Застылость скульптуры была преодолена Мироном (середина V в. до н.э.), сумевшим показать образы реального мира подвижными, изменяющимися. Недаром созданного Мироном «Дискобола» по силе сосредоточенного в нем движения сравнивают со сжатой пружиной. Идеал «телесности» античной скульптуры
был достигнут Поликлетом (вторая половина V в. до н.э.) и основан на точном геометрическом расчете, изложенном им в его знаменитом «Каноне».6 Вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия. Он умел через пластику обнаженного тела, через расположение драпировок передать движение, порыв, внутреннюю энергию. Это был предел совершенства в границах стиля высокой классики. Фидий являлся также руководителем строительных работ на Акрополе в годы правления Перикла. Этот период расцвета афинской рабовладельческой демократии определен в искусстве как высокая классика. Победившие персов эллинские города объединились в середине V в. до н.э. под эгидой Афин, где
началось интенсивное строительство. Сюда со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов.
В V в. до н.э. достигла наивысшего расцвета древнегреческая трагедия, когда высокая литературная и музыкальная культура обусловила тот качественный скачок, каким был переход от обрядовых песен в честь бога Диониса к профессионально подготовленному представлению. Афинский театр V B. до н.э. стал помимо культовых выполнять и просветительско-воспитательные функции, интерпретируя мифологические сюжеты в соответствии с государственной идеей. Самыми знаменитыми авторами античных трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид. Но по-настоящему светским афинский театр стал с развитием жанра комедии, основоположником которой считается Аристофан. Театральные представления проходили под открытым небом, и ступени для публики вырубались амфитеатром в естественной выемке холма. Этот своеобразный зрительный зал назывался театром.
V век до н.э. ознаменовался важным сдвигом в области изобразительного искусства - переходом на так называемую иллюзионистическую живопись, родоначальником которой считается живописец Аполлодор Афинский. Античные живописцы, по свидетельству Плиния, пользовались всего четырьмя красками: желт той, красной, белой и черной, не придавая значения перспективе и светотени. Их живопись являлась по сути раскрашенным рисунком. Из художников этого периода наиболее знаменитыми были Зевксис, прославленный ученик Аполлодора, и Паррасий. Писали они восковыми красками на меди.
Греческое искусство V до н.э. своим богатством и совершенством отразило внутренний расцвет общества, его породившего. Простота, изящество, монументальность и гармоничность форм явились его самыми характерными чертами. Постепенно высокий смысл демократических основ города-государства начал утрачивать значение, и ему на смену пришло ощущение, что «высшее благо для человека - быть свободным от общества». Появилось новое отношение к миру, где во главу угла ставилось все особое, неповторимое, индивидуальное.
Эллинизм (конец IV—I в. до н. э.) завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334—324 до н. э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.7
Эпоха эллинизма была отмечена крупными научными открытиями, развитием точных и естественных наук, материалистической философией, глубоким интересом к моральным и эстетическим проблемам. Расширилась тематика, разрабатывались разнообразные художественные жанры. Получила широкое развитие мелкая пластика, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологическими темами распространялись аллегорические, исторические, жанровые, а также портрет и пейзаж. Сильнее проявился интерес к повседневной жизни, к натуралистическим деталям и подробностям. В вазописи эллинизма, в глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла прослеживаются общие для этой эпохи тенденции.
Условия жизни в эпоху эллинизма в большой мере способствовали расцвету прикладного искусства. Возникшие перед мастерами того времени задачи художественного убранства дворцов и богатых домов, характерное для эпохи стремление к украшению быта были причиной создания большого числа произведений прикладного искусства.
Со временем, изображение в вазописи становится всё более рельефным и к концу 4 в до н.э. совсем исчезает. В эпоху эллинизма в моду вошли простые цветные вазы, украшенные лишь рельефными изображениями. Завершением долгого пути развития греческой керамики некоторые считают 317 г. до н.э., когда правитель Афин Деметрий Фалерский издал закон, запрещавший роскошь. Бытовая же керамика почти не дошла до нас. Изменилось в афинской керамике и содержание изображения. С одной стороны, все чаще стали появляться мифологические мотивы, связанные с винопитием. Многочисленные пиры, игры, связанные с дионисийским культом, буквально заполоняют поверхности сосудов. С другой стороны, сосуды все больше становятся атрибутами богов и богинь. Соответственно, и их изображения появляются на сосудах.
Подводя общие итоги обзору эллинистического искусства, следует отметить его огромное значение в развитии искусства в античный период и в последующие эпохи. Накопленный эллинистическими зодчими опыт в решении таких важных вопросов, как принципы градостроительства, проблемы архитектурного ансамбля и парковой архитектуры, имел чрезвычайно большое значение для архитектуры Древнего Рима и для зодчества последующих эпох. Еще более велика в этом смысле роль эллинистического изобразительного искусства; принципы греческого реалистического искусства распространились в ту пору в искусстве не только собственно эллинистических государств, но и во многих сопредельных странах. Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии - в формировании средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.
Заключение
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
В характере культуры Древней Греции повторился неизменный закон: она не являлась чем-то случайным, наносным, а была проявлением сути народного духа, который сформировался именно в этой местности. Географические особенности Балканского полуострова: долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их подошв, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов, постоянно маячивших перед глазами мореплавателей, - способствовали сближению человека с природой, а масштабы окружающего мира, его простота и красота привели греков к пониманию соразмерности сил человека и природы. От-
сюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями. Эллины называли мир Космосом и считали его разумным и управляемым законами. Влияние благодатной праздничной природы сказалось всюду: в науке, архитектуре, пластике, философии, в самом складе ума греков. Особенность эллинского мышления - анализировать все, что вызывало их удивление, а затем просто, рационально
объяснять - обусловила развитие реалистического изобразительного искусства, прежде всего скульптуры и соразмерной пропорциям человеческого тела архитектуры.
Каждая последующая эпоха в
той или иной мере использовала
опыт древнегреческого
Литература
Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.- 712 с.
Культурология. Радугин А.А. М.: Центр, 2001 — 304 с.
Чекалов Д. А., Кондратов В. А. История мировой культуры. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 352 с.
Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544с, 16л. ил.: ил.