Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:07, реферат
Целью данной работы является изучение, выявление и прослеживание тенденций развития Древнеегипетской культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, а также способов приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.
Задачей данной работы является изучение форм и типов культур, основных культурно-исторических центров, закономерности их функционирования и развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА…………………………………………………………….. 5
1.1 Культура как понятие………………………………………………………….. 5
1.2 Древнеегипетская культура, ее особенности………………………………… 5
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ……………………………………… 8
2.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка…………………. 8
2.2 Многобожие Египетской религии…………………………………………… 11
2.3 Изменения в египетской религии…………………………………………..... 12
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ: МЕДИЦИНА, МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ…………………. 14
ГЛАВА 4. ИСКУССТВО………………………………………………………….. 21
4.1 Изобразительное искусство…………………………………………………… 21
4.2 Литература. Письменность. Музыка………………………………………..... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..... 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский
государственный
имени академика
М.Ф. Решетнева
Финансово
- экономический факультет
Кафедра
истории и гуманитарных наук
РЕФЕРАТ по культурологии
На тему:
«Особенности древнеегипетской культуры»
Выполнил: студентка гр. ФКЗУ-01.1
А.О. Пиучевская
Проверил:
преподаватель А.И. Виноградова
Красноярск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. КУЛЬТУРА…………………………………………………………
1.2 Древнеегипетская культура, ее особенности………………………………… 5
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ……………………………………… 8
2.1 Религия
Древнего Египта как
2.2 Многобожие Египетской религии…………………………………………… 11
2.3 Изменения
в египетской религии…………………………
ГЛАВА
3. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ: МЕДИЦИНА,
МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ……………………………………………….
4.2 Литература. Письменность. Музыка………………………………………..... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..... 25
ВВЕДЕНИЕ
«Бог создал все земли,
Но землю египетскую раньше других.
И искусство вышло из нее, и учение,
чтобы достигнуть места того,
где ты пребываешь»
Земле Кем древние греки дали имя Египет, что означает «загадка, тайна», и Египет в полной мере оправдывает это название. А сами древние египтяне называли свою страну Та-Мери — Земля возлюбленная.
На протяжении многих веков Египет притягивал к себе тысячи и тысячи людей, которые пытались разгадать его тайны.
Минули тысячелетия, но до сих пор так и не известно, как и для чего были построены пирамиды. Как удавалось древним с такой легкостью и изяществом обрабатывать твердый камень для своих скульптур? Откуда тысячелетия назад им было известно о том, что Земля имеет форму шара? Никто не знает, какие силы заставляли Колоссов Мемнона на западном берегу Фив петь от прикосновения первых лучей солнца. Много тайн хранит эта древняя земля.
«Однако тем, кто пускается в путь по горячим пескам Египта, которые пересекает единственная в мире великая река, текущая с юга на север, нужно привыкнуть к непонятному, загадочному, священному, таинственному… И глубоко человеческому» (Х. А. Ливрага «Фивы»).
Актуальность
данной темы заключается в том, что
она затрагивает сущность и предназначение
культуры: основные школы, концепции
и направления в
Целью
данной работы является изучение, выявление
и прослеживание тенденций
Задачей данной работы является изучение форм и типов культур, основных культурно-исторических центров, закономерности их функционирования и развития.
В работе использованы источники ведущих современных авторов, занимающихся данной проблематикой, которые освещают проблему культуры древней цивилизации.
Изучая Древнеегипетскую культуру мы можем заметить, как культура влияет на развитие. Также мы можем обнаружить влияние данной культуры на зарождающуюся культуру древних славян.
ГЛАВА
1. КУЛЬТУРА
Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении.
Культура понимается как:
Под
словом «культура» воспринимается абсолютно
всё, созданное человеком. Любой
предмет, созданный человеком является
частью культуры.
Древнеегипетская культура – это культура древнеегипетского государства с конца 4 по середину 1 тысячелетия до н.э.
Древнеегипетская культура - культура долины Нила от Средиземного моря на север до первого порога на юге, развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя. Она оформилась в рабовладельческой деспотии, сложившейся в Египте к концу 4-го тыс. до н. э.
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой.
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам.
Конечно, это не отрицало возникновение новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов.
На протяжении тысячелетий древнеегипетская культура отличалась относительной замкнутостью и самодостаточностью, была мало подвержена внешним влияниям.
Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Ведущим образом египетской культуры являлся образ Великой Реки – Нила, – а ее ведущей идеей – идея вечности. Концепция застывшего времени и застывшего пространства выразилась в своей совершенной форме в самых знаменитых памятниках египетского гения – пирамидах. В своей основе она воплощала страх человека перед неуправляемой природной стихией и преклонение перед властью фараона как организатора и хранителя мирового порядка.
Египтяне ценили неизменность привычному, бережно хранили раз содеянное. Но это не означает абсолютного игнорирования нового, творческих поисков. Соединение традиционного и новаторского получило своеобразное выражение в том, что само творчество воспринималось как совершенствование образцов. Подобное восприятие творчества было благодатной почвой для высочайшего мастерства и создания всевозможных канонов.
Хотя древние египтяне достигли для своего времени значительных успехов в различных областях культуры в целом, для данной культуры характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производительных сил и связанных с ними социально-экономических отношений и сильным влиянием религиозной идеологии, способствовавшей длительному сохранению устарелых взглядов и приемов в искусстве, литературе и науке.
Особенностью древнеегипетской культуры является иероглифическое письмо. Исторические события описывались в погодных летописях, сводившихся потом в канон.
ГЛАВА
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РЕЛИГИИ
2.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка
Причиной
возникновения религии
Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.
Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский акт ». Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается и исчезает, либо ходом истории, так или иначе приводится в соответствие с базисом.
Иначе
говоря, религия - это первое мировоззрение
человека. Вполне понятно, что с религией
теснейшим образом связаны
Однако не только силы природы, но очень скоро, еще даже в пределах первобытного общества, в религиозных представлениях наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально так же необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с такой же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил".