Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:46, доклад
АРТЕФАКТ (в культурологии) это — весь искусственный мир, созданный человеком, мир вещей, рождённых им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий, обеспечивающих им статус артефакта в системе соответствующих культурно-функциональных связей. АРТЕФАКТ (лат. arte factum — искусственно сделанное) — любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.
АКСИОЛОГИЯ (от др.-греч. ἀξία
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
АНИМИЗМ (от лат. anima, animus
АНТОПОЛОГИЯсовокупность его пр
АСКЕТИЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), – ограничение
и подавление чувственных влечений, желаний
(«умерщвление плоти») как средство достижения
религиозных или этических целей. Кроме
того, аскетизм является также и нормой
нравственности (готовность к самоограничению,
умение идти на жертвы) во имя определенных
социальных целей.
АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio — уподобление) употребляется в нескольких областях знания:
Ассимиляция (биология) — совокупность процессов синтеза в живом организме.
Ассимиляция (лингвистика) — уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого. Ассимиляция (социология) — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена их чертами другого общества.
Ассимиляция (вентиляция) — разбавление вредных концентраций паров и газов.
Ассимиляция (психология) — процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.
В теории когнитивного развития Пиаже ассимиляция - применение существующих схем знания к новым объектам и ситуациям. Ассимиляция (история) — смешение племен.
АРАБЕСКА (итал. arabesco —- арабский) —- европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т.п.), составляющие сложные переплетения.
АРТЕФАКТ (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.
АРХЕТИП — гипотетическая
модель, нечто вроде «модели поведения»
в биологии. Архетип можно рассматривать
как психическое побуждение, проявляющее
себя в фантазиях и обнаруживающий себя
только через символы. Это идеи в платоновском
смысле, жизненные предрасположенности,
активные формы психического, которые
оказывают постоянное влияние на наши мысли, чувства и
Зачастую в человеке совмещено два архетипа,
один из которых доминирует над вторым.
ВАГАНТЫ (от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) — «бродячие люди» в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные
к сочинительству и к исполнению песен
или, реже, прозаических произведени
ВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС (фр. Renaissance
ГЕОПОЛИТИКА (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική —
государственные или общественные дела) —
наука о контроле над территорией, о закономерностях
распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы)
различных государств и межгосу
Различают традиционную
ГЕРМЕНЕВТИКА (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна):
- искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе, текстов классической древности;
- направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
ГЕНЕТИКА (от греч. γενητως — происходящий от кого-то) — наука о закономерностях наследственнос
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - установление тождества объектов на основе совпадения их признаков.
ИЕРАРХИЯ (от др.-греч. ἱεραρχί
ИНТЕГРАЦИЯ— сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.
ИСИХАЗМ (греч. — молчание, безмолвие) - мистическое подвижническое течение в монашестве.
Исихазм — подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной церкви. В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество — одинокий подвиг пустынника.
КАРТИНА МИРА —
сложно-структурированная целостность,
включающая три главных компонента — мировоззрение, ми
КОДЕКС (лат. codex — книга)
— законодательный акт, содержащий систематизированные нормы како
Сама же кодификация – процесс, направленный
на сбор разрозненных, дефрагментированных
норм в единый нормативный комплекс.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.
КОМПАРАТИВНОСТЬ
- от лат comparativus - сравнительный. Сравнительно-исторический
метод иссследования, установление сходства,
путей миграции и исторического развития
образов, сюжетов в литературных и фольклорных
произведениях разных народов в разные
эпохи. В языкознании - установление соответствий
между родственными языками с целью восстановления
более древнего их состояния, а также с
целью выявления их корней.
В других науках, в частности, в точных,
используется чаще в виде понятия "компаратор"
- измерительный прибор, предназначенный
для сравнения измеряемой величины с эталонной;
применяется в астрономии, геодезии, машиностроении
и др.
КОРОРАЦИЯ (от новолат. corpora
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ- (cultural diffusion), взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Распространение культуры — особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам.
КУРТУАЗНОСТЬ (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость», «учтивость» и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.
МАРГИНАЛИЗАЦИЯ — социологическ
МЕНТАЛИТЕТ (фр. Mentalité "
МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. μεθοδολο