Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 01:19, доклад
Определения понятий: культура, культурная картина мира, культурная коммуникация, культурная модернизация, культурная самоидентичность, культурные нормы, культурные традиции, культурные универсали, культурные ценности, культурный символ, цивилизация, динамика и статика культуры, субъект культуры, менталитет.
Основные понятия в культурологии:
Слово (лексема),
термин и понятие К. многозначны.
Этимологически восходит к латинскому
термину “cultura” (возделывание, обрабатывание),
В теологическом толковании его
соотносят с “культом”, верой, полагая,
что культ — это бутон, из которого
произрастает культура. Слово и понятие
“культура” используются и применяются
в несовпадающих отношениях. Насчитывается
несколько сотен теоретических определений
(дефиниций) культуры. Ее определяют как
систему знаков, символическую оболочку
человеческой деятельности; как то, что
содеяно человеком, противостоит натуре
(природе), как мир искусственных фактов
(артефактов); как процесс прогрессирующего
самоосвобождения человека; как форму
традиционного поведения, программу образа
жизни и т. д. Наличие такого множества
определений демонстрирует сложность
того, что именуют К. Это зависит от того,
что пестр и противоречив, неисчерпаем
и многогранен сам человек, ее творец и
потребитель. Многие из этих определений
(как бы они ни отличались друг от друга)
вполне правомерны, но только во взаимодополнении,
в интегративном единстве они могут высветить
ее сферический полнокровный облик. Достаточно
краткое и наиболее емкое определение
могло бы звучать так: К. по внутренней
сущности — это технология (способ созидательной
деятельности) общественного человека,
это надприродный способ накопления и
передачи человеческого родового и индивидуального
опыта, его оценивания и осмысления, это
то, что выделяет человека из внешнего
мира и открывает путь самобытного свободного
развития. К. включает в себя и деятельность,
и её результаты, смыслы и оценки.
В. Е. Давидович
конкретно-историческая
система миропредставлений и
мироощущений, включающая совокупность
как рационально-понятийных, так
и чувственно-образных способов восприятия
и постижения мира. К. к. м. — это целостный
образ мира, к-рый формируется в рамках
исходных мировоззренческих установок
(мифологических, религиозных, философских,
художественных, научных и т. д.). К. к. м.
оформляется в процессе практической
деятельности людей, на основе их собственного
опыта и традиции, унаследованной от предшествующих
поколений. Определенной ступени развития
производства, общественных отношений,
“выделенности” человека из природного
окружения соответствуют свои формы переживания
им мира, к-рые фиксируются соответствующей
К. к. м. Важнейшие ее компоненты — пространство,
время, причина, судьба, отношение части
и целого, чувственного и трансцендентного
и т. д. В совокупности эти концепты образуют
своего рода “сетку координат”, при посредстве
к-рой носители определенной культуры
воспринимают и осознают мир, рисуют его
образ. К. к. м. реализуется в различных
семиотических воплощениях, скоординированных
между собой в единую универсальную знаково-символическую
систему.
Ю. П. Сакун
процесс взаимодействия
между субъектами социокультурной
деятельности с целью передачи или
обмена сообщениями (информацией, опытом,
душевными состояниями) посредством знаковых
систем (естественных и искусственных
языков). Основные элементы К. к.: отправитель
(коммуникатор) и получатель сообщения
(реципиент); средства коммуникации (код,
используемый для передачи сообщения
в знаково-символической форме, и канал,
по к-рому передается закодированное сообщение
от коммуникатора к реципиенту); результат
(эффект) коммуникации (изменение в поведении
получателя, к-рое происходит вследствие
приема сообщения); шум (помехи и искажения
в процессе коммуникации, к-рые препятствуют
достижению заданного результата). Необходимое
условие осуществления К. к. — наличие
общего языка у субъектов коммуникации.
В той мере, в какой коммуникатор и реципиент
обладают общим историко-социокультурным
опытом, они одинаково интерпретируют
значения символов, что способствует взаимопониманию
между ними. Однако значения относительны,
и результаты К. к. могут колебаться от
полного совпадения до существенного
разногласия между субъектами в интерпретации
символов. Критерии типологии К. к.: 1) характер
участвующих субъектов коммуникации (автокоммуникация,
межличностная, личностно-групповая, групповая,
межгрупповая, межкультурная); 2) формы
коммуникации (вербальная — устная, письменная
— и невербальная); 3) уровни протекания
коммуникации (на уровне обыденной культуры,
в специализированных областях социокультурной
практики, в контексте трансляции культурного
опыта от специализированного уровня
к обыденному и т. д.). Особое место принадлежит
массовой коммуникации, к-рая есть процесс
трансляции социально и культурно значимой
информации с помощью технических средств
(радио, телевидение, печать) большому
количеству пространственно рассредоточенных
людей (массовой аудитории).
Ю. П. Сакун
1) процесс развития
культуры, соответствующий современным
требованиям; 2) концепция, согласно которой
фиксируются пути и способы совершенствования
“опаздывающих” культур, вхождения их
в мировое сообщество. Идея К. м. основана
на представлении о фундаментальном членении
культур на традиционные (сельскохозяйственные)
и современные {индустриальные). Первые
стабильны, мало изменчивы, ориентированы
на повтор, традицию; вторые — динамичны,
характеризуются высокой социокультурной
мобильностью, “гонкой за новизной” во
всех сферах жизни. Выделяются два вида
К. м.: органическая и неорганическая. Органическая
К. м. осуществляется “естественным”
образом, в ходе исторической эволюции
страны (например, Англии). Здесь процесс
К. м. начинается с культуры, с изменения
системы ценностей, образа жизни, идеалов,
а затем происходят “подвижки” в сфере
экономики. Неорганическая К. м. представляет
собой навязывание (собственным правительством
или метрополией) идей, образа жизни, ценностей,
чуждых данной культуре. В результате
происходит разрушение традиционных систем
ценностей, этических норм, социальных
институтов. Модернизационный процесс
превращается в культурную колонизацию.
Б. Ю. Щербаков
осознание особенностей
своей культуры, ее оценка в истории
и в сравнении с другими
культурами, понимание ее отличительности
и целостности в условиях глобализации
и распространения массовой унифицирующей
культуры в посттрадиционном мире.
К. с. — это оформленное в виде истории,
мифов, религии, духовной жизни народа
стремление сохранить и защитить культурные
достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”,
а постоянно пересматриваемый и оцениваемый
проект жизни индивида или народа, направленный
в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.
М. В. Заковоротная
понятие, очерчивающее
стандарты деятельности людей. В них содержатся
побуждения и ограничения, разрешения
и запреты. К. н. ориентируют человека на
то, как именно следует по ступать в соответствии
с представлениями о должном, существующем
в той или иной культуре. Они выражают
алгоритмичность культуры, в них закреплена
совокупность деятельностных схем, обеспечивающих
преемственность. В отличие от других
норм (правовых, административных, технологических
и т. д.), К. н. носят более гибкий, подвижный,
относительно мягкий характер.
В. Е.Давидович
это устойчивые,
“инерционные” моменты в
понятие, выражающее
те черты культурных явлений, которые
встречаются в любых культурах: древних
и новых, малых
и больших, отличающихся по этническим
характеристикам и т. д. Так, к К. у. архаического
порядка относят представление о первоначалах:
огонь, вода, земля, воздух. Есть К. у. типа
метафор — дом, зеркало;
состояний — сон, смех, слезы и т. д. К. у.
— это те характеристики культурного
опыта, которые пронизывают любые её разновидности.
В. Е. Давидович
Культура —
понятие, имеющее два
и средства созидания, и орудия уничтожения;
и литературный язык, и уголовный жаргон.
Как факты культуры полагаются в одном
ряду плуг и гильотина, величественная
симфония и похабная частушка; 2) аксиологический
(ценностный), когда факты культуры соотносятся
с принятой системой ценностей и ранжируются
на положительные и отрицательные, светлые
и темные. Ценность, ценимое, предпочитаемое,
желаемое, благосодержащее — все это указывает
на нечто позитивное для человека и человеческой
жизни. В этом ракурсе вполне оправданы
оппозиции: К. — варварство, К. — хамство,
К. — невежество. Иногда говорят, что природа
— это действительность вне ценностей,
а культура — действительность с точки
зрения ценностей.
В. Е. Давидович
чувственно воспринимаемый
предмет, представляющий некоторый
другой предмет, свойство или отношение,
использующийся для приобретения, хранения,
переработки и передачи культурных значений
и смыслов. В качестве К. с. могут выступать
практически любые предметы и вещи, природные
и социальные процессы, животные и растения,
фантастические существа и т. д. К. с. есть
конкретно-чувственное выражение идей,
идеалов и ценностей, к-рыми живет человек
и к-рыми обусловливается развитие и функционирование
самой культуры. К. с. обеспечивает творческую
преемственность культуры, делая накопленное
и воплощенное в них смысловое содержание
исходным пунктом для творческого развития
со стороны новых поколений. К. с., диалектически
соединяя в себе идеальное и материальное,
конкретное и абстрактное, единичное и
всеобщее, рациональное и иррациональное,
являет универсальную форму выражения
человеческого бытия в культуре. Культура
есть символически значимое конструирование
мира. Она может быть представлена в виде
совокупности различного рода символических
форм (язык, мифология, философия, религия,
искусство, наука, идеология). К. с. воплощают
творческую энергию личности, безотносительно
к личности, не обладают подлинной жизнью
и тем более способностью к развитию. Только
личность способна переносить смысловое
содержание из символической формы в форму
субъективной жизни, творчески преобразовать
и обогатить это содержание и вновь воплотить
его в символической форме. В разных историко-культурных
контекстах К. с. может наделяться различными
значениями (напр., в античной мифологии
рыба — символ плодовитости, в христианской
— сакральный символ Христа, в современной
геральдике — символ рыболовства). Поэтому
каждый К. с. должен интерпретироваться
только с учетом специфики его функционирования
в конкретном социокультурном контексте.
Ю. П. Сакун
Слово и понятие
Ц. столь же многозначны, как и
“куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация”
и “культура” толкуются как синонимы,
в литературном и публицистическом
языке они часто
В. Е. Давидович
противоречивое
единство сохранения, воспроизводства
и обновления, развития её элементов,
свойств и отношений. Состояние
неизменности культуры выражается понятием
“статика”; те изменения, которые происходят
в культуре и во взаимодействии различных
культур, выражаются понятием “динамика”.
В период становления и зрелости индустриального
общества объектом исследования стала
С. к. и общества (структура общества, взаимодействие
его элементов, взаимовлияние различных
уровней и т. д.). Однако и в этот период
времени были попытки объяснения развития,
динамики культуры. В настоящее время
главное место в культурологии начинает
занимать Д. к.: теория культурных изменений,
переходных процессов, взаимовлияния
культур, диагностики и предвидения кризисов
и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление,
включая развитие, деградацию или десемантизацию
отдельных ее черт или целых комплексов.
Причинами Д. к. являются:
адаптация к изменившимся внешним условиям
бытия сообществ; необходимость разрешения
накопившихся внутренних противоречий;
творческая инициатива отдельных личностей.
Преобладание статики над культурной
динамикой неизбежно ведет к культурному
застою — состоянию длительной неизменности
культуры, при к-ром резко ограничиваются
или запрещаются нововведения; нормы,
ценности, способы деятельности, идеалы
воспроизводятся практически в неизменном
виде. Общество “консервируется”, ограждаясь
от внешних воздействий “китайской стеной”
изоляционизма, а от внутренних изменений
— при помощи жесткого контроля со стороны
различных социальных институтов — государства,
церкви, системы образования и т. д. В состоянии
застоя культура может находиться на протяжении
как короткого по историческим масштабам,
так и длительного времени. Не всякие культурные
изменения ведут к выходу из состояния
культурного застоя. Д. к. — это целостный,
упорядоченный процесс, имеющий направленный
характер. Его не следует путать с понятием
“культурные изменения”, которые предполагают
любые трансформации в культуре. Д. к. может
реализовываться в следующих основных
видах: поступательно-линейном и циклическом.
Циклические изменения отличаются, напр.,
от эволюционных тем, что они повторимы.
Д. к. внутри общества включает возникновение
культурных явлений, их распространение,
функционирование.
О.М. Штомпель