Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 01:19, доклад
Определения понятий: культура, культурная картина мира, культурная коммуникация, культурная модернизация, культурная самоидентичность, культурные нормы, культурные традиции, культурные универсали, культурные ценности, культурный символ, цивилизация, динамика и статика культуры, субъект культуры, менталитет.
конкретный индивид
(или социальная группа), созидающий
культурные ценности, нормы, цели, правила,
обычаи, социальные стандарты и т.д.,
а также потребляющий, и личностно
усваивающий объекты культуры. Формирование
К. с. определяется воздействием не какого-либо
одного фактора (идеологического, политического,
экономического, эстетического и т. д.),
но целостностью влияния различных культурных
форм и образов сознания. К. с. конкретно-исторически
обусловлен, но одновременно обладает
способностью творить новое, выходя за
рамки существующей культуры. В культурологической
мысли XX века возникла тенденция умаления
возможностей К. с. в роли источника упорядочивающей
творческой деятельности, проявившаяся
в учениях структурализма (человек детерминирован
миром структур, в котором он живет — Ж.
Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология,
“ложное сознание” довлеет над индивидом
— М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой
культуры (подверженность сознания человека
воздействию специальных манипу-лятивных
механизмов — X. Ортега-и-Гассет).
Ю. А. Овинникова
склад ума, мироощущение,
мировосприятие. М. — духовная самобытность
миро-чувствования, миропереживания и
мироотношения сообщества и индивида,
представляющих ту или иную культуру.
М. содержит неосознаваемые, естественные
для данного народа ценностные ориентации,
архетипы, лежащие в основе коллективных
представлений о мире и о месте в нем человека,
а также национальные образы культуры,
бессознательные и поведенческие реакции,
к-рые не могут быть осмыслены никак иначе,
как только в слове национального языка.
М. отличается от общественных настроений,
ценностных ориентации и идеологии более
устойчивым характером. М. всегда есть
некая целостность “мировидения”,
единство противоположных начал — природного
и культурного, эмоционального и рассудочного,
иррационального и рационального, индивидуального
и общественного.
Л. А. Стульцева