Основные понятия древнешумерской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы «Древнешумерская культура» обусловлена также тем, что цивилизация Двуречья имела непосредственное и интенсивное влияние на Кавказ, Переднюю Азию, Грецию и через последнюю на европейские народы. И с этой точки зрения интересно узнать, где и как оно прослеживается в нашей современной жизни.
Цель контрольной работы заключается в исследовании культуры шумеров, как прародителей западной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности шумерской цивилизации 4
2. Культура 5
2.1. Язык и письменность 5
2.2. Религия 7
2.3. Архитектура и строительство 9
2.4. Наука 12
2.5. Литература 14
2.6. Исскуство 17
3. Заключительный этап существования шумерской культуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога – покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки – вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь животных.

    В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккуратвысокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.6

    В святилище – главном помещении  храмового комплекса – находилась статуя божества – небесного покровителя города. Сюда могли входить только жрецы, а доступ народу был строго запрещен. Под потолком располагались небольшие окна, а главным украшением интерьера служили перламутровые фризы и мозаика из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в кирпичные стены.

    Состоятельные горожане жили в двухэтажных домах, имеющих весьма сложный интерьер. Спальни располагались на втором этаже, внизу были комнаты для  отдыха и кухня. Все окна и двери  открывались во внутренний дворик, а на улицу выходили только глухие стены.

    В архитектуре Двуречья встречаются  уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также  орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

    У шумеров впервые встречается  арка. Эта конструкция была изобретена в Месопотамии. Здесь не было леса, и строители додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное  или сводчатое. Арки и своды применялись  также в Египте (это не удивительно, поскольку Египет и Месопотамия имели контакты), но в Месопотамии они возникла раньше, применялись чаще и отсюда распространились по всему миру.

2.4. Наука

    Трудно  назвать вид и отрасль науке, где бы ни преуспели умные шумеры. Они известны любовью  к изучению звёзд, планет и всего, что находилось в небе. Поэтому умели предугадывать затмения, ориентировались во временном пространстве, различали фазы Луны, разделили небеса на сегменты южной, северной и центральной части, измеряли траектории планет и полную сферическую окружность. Описали такие вещи как горизонт, закат и восход, коэффициент и эклиптику, градусы и зенит, а также равноденствие. Шумеры первые разработали доскональный годовой календарь, обозначили 12 лунных месяцев и предугадали точное количество планет в солнечной системе, даже обнаруженной современными учёными в 1930 году (Плутон, который совершенно недавно покинул список планет).  
В математике смышленые шумеры также оставили свой след разработав уникальную систему исчисления позволяющую умножать, делить, возводить в степень и извлекать корень. Образно её можно назвать шестидесятеричной и она в отличии от нашей современной десятичной превосходила в математическом плане, хоть и была несколько громоздка.

    Медицине  шумеров позавидовали бы все врачи  и врачеватели вплоть до 1945 года. Люди, живущие в нескольких столетиях  до н.э. знали способы борьбы с  инфекциями, воспалительными заболеваниями, умели ампутировать больные органы, сращивать в нужном положении поломанные и раздробленные кости. Во время раскопок было найдено множество медицинских справочников, словарей, толкований принесших пользу и в наше время, несмотря на то, что большинство из них утеряно или не сохранилось. Также шумеры создавали постулаты, посвящённые правилам общей и интимной гигиены, описанию болезней. Применении и создании средств для дезинфекции, проведении хирургических операций.7

    В математике шумеры умели считать  по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

    Самые ранние из дошедших до нас математические тексты, записанные шумерами в XXII веке до н.э., показывают высокое вычислительное искусство. Они содержат таблицы для умножения, в которых хорошо развита шестидесятичная система сочетается с более ранней десятичной системой. Склонность к мистике обнаруживалась в том, что числа делили на счастливые и несчастливые – даже изобретенная шестидесятичная система цифр являлась пережитком магических представлений: цифра шесть считалась счастливой. Шумеры создали позиционную систему записи, в которой цифра будет принимать другое значение в зависимости от того места, которое она занимает в многозначном числе.

    Астрология  родилась среди первой цивилизации  человечества - шумерской цивилизации. Это было приблизительно 6 тысяч  лет тому назад. Вначале шумеры обожествляли 7 ближайших к Земле планет. Влияние их на Землю рассматривалось, как воля Божества, живущего на этой планете. Шумеры впервые заметили, что изменения положения небесных тел на небе вызывают изменения в земной жизни. Наблюдая постоянно меняющуюся динамику звездного неба, шумерские священнослужители постоянно изучали и исследовали влияние движения небесных тел на земную жизнь. То есть, они соотносили жизнь земную с движением небесных тел. Там на небе чувствовался порядок, гармония, последовательность, законность. Они сделали следующий логический вывод: если земная жизнь будет согласованна с волей Богов, живущих на планетах, то аналогичный порядок и гармония возникнет на Земле. Предсказания будущего строились на основе изучения положения на небе звезд и созвездий, полетам птиц, по внутренностям животных, приносимых в жертву богам. Люди верили в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам; верили в то, что сверхъестественные силы всегда незримо присутствуют в реальном мире и проявляют себя таинственным образом.

    Образованию шумеры отвели не малую часть. В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Богатые шумеры посылали туда своих сыновей. Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За невыполнение уроков мальчики подвергались телесным наказаниям. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить, не зная бедности. Образованным считался человек: полностью владеющий письмом, умеющий петь, владеющий музыкальными инструментами,  умеющий принимать разумные и законные решения.

2.5. Литература

    Шумерскую литературу можно представить следующим образом:

  • начало III тыс. до н.э. Первые литературные тексты на шумерском языке: списки богов, записи гимнов, пословиц, поговорок, некоторые мифы;
  • конец III тыс. до н.э. – начало II тыс. до н.э. Основная масса известных нам ныне шумерских литературных памятников: гимны (главным образом в канонических списках из города Ниппура – «Ниппурский канон»), мифы, молитвы, эпос, обрядовые песни, тексты школьные и дидактические, погребальные элегии, каталоги-списки литературных произведений, названных по первой, начальной строке текста и сохранившие нам, таким образом, заглавия 87 памятников, из которых пока известно немногим более трети. Версия эпоса о Гильгамеше; сказание о потопе, рассказ о полете на орле (сказание об Этане); переводы с шумерского.

    Отдельные шумерские тексты были известны с  того же времени, что и вавилонские, но изучение шумерского языка началось гораздо позже, чем аккадского, и двигалось медленнее. К тому же немногие известные нам шумерские тексты был настолько труднопонимаемы, что одно время получили даже репутацию малохудожественных и невыразительных. Но после того как американский шумеролог С.-Н. Крамер начал регулярно и последовательно публиковать памятник за памятником, обнаружилось, что большинство сюжетов вавилонской литературы заимствовано у шумерийцев, что она как будто выросла из шумерской литературы.8

    Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму — «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

    До  нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом  в копиях, переписанных уже после  падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

    В большинстве — это религиозные гимны богам, молитвы, мифы, легенды о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледелия. Кроме того в храмах издавна велись списки царских династий. Древнейшими считаются списки, написанные на шумерском языке жрецами города Ур. Интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому образу жизни.

    Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф  о богине Инанне, заключённой в  подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замерзшая жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

    Существовали  также гимны, обращённые к различным  божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

    Литературных  памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для  нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

    Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности: известны его переводы на хурритский и хеттский языки.9

    Важное  место в литературе и мировоззрении  шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

2.6. Исскуство

    Шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий, для которого характерен: геометризм, строго выраженная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Переход от орнаментальной росписи сосудов к керамическому рельефу  осуществляется в начале III тысячелетия.10

      Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов. 

Информация о работе Основные понятия древнешумерской культуры