Основные термины в культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:46, доклад

Описание работы

АРТЕФАКТ (в культурологии) это — весь искусственный мир, созданный человеком, мир вещей, рождённых им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий, обеспечивающих им статус артефакта в системе соответствующих культурно-функциональных связей. АРТЕФАКТ (лат. arte factum — искусственно сделанное) — любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Работа содержит 1 файл

ГЛОССАРИЙ.docx

— 77.74 Кб (Скачать)

АКСИОЛОГИЯ (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные  с природой ценностей, их местом в  реальности и структурой ценностного  мира, то есть о связи различных  ценностей между собой, с социальными  и культурными факторами и  структурой личности.

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

АНТОПОЛОГИЯсовокупность его происхождения, развития,существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология].

АСКЕТИЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей.  

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio — уподобление) употребляется в нескольких областях знания:

Ассимиляция (биология) — совокупность процессов синтеза в живом организме.

Ассимиляция (лингвистика) — уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого. Ассимиляция (социология) — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена их чертами другого общества.

Ассимиляция (вентиляция) — разбавление вредных концентраций паров и газов.

Ассимиляция (психология) — процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.

В теории когнитивного развития Пиаже ассимиляция - применение существующих схем знания к новым объектам и ситуациям. Ассимиляция (история) — смешение племен.

АРАБЕСКА (итал. arabesco —- арабский) —- европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т.п.), составляющие сложные переплетения.

АРТЕФАКТ (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

АРХЕТИП — гипотетическая модель, нечто вроде «модели поведения» в биологии. Архетип можно рассматривать как психическое побуждение, проявляющее себя в фантазиях и обнаруживающий себя только через символы. Это идеи в платоновском смысле, жизненные предрасположенности, активные формы психического, которые оказывают постоянное влияние на наши мысли, чувства и действия. 
Зачастую в человеке совмещено два архетипа, один из которых доминирует над вторым.

ВАГАНТЫ (от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) — «бродячие люди» в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

ВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес кантичной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

ГЕОПОЛИТИКА (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии.

Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства.[2] Геоэкономика, в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях.[1]

ГЕРМЕНЕВТИКА (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна):

- искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе, текстов классической древности;

- направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

ГЕНЕТИКА (от греч. γενητως — происходящий от кого-то) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин — молекулярную генетику, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - установление тождества объектов на основе совпадения их признаков.

ИЕРАРХИЯ (от др.-греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Ситуативно подчинённость может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления. Для построения иерархической структуры применяют метод декомпозиции. Часто представляется графически в виде блок-схемы. Широко используется в различных областях науки,техники, экономики и т. д.

ИЗОЛЯЦИЯ - обособление, уединение индивидов или социальных групп. Изоляция характеризуется минимумом социальных контактов и максимумом социальной дистанции по отношению к остальным членам общества. Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни.

ИНТЕГРАЦИЯ— сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.

ИСИХАЗМ (греч. — молчание, безмолвие) - мистическое подвижническое течение в монашестве.

Исихазм — подвиг, связанный с  отшельничеством и безмолвием, древнее  понятие в Восточной церкви. В  раннюю византийскую эпоху исихазм  означал вообще отшельничество —  одинокий подвиг пустынника.

ИСКУССТВО - специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.

КАРТИНА МИРА — сложно-структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

КОДЕКС (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает  систему  отрасли. 
Сама же кодификация – процесс, направленный на сбор разрозненных, дефрагментированных норм в единый нормативный комплекс.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

КОМПАРАТИВНОСТЬ - от лат comparativus - сравнительный. Сравнительно-исторический метод иссследования, установление сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов в литературных и фольклорных произведениях разных народов в разные эпохи. В языкознании - установление соответствий между родственными языками с целью восстановления более древнего их состояния, а также с целью выявления их корней.  
В других науках, в частности, в точных, используется чаще в виде понятия "компаратор" - измерительный прибор, предназначенный для сравнения измеряемой величины с эталонной; применяется в астрономии, геодезии, машиностроении и др.

КОРОРАЦИЯ (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ- (cultural diffusion), взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Распространение культуры — особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам.

КУРТУАЗНОСТЬ (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость», «учтивость» и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации не адаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение.

МЕНТАЛИТЕТ (фр. Mentalité "направление мыслей") — образ мышления, мировосприятие, духовная  настроенность,  присущие группе.  В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики особенностей народов и культур. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов, включающее как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) учение ометодах, методиках, способах и средствах познания.

Информация о работе Основные термины в культурологии