Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:55, реферат
Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Происхождение и значение термина «культура»………………………………….…..4
2. Структура культуры………………………………………………………………...……7
3. Основные социальные функции культуры……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………....................14
Список литературы………………………………………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………
1.
Происхождение и значение
2.
Структура культуры………………………………
3. Основные социальные функции культуры……………………………………………10
Заключение……………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Возможность
построения обобщающей модели культуры
привлекает внимание представителей разных
наук: философии, психологии, истории,
археологии, этнографии, в том числе
и социологии. Такой интерес обусловлен
многогранностью культурных явлений,
и их функциональным значением, а
также возможностью собственной
интерпретации данного
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
1.Происхождение
и значение термина
«культура»
Человек
живет не только в мире вещей, но
и в мире понятий. Одни из них отражают
наш повседневный быт и доступны
для каждого, другие лишь узкому кругу
посвященных. Но есть и такие понятия,
которые за своей кажущейся простотой
скрывают вселенную человеческих страстей
интеллектуального сверх
Однако, прежде чем раскрыть научное содержание понятия культура, необходимо перейти в брод реку времени, совершить экскурс в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига в науке о культуре, который произошел в 20 веке.
Прежде чем осуществить этот экскурс, необходимо предварительно уяснить для себя, насколько не тривиальным является понимание культуры уже на уровне обыденного сознания. Культура может проникнуть и действительно проникает чрезвычайно глубоко в нашу природу, так глубоко, что мы порой считаем естественным то, что на самом деле порождено культурой, «просеяно» через ее целостный «фильтр».
Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культуре различных эпох (античная, средневековая), о культуре различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддисткой, исламской, христианской), культуре различных социальных групп и профессий (крестьяне, горожане) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).
В традиционном понимании слово "культура" (от латинского calture) первоначально означало возделывание, переработку почвы.
В последствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. "возделывание" человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.
Современная наука рассматривает культуру как жизнетворчество, как творчески создательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.
Культура как явление социального бытия человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от общих философских посылок, идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.
Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.
Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
В
XVIII веке продолжая античную традицию,
идеологи просвещения с помощью
термина «культура» выражали идею культуры
как сферы развития «человечности»,
«человеческой природы», «человеческого
начала в человеке» в
В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура - это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.
Еще
в одном смысле понятие культуры
раскрывает сущность человеческого
бытия как реализацию творчества
и свободы. Конечно, здесь надо различать,
во-первых, свободу как неотъемлемую
духовную потенцию человека и, во-вторых,
осознание, и осознанную социальную
реализацию свободы. Без первого
культура просто не может появиться,
но второе достигается лишь на сравнительно
поздних стадиях ее развития. Далее,
когда речь идет о культуре, то имеется
в виду не какой-то отдельный творческий
акт человека, но творчество как
универсальное отношение
В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.
С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно - исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.
В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.
2.
Структура культуры
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.
В
настоящее время культура исследуется
системно, а это значит, что в
ее познании используются представления
о вероятных и случайных
Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.
Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.
Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.
Именно
системный подход позволил понять и
саму культуру как специфическую
форму и систему
Каждая
из перечисленных составляющих культуры
была описана представителями
Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.
Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент – на целостность природы.
Однако
целостность культуры, с которой
человек сталкивается в повседневной
жизни – это целостность
Материальная культура более непосредственна и более прямо обусловлена качествами и свойствами объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которые использовались человеком в качестве исходных материалов или сырья для создания материальных предметов, материальных продуктов, материальной среды существования человека.