Особенности древнеегипетской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение, выявление и прослеживание тенденций развития Древнеегипетской культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, а также способов приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.
Задачей данной работы является изучение форм и типов культур, основных культурно-исторических центров, закономерности их функционирования и развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА…………………………………………………………….. 5
1.1 Культура как понятие………………………………………………………….. 5
1.2 Древнеегипетская культура, ее особенности………………………………… 5
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ……………………………………… 8
2.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка…………………. 8
2.2 Многобожие Египетской религии…………………………………………… 11
2.3 Изменения в египетской религии…………………………………………..... 12
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ: МЕДИЦИНА, МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ…………………. 14
ГЛАВА 4. ИСКУССТВО………………………………………………………….. 21
4.1 Изобразительное искусство…………………………………………………… 21
4.2 Литература. Письменность. Музыка………………………………………..... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..... 25

Работа содержит 1 файл

Реферат по культуре.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Идеологическое  воздействие храма, мифа, обряда, жертвоприношения, жреческого авторитета на население (нельзя сказать на « верующее население », потому что неверующих не было) имело в древнейшие периоды истории Ближнего Востока совсем иной характер, чем в поздних религиях. Само собой понятно, что религия освящала существующий порядок. Иначе и быть не могло, хотя бы потому, что во главе всех культов стоял правитель государства. Но это не могло быть иначе ещё и потому, что при медленности общественного развития того времени мысль об общественных переменах вообще никому не приходила в голову. Египетская мифология эпохи Древнего царства « III тыс. лет до н. э. » насквозь пронизана идеологией жёсткой стратификации общества деспотической царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя – вождя и мёртвого бога плодоносящей земли – Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны.

    Итак, вера не только освящала и отражала существующий порядок, сколько сама была неотъемлемой частью этого порядка. Отказаться от совершения тех или  иных действий, предписываемых культом, показалось бы столь же нелепым, как отказаться от того, чтобы есть, пить, рожать детей и возделывать землю.

    Развитие  производительных сил и производственных отношений, постепенное накопление опыта, освоение технических навыков  и изобретений, изменения в общественных отношениях - все это влекло за собой и соответственное отражение в религиозных представлениях.

    Развитие  этих сил, приведшее к тому, что  в долине Нила первобытнообщинный строй  сменился рабовладельческим государством, в некоторой степени уменьшило  зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще большей степени связало его растущим социальным гнетом, что и нашло свое выражение в религии.

    Верования, существовавшие во времена древнеегипетской рабовладельческой деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно - общинного строя. Источники показывают, как в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся и на протяжении всей последующей истории древнего Египта, возникали культы общегосударственные. В руках господствующей рабовладельческой верхушки общества религия стала могучим идеологическим орудием угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов - фараона, который был провозглашен "сыном по плоти" верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление множества храмов с установившимися ритуалами и сложными богословскими системами. В образах многочисленных богов отразились теперь уже в иной форме и олицетворения сил природы, и олицетворения общественных сил. Взаимоотношения богов строились по примеру взаимоотношений земных. Во главе богов отныне стоит верховное божество, явно отражающее в себе черты земного владыки - фараона. Почитавшиеся в различных центрах Египта боги, сохраняя господствующее значение в своем собственном городе, в то же время получают особые функции в официальном культе верховного божества. Так, бог города Шмуну Тот становится писцом верховного бога солнца Ра, боги Онурис и Гор - его могучими защитниками и т. д. Соответственно изменяются древние мифы и слагаются новые. 

2.2 Многобожие Египетской  религии

    По  всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом доме и городе был  собственный пантеон богов. Но Великий  пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система.

    Отличительной особенностью египетской религии был  культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили "живые боги", считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах.

      Эту особенность египетской религии  следует рассматривать в свете  столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.

    Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями  генезиса и древнейшего состояния  египетской религии, в интересах  полной объективности целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

    Типологически религия древнего Египта относится  к тем религиям, которые характерны для древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.

    Очень важно подчеркнуть, что государственной  религии, в нашем понимании, в  Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны.

    Было  бы несправедливо утверждать, что  древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает  безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось.

    По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая  невозможность отказаться от древних  религиозных взглядов, даже если они  противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности. 

2.3 Изменения в египетской  религии

    Египетская  религия отличалась необычайным  консерватизмом. Однако и в ней  по мере изменения исторических условий  не все оставалось неизменным. Общая  линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных культов и объединении их в общегосударственный и общенародный культ с общеегипетскими богами и организованным жречеством; но наряду с этим до самого конца сохранялись и обособленные местные культы с их локальными божками, святилищами, обычаями и верованиями. Во-вторых, общая линия развития состояла в том. что по мере роста социальных противоречий все более заострялась классовая, угнетательская роль религии, усиливалось жречество, превращавшееся в замкнутую касту, как часть господствующего класса. В-третьих, постепенно сказывалась тенденция, хотя и слабая, к преодолению национальной замкнутости египетской религии; в этом отражалось расширение международных политических и культурных связей Египта.

    В самом деле, еще с эпохи Среднего царства по мере экспансии Египта, соприкосновения его с соседними народами в египетском пантеоне появляются боги чужеземного происхождения. Таковы, например, нубийские божества Дедун, Бес, ливийская богиня Нейт. В эпоху великих завоеваний 18-й династии в Египте появились боги семитических народов Азии: Ваал, Астарта. и др. При Садсской (26-й) династии, проводившей политику национальной реставрации, чужеземные культы подверглись преследованию и правительство стремилось восстановить почитание чисто египетских богов. Это, однако, ненадолго приостановило процесс интернационального смешения богов и культов.

    Наряду  с проникновением чужих богов  в Египет имело место и обратное — распространение почитания  египетских богов в других странах: Амона, Осириса, Исиду и др. чтили в Финикии, Сирии, даже в Греции. Это явление, ведшее к религиозному синкретизму, с особой силой сказалось в эллинистическую и римскую эпохи.

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ: МЕДИЦИНА, МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ 

    Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

    Определение начала, максимума и окончания  подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость  в измерении земельных участков, границы которых приходилось  восстанавливать после каждого  разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса").  Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.

    Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило  совпадение трёх великих явлений  природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

    Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

    Египтяне  хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.

    Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы (рис. 8) состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов.

    Практические  задачи измерения земельных участков после разлива Нила, учета и  распределения собранного урожая, сложных  расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.  Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло, так называемое, иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой. Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной. Задачи и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида.

Информация о работе Особенности древнеегипетской культуры