Основные течения в исламе: суннизм, шиизм, суфизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Сегодня люди очень много говорят и очень мало знают об Исламе. Ислам представляется для большинства идеологической силой, агрессивной и фанатичной. Эта тема очень интересна, так как многие склонны судить об Исламе не потому, каким его видят и понимают его приверженцы, а по отдельным лозунгам радикальных политических сил, использующих исламскую символику. Что же такое Ислам? Само понятие islams в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мирова

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Возникновение ислама и перерастание его в мировую религию……….4
2. Раскол………………………………………………………………………..5
3. Шиизм………………………………………………………………………..7
4. Суннизм……………………………………………………………………..11
5. Суфизм……………………………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….20
Словарь понятий………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

В XI—XII веках христианского летоисчисления от исмаилитов откололись Друзы.

Друзы

Рис.1. Женщина-друз в национальной женской одежде друзов. Около 1870 г.

Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним из ответвлений исмаилизма, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в XI—XII веках, когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа фатимидского сторонников взглядов исчезнувшего (по всей видимости, убитого) халифа аль-Хакима и, по сведениям противников друзов, даже признавшая его воплощением Бога. Получили своё название от основателя секты политического деятеля и проповедника Мухаммеда ибн Исмаила Наштакина ад-Дарази.

Точными сведениями о религии друзов современная наука не располагает, но распространено мнение, что Друзы верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях. Первым его проявлением был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али, современнике Ад-Дарази и одном из систематизаторов друзского учения. Относясь с почтением к Новому Завету и Корану, друзы, вероятно, имеют собственные священные книги, хранящиеся в домах для собраний (хальва), которые читают вечером по четвергам[18]. Доступ к этим книгам закрты для недрузов и друзов, не прошедших специальную подготовку. Друзы проживают в Ливане, Сирии, Израиле и Иордании, эммигранты-друзы живут в Западной Европе, Северной Америке, Латинской Америке и Западной Африке.

Алавиты

Рис.2. Алавиты празднуют фестиваль в Сирии. 1 января 1955 года.

Алавиты — название ряда шиитских сект, отколовшихся от шиитов в XII веке, но имеющих в своем учении некоторые элементы, свойственные исмаилитам, по некоторым не совсем достоверным сведениям, включающая элементы древневосточных астральных культов и христианства. Название «Алавиты» получили от имени халифа Али. Другое название — нусайриты — от имени Ибн Нусайра, считающегося основателем одного из направлений алавизма. По мнению некоторых источников, алавиты почитают халифа Али, как воплощенного бога, Солнце, Луну, веруют в переселение душ, отмечают некоторые христианские праздники. Распространены в Сирии и Турции.

Некоторые мусульмане ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним с определенным предубеждением, аргументируя свое отношение тем, что их учение является извращением истинной веры. В настоящее время общая численность алавитов — более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии, Израиле, Ливане и Турции.


4. Суннизм.

Суннизм - одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным, «правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ.

Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков — Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе — шиизм.

Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха. Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями.

На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас (708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных «фетв».

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему.

Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии (кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

 

 

5. Суфизм.

Суфи́зм (также тасаввуф: араб. تصوف, от арабского слова «суф» — шерсть) — мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с богом. Суфии называют это познанием истины. Истина — это когда суфий, освободившись от мирских желаний, в состоянии экстаза (опьянение божественной любовью) способен на интимное общение с божеством. Суфиями же называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает все для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий — это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к богу суфии называют тарикатом или Путем к Богу.

Суфи́зм (от араб. суф — грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в VIII—IX вв., окончательно оформилось в X—XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санан, Аттар, Джалаледдин Руми).

Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество.

Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).

Учение тасаввуфа (суфизм) осталось в наследие от пророков. Каждый великий пророк, очищая своё сердце «зикром» (вспоминовением) Аллаха, неукоснительно выполнял Его повеления и, трудясь своими руками, ел свою чистую предназначенную ему долю. К примеру, Адам (а.с.) занимался земледелием, Идрис — (а.с.) портняжным ремеслом, Давид (а.с.) — кузнечным делом, Моисей и Мухаммад (с.а.в.) были пастухами. Позднее Мухаммад (с.а.в.) стал заниматься торговлей.

Монашество же (аскетизм) Всевышний Аллах не повелевал, но люди сами выдумали его, о чём Всевышний Аллах гласит:

И вслед за ними

Мы других посланников послали,

За ними — Ису, сына Марйам,

Которому Евангелие дали.

И души тех,

которые пошли за ним,

Мы пропитали состраданием и милостью (к собратьям).

Но жизнь монашескую,

Что они измыслили себе,

Мы не предписывали им.

Они же делали сие в угоду Богу,

Хотя это была не та угода,

Какую надлежало им блюсти.

Мы тем из них, которые уверовали (в Бога),

Послали должную награду.

Но стали многие из них (Господнему Закону) непослушны. (Сура «Железо», 27-аят).

 Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама.

 Богослов Ибн Таймия (1263—1328), неоднозначно относился к суфизму, но полностью в отличие от Ибн абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Существующие со средних веков суфийские братства — ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствах новичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника (мюршида). Как пишет Дж. С. Тримингем: «Наставники утверждают, что в каждом человеке заложены возможности освобождения от своего „Я“ и соединение с богом, но находятся они в скрытом, дремлющем состоянии и не могут быть высвобождены без наставлений учителя, за исключением случаев, когда бог дарует способность особого одарения». Мюриды буквально ежедневно исповедовались в своих грехах перед мюршидами и совершали всевозможные духовные упражнения — «зикр» (например, многократное повторение фразы — «Нет Бога, кроме Бога» — «Ла Иллах ил Аллах») для полного самоотречения. Для достижения мистического экстаза суфии собираются на сема — собрания, на которых в сопровождении ритмической музыки слушают певца или чтеца которые поют или читают гимны, газели суфийского или любовного содержания, совершают определенные повторяющиеся движения или танцуют. Иногда для достижения экстаза употреблялись напитки. Вполне возможно, что сохранившиеся до конца XIX века азербайджанские застольные фразы «Аллахверди» («Бог дал») и ответное «Йахши йол» («Счастливого пути») были взяты из суфийской практики. Выпив, суфий отправлялся на встречу с богом, и ему желают счастливого пути. Джелаладдин Руми, великий персидский поэт и суфий, так разъясняет цель и сущность семы: «Дервиши впадают в экстаз, чтобы взрастить желание и жажду к богу, приумножить любовь к богу, приумножить любовь к вере, потустороннему миру, развеять любовь в сердцах своих к миру сему, стремясь сделать его чужим для сердца».

Отличительные особенности

 Проповедь бедности — факр

 Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.

 Отказ от мирского, отшельничество — зухд

 Экстатические обряды (сама) — «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха — зикр).

 Безмолвная молитва — таффакур.

 Полагание на волю Аллаха — таввакуль.

 Аллегорическое толкование Корана — та’виль.

Суфии

 Хасан аль-Басри (642—728)

 Абуль-Касим аль-Джунайд (830—910) — концепция фана — растворения суфия в любви к Богу.

 Хусайн аль-Халладж (858—922) — неосознанное отождествление себя с Богом.

 Абу Язид аль-Бистами

 аль-Харакани

 Хаджи Бекташи

 Ахмед Яссави (1103—1166/67)

 Ибн Араби (1165—1240) — концепция единства бытия (вахдат ал-вуджуд).

 Джалаледдин Руми (1207—1273)

 Шах Ниматулла (1330—1431)

 Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук (969—1034) по Хиджре

 Кунта-Хаджи Кишиев (1830—1867)

 Джавад Нурбахш (1926—2008)

 Шейх Назим Аль-Хаккани Кипруси (живой)

Ступени пути суфия

1.                      шариат — собрание божественных заповедей и исламских законов

2.                      тарикат — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)

3.                      марифат — познание Бога не умом, а сердцем

4.                      хакикат — полное постижение истины

В одном изречении Хаджи Ахмада Яссави говорится:

«Тот, кто дела свои вершит согласно шариату,

Свой эгоизм, отвергнув,

шаг направит к тарикату,

Душой и сердцем устремившись в маърифат,

Лишь тот постичь сумеет тайны хакикат».

В ещё одном утверждается: «Того, кто в тарикат вошёл, дотоле шариата не усвоив, Шайтан, придя, лишит его религии устоев».

Шариат شريعة — собрание божественных заповедей и исламских законов, ниспосланное людям Всевышним Аллахом через пророков. Основа шариата — «илм» (божественное знание), практика и вера, Если эти три составные объединятся, они приведут человека на путь, приближающий к Аллаху.

Тарикат طريقة — слово, в арабском языке означающее «Путь», это путь, указанный Всевышним Аллахом, по которому, идя вслед за Пророком (с.а.в.), выполняя все его суннаты, веря и практикуя принципы сообщества людей Сунны, можно приблизиться к Аллаху и достичь Его довольства. Тарикат придаёт шариату силу и красоту. Тарикат, который далёк от шариата — это не тарикат. Деятели тариката, основываясь на Священный Коран и Хадис, «масхаб» (направление) и основополагающий принцип, приятие Аллаха, для достижения к Истинному Господу заложили основу тарикатам. Оружие тариката — «зикр» (вспоминовение Аллаха) и «тафаккур» (размышление).

Информация о работе Основные течения в исламе: суннизм, шиизм, суфизм