Основные социальные функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Происхождение и значение термина «культура»………………………………….…..4
2. Структура культуры………………………………………………………………...……7
3. Основные социальные функции культуры……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………....................14
Список литературы………………………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 37.64 Кб (Скачать)

   Материальная  культура включает себя разнообразные  по типам и формам артефакты, где  природный объект и его материя  трансформированы так, что объект превращен  в вещь, т.е. в предмет, свойства и  характеристики которого заданы и продуцированы  творческими способностями человека так, чтобы они более точно  или более полно удовлетворяли  потребностям человека.

   Традиционно культурологи выделяют такие области  внутри материальной культуры, которые  связаны с практической деятельностью  людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством  и воспроизводством самого человека.

   Первая  и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические  средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или  среды обитания человека.

   Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая  культура или материально-техническая  основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения  людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.

   Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием  множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни  во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.

   Третьей областью материальной культуры справедливо  считают производство и воспроизводство  самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические  проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений  поколений.

   Духовная  культура изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.

   Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться  в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет  и действует.

   Ценности  культуры имеют для человека большой  личностный смысл и значение, они  являются тем базисом, на который  человек строит свои отношения с  другими людьми, со всем обществом  и даже с самим собой.

   Особое  место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.

   Культура  является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.

   Важная  роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

   Художественный  образ - это суть искусства, это чувственное  воссоздание жизни, сделанное с  субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

   Роль  искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря  объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает  духовную независимость человека, свободу  духа. Для культуры это важный потенциал  и фактор ее развития.

   Однако  стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

   Требование  постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в  которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и  справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих  систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование - сакральный мир, соотнося с этим миром  свои представления о бытии в  целом и целях человеческого  бытия. Это порождает тенденцию  к консервации ценностей и  культурных традиций, что может вести  к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче  подвергаются преобразованиям, и интерпретации  в духе времени. Общая тенденция  проявляется здесь в том, что  в развитии культуры постепенно усиливаются  процессы секуляризации, т. е освобождения культуры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны  с усиливающейся потребностью людей  в создании собственной картины  мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный  элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).

   Философия возникла как духовное преодоление  мифа, и религии, в том числе, где  мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. Таким  образом, философия выступает как  теоретическое мировоззрение и  выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает  как осмысление, или, говоря словами  Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность  разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских  учений.

   Исследование  культуры как системы позволяет  понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят  типы и виды культур, каковы тенденции  и закономерности функционирования культуры.

 

   3. Основные социальные функции культуры

   На  основе обобщения всех полученных в  ходе работы знаний о культуре, ее структуре  и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

   1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулись способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования - культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.

   2. С адаптивной функцией тесно  связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

   Ко  второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение  культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для  данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация  людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности - чувство  «мы»;

   Однако  солидарность между «нашими» может  сопровождаться настороженностью и  даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов - «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной противостояния и вражды.

   3. Интеграция людей осуществляется  на основе коммуникации. Поэтому  важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает средства общения - знаковые системы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получил и необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и распространением информации.

   4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поколение благодаря социализации.

   По  мнению Г.В. Драча, культура - как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

   По  другим классификациям к функциям культуры относятся:

   1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические

Информация о работе Основные социальные функции культуры