Основные термины в культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:46, доклад

Описание работы

АРТЕФАКТ (в культурологии) это — весь искусственный мир, созданный человеком, мир вещей, рождённых им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий, обеспечивающих им статус артефакта в системе соответствующих культурно-функциональных связей. АРТЕФАКТ (лат. arte factum — искусственно сделанное) — любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Работа содержит 1 файл

ГЛОССАРИЙ.docx

— 77.74 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРТЕФАКТ (в культурологии) это — весь искусственный мир, созданный человеком, мир вещей, рождённых им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий, обеспечивающих им статус артефакта в системе соответствующих культурно-функциональных связей. АРТЕФАКТ  (лат. arte factum — искусственно сделанное) — любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

КУЛЬТУРА  (лат. cultura — возделывание, воспитание) — первоначально обработка и уход за землёй. В наиболее обобщённом понимании культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества. В широком понимании культура определяется как уровень образованности, воспитанности людей, а также уровень овладения любой отраслью знаний или деятельности (культура производства, культура труда, правовая культура, моральная, политическая, эстетическая, культура быта).

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

ИСТОРИЧЕСКИЕ  КУЛЬТУРЫ – это определение, открывающее историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания.

АНТИЧНОСТЬ  (лат. antiquus — древний) — принятое в науке общее наименование греко-римской истории и культуры. В VI в. до н. э. рождается греческая философия, Пифагор называет себя первым философом. Вскоре возникают и первые философские школы. Основные течения философской мысли античности: пифагореизм, платонизм, аристотелизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм, эпикуреизм. Основными рубежами в истории античного искусства были геометрический период (или Гомеровский период) — X-VIII вв. до н. э., архаический (VIII-VI вв. до н. э.), классический и эллинистический, на протяжении которых происходит формирование основных типов архитектуры, ордерной системы, развивается скульптура — от иератических идолоподобных куросов и кор конца VII в. к статуям со сложно построенным движением. Главная тема греческого искусства — человек.

ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слова «энциклопедия», определенная модель воспитания.

КУЛЬТУРНАЯ  НОРМА  (лат. cultura — возделывание, воспитание, и norma — правило, образец) правило, точное предписание, образец в области каких-либо действий или создания каких-либо предметов, вещей. Большинство культурных норм оказывают определённое влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Типология культурных норм включает такие основные виды, как: традиции,обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкусы и увлечения, верования, знания и др.

КУЛЬТУРНЫЕ  ЦЕННОСТИ  (лат. cultura — возделывание, воспитание) — 1) система жизненно важных для человека и обществ объектов, потребностей, целей, на основании которых осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности; 2) совокупность культурных достижений, представленных в наиболее ценных произведениях искусства, теориях, нормах права и морали, научных и технических открытиях и др.

СУБЪЕКТ И  ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (лат. subjectus- лежащий внизу, находящийся в основе и позднелат. objectum — предмет) — понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. С. к. в культурологич. понимании — какая-л. социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи. Объект — философ, категория, выражающая то, что противоречит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В культурологич. понимании О. к. — элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и ист. результатом процесса предметно-практической деятельности С. к.

ТЕКСТ  (лат. textum — ткань; связь, соединение; слог, стиль) — синтетически обобщённая форма языка культуры (знаки и совокупность знаков), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенные в них людьми знания, ценности и регулятивы. В современной интерпретации текст не сводится к речевому акту или совокупности письменно зафиксированных высказываний. В понятии «текст» рассматривается всё, что создано человеком. Это книги, картины, скульптурные и архитектурные памятники, одежда, информация на рекламном щите, экране компьютера, на полотне художника, в скульптуре, музыке и др. — то, что называют артефактами. Таким образом, всякое явление культуры есть текст, сочинённый людьми с помощью знаковых систем.

ЯЗЫК  —  система знаков, служащая средством  человеческого общения, мышления и  самовыражения.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ  (греч. morphe — форма, logos — наука, учение, и лат. cultura — возделывание, воспитание) — одна из основных наук о культуре. Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. Считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями общества, морфология культуры преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования — от зарождения той или иной культуры до её смерти. Морфология культуры исходит из предположения, что переход культур с одной ступени на другую обусловливается внутренней силой, действующей в самой культуре. В рамках культурологии морфологический подход имеет важнейшее значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифических характеристик в строении определённой культуры.

 В зависимости от этого  вполне правомерно, прежде всего,  выделять мировую и национальную  культуру.

1. Мировая культура - это синтез  лучших достижений всех национальных  культур различных народов, населяющих  нашу планету.

2. Национальная культура в свою  очередь выступает синтезом культур  различных социальных слоев и  групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Далее в соответствии с конкретными  носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Все это структура культуры по ее носителю.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в  виду, что их подразделение часто  бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны  и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального  производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения к собственному  телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

Предназначение  культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях:1) креативная (творческая) функция культуры является  фундаментальной. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей– культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые.

2) познавательная  функция тесно связана с творческой  функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким  познавательным актом. Без знаний  об окружающем мире невозможно  было бы сформировать культурный  мир. Культура, концентрируя в  себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать  богатейшие знания о мире и  тем самым создавать благоприятные  возможности для его познания  и освоения.

ДИНАМИКА  КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для  к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.   Понятие Д.к. тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, к-рые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие Д.к.; вместе с тем оно менее определенно.

СУБКУЛЬТУРА  (лат. sub — под, и cultura — возделывание, воспитание) — культура определённой социальной группы внутри доминирующей, национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, особенностей внешнего вида, образа жизни, манеры поведения, установок, мировоззрения, языка, художественного творчества.

КОНТРКУЛЬТУРА — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА  (фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — совокупность культурных ценностей, которые создаются и потребляются культурной элитой (критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, учёными, музыкантами). Формулой элитарного искусства является «искусство для искусства». К элитарной культуре относят изобразительное искусство, классическую музыку и так называемую интеллектуальную литературу. Формула элитарной культуры — «искусство ради искусства».

МАССОВАЯ  КУЛЬТУРА  (лат. massa — ком, кусок, множество, и cultura — возделывание, воспитание) — совокупность явлений культуры XX-XXI вв., характерных для современного общества с его высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, телевидение, интернет, мобильная связь), высокой степенью урбанизации и индустриализации, высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Она порождена техническим прогрессом, массовым притоком в XX в. сельского населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей. Это понятие характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе и массовое потребление, т. е. подчинение ему как своей цели (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией).

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ  (лат. in — отрицание, и cultura — возделывание, воспитание) — процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру.

АВТОКРАТИЯ (греч. αυτός — сам, κράτος — власть) — форма политического режима государства, где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту. Данный субъект — глава государства — является источником и носителем суверенитета государственной власти. Суверенный субъект имеет высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Население, в том числе экономически господствующий социальный класс, прямого правового участия в образовании государственных органов не принимает, либо это участие носит формальный характер и существенно не влияет на функционирование государственных институтов. Автократические формы государства характеризуются также крепкой централизованной властью, при которых местные органы являются лишь исполнителями воли высших органов.

АДАПТАЦИЯ (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Информация о работе Основные термины в культурологии