Основные социальные функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Происхождение и значение термина «культура»………………………………….…..4
2. Структура культуры………………………………………………………………...……7
3. Основные социальные функции культуры……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………....................14
Список литературы………………………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 37.64 Кб (Скачать)

   Содержание 

   Введение……………………………………………………………………………………..3

   1. Происхождение и значение термина  «культура»………………………………….…..4

   2. Структура культуры………………………………………………………………...……7

   3. Основные социальные функции  культуры……………………………………………10

   Заключение……………………………………………………………………....................14

   Список  литературы………………………………………………………………………...15

 

   Введение 

   Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались  и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством  определенного уровня осознания  и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в  познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

   Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе  и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а  также возможностью собственной  интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

   Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены  в данной работе.

 

   1.Происхождение и значение термина «культура» 

   Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие лишь узкому кругу  посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой  скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что  такое человек и в чем смысл  его бытия? Одно из таких понятий  культура.

   Однако, прежде чем раскрыть научное содержание понятия культура, необходимо перейти  в брод реку времени, совершить экскурс в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига в науке о культуре, который произошел в 20 веке.

   Прежде  чем осуществить этот экскурс, необходимо предварительно уяснить для себя, насколько не тривиальным является понимание культуры уже на уровне обыденного сознания. Культура может  проникнуть и действительно проникает  чрезвычайно глубоко в нашу природу, так глубоко, что мы порой считаем  естественным то, что на самом деле порождено культурой, «просеяно» через  ее целостный «фильтр».

   Культура  многогранна, и только в системе  ценностей можно достаточно содержательно  понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культуре различных эпох (античная, средневековая), о культуре различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддисткой, исламской, христианской), культуре различных социальных групп и профессий (крестьяне, горожане) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

   В традиционном понимании слово "культура" (от латинского calture) первоначально  означало возделывание, переработку  почвы.

   В последствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. "возделывание" человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.

   Современная наука рассматривает культуру как  жизнетворчество, как творчески  создательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

   Культура  как явление социального бытия  человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от общих философских  посылок, идеологических установок  и конкретных знаний, осуществить  анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.

   Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение  того, с чем сочетался: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка  и т. д.

   Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель  С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

   В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью  термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность  природному, стихийному, животному. Таким  образом, в эпоху просвещения  культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования  духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно  человеческого бытия». К ней относится  только то, что выражает достоинство  человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат  деятельности человеческого рода заслуживает  того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся  в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ  жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем  человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки  зрения явлениями культуры следовало  признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные  проявления человеческой активности (религиозные  распри, войны, преступность и т. д.).

   В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого  общества от жизни природы, все стороны  человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура - это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

   Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творчества и свободы. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого  культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется  в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как  универсальное отношение человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к  окружающей его действительности, через  которое человек создает мир  и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым  творческим опытом.

   В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых  и в обыденном языке, и во множестве  научных определений, что говорит  как о многозначности термина, так  и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний  день существует около 400 различных  научных определений данного  феномена.

   С содержательной точки зрения под  культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования  на основе оценочных критериев, имеющихся  в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно - исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

   В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения  оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура  труда», «политическая культура»  и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью  и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура  чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура  и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием  культура воспринимается как сумма  ценностей, некий исторически сложившийся  эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.

   Подводя итог всему вышесказанному, можно  говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком  и характеризующее его жизнь  в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом  себе, в своем теле, в своей  душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

 

   2. Структура культуры  

   Культура, если ее рассматривать в широком  плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности  человека, которые созданы самим  человеком.

   Материальные  и духовные реальности, созданные  творческим трудом человека, называют артефактами.

   В настоящее время культура исследуется  системно, а это значит, что в  ее познании используются представления  о вероятных и случайных процессах.

   Особенностями системного анализа является, то, что  системный подход дает возможность  представить культуру целостно, а  не по частям, выявить специфику  влияния разных сфер культуры друг на друга.

   Подобный  подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных  методов исследования, созданных  представителями наук, исследующих  культуру и обладающих высокой эвристичностью.

   Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять  и другие, полученные иными методами выводы.

   Именно  системный подход позволил понять и  саму культуру как специфическую  форму и систему жизнедеятельности  людей, выделив в ней области  культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.

   Каждая  из перечисленных составляющих культуры была описана представителями определенных научных школ, внесших свой позитивный вклад в понимание культуры, однако, только совокупность разных подходов позволяет понять ее как систему, со всеми присущими ей специфическими особенностями.

   Структурная целостность культуры проявляется  в том, что культуры соотносятся  иерархическим образом.

   Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент –  на целостность природы.

   Однако  целостность культуры, с которой  человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной культуры.

   Материальная  культура более непосредственна и более прямо обусловлена качествами и свойствами объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которые использовались человеком в качестве исходных материалов или сырья для создания материальных предметов, материальных продуктов, материальной среды существования человека.

Информация о работе Основные социальные функции культуры