Основные понятия древнешумерской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы «Древнешумерская культура» обусловлена также тем, что цивилизация Двуречья имела непосредственное и интенсивное влияние на Кавказ, Переднюю Азию, Грецию и через последнюю на европейские народы. И с этой точки зрения интересно узнать, где и как оно прослеживается в нашей современной жизни.
Цель контрольной работы заключается в исследовании культуры шумеров, как прародителей западной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности шумерской цивилизации 4
2. Культура 5
2.1. Язык и письменность 5
2.2. Религия 7
2.3. Архитектура и строительство 9
2.4. Наука 12
2.5. Литература 14
2.6. Исскуство 17
3. Заключительный этап существования шумерской культуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Данная  работа посвящена теме «Древнешумерская культура».

      Актуальность темы  обусловлена тем, что Шумерская цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV-III тысячелетиях до н.э. считается одной из первых цивилизаций на Земле, оставивших подлежащие историческому рассмотрению материальные следы. То, что произошло на земле названной  греками  Месопотамией,  можно назвать переломным моментом  в истории человечества: здесь зародилась цивилизация. Потомки  землевладельцев каменного века, люди известные  нам  как шумеры – сумели превратить все кажущиеся недостатки  своей  родной  земли  в огромные преимущества, повлиявшие на развитие всего человечества.

    Актуальность темы контрольной работы «Древнешумерская культура» обусловлена также тем, что цивилизация Двуречья имела непосредственное и интенсивное влияние на Кавказ, Переднюю Азию, Грецию и через последнюю на европейские народы. И с этой точки зрения интересно узнать, где и как оно прослеживается в нашей современной жизни.

    Цель  контрольной работы заключается в исследовании культуры шумеров, как прародителей западной культуры.

    Изучение  культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный  тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура - все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости.

    Для раскрытия темы была использована следующая литература: «Древние цивилизации» под ред. Г.М. Бонгард-Левина, Дьяконов И. М. «Языки древней Передней Азии», Емельянов В.В. «Древний шумер. Очерки культуры», и др, а также электронные ресурсы.

  1. Особенности шумерской цивилизации

    Первая  цивилизация человечества - шумерская - возникла на илистой почве меж двух рек - Тигром («idigna») и Евфратом («buranun»). В этом горячем и влажном лоне, этом охвате рук-рек, на пересечении несущих вод и столбенящей жары, в иле-глине превращения в форму, родилась цивилизация посреди дикости и история посреди беспамятства. Меж быстрого восточного Тигра и степенного западного Евфрата вдруг, из мутного цивилизационного водяного наноса, а можно сказать из ничего, появился народ, который затеял то мировое устройство, которое застыло как изваяние.

    Приблизительно  с 40 века до нашей эры в низовьях двух великих рек появились шумеры - племя, происхождение которого до сих пор окутано тайной. Слово  «шумеры» - значительно позднее самого народа: «mät šumer» на значительно более позднем вавилонском наречии означает «страна шумер», хотя генетика самого слова «шумер» осталась неясной.1

    Народ сей называл страну «кенги» - «земля праведников», «земля надежных хозяев», «земля хозяев цивилизации», из чего ясно, что шумеры вполне осознавали свое избранничество и свою роль. Более того, шумеры были убеждены, что цивилизация и все ее атрибуты - суть дар небес, и они только слуги и исполнители божественного замысла.

    Шумеры - пришельцы в Междуречье и это  тоже один из столпов шумерской веры. Они пришли в Месопотамию где-то в 40-42 веке до н.э., а родиной своей считали гористый остров-рай Тильмун (или Дильмун), об идентификации которого до сих пор спорят ученые.

    Надо  подчеркнуть, что Тильмун шумеры считали родиной не только своей, но и всего человечества, т.е. имеется в виду прародина, некий Эдем, который, увы, вознесся в небеса параллельно с проклятием и низвержением человека.

    На  рубеже III-II тысячелетий до н. э. Шумер приходит в упадок, и со временем шумерский язык был забыт населением; его знали лишь вавилонские жрецы, это был язык священных текстов.

    На  юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым из этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата. Большинство городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть «шумерской». Сейчас их называют «прародителем современной цивилизации».  Расцвет городов-государств называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров оказала большое влияние на последующий прогресс не только  Месопотамии, но и всего человечества.

    Эта культура опережала развитие других великих культур. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему свету.

  1. Культура
    1. Язык  и письменность

      Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых и мертвых языков, поэтому вопрос о происхождении народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка до сих пор не установлены, но ученые предполагают, что этот язык, так же как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится к семитско-хамитской языковой группе.

    Язык  шумеров вымер к концу 3-го тыс. до н. э. Родство шумерского языка с другими языками не установлено. По клинописным текстам известен с 29—28 вв. по 3—1 вв. до н. э. Памятники шумерского языка разделяются на старошумерские (до 25 в. до н. э.), «классические» (24— 22 вв. до н. э.), новошумерские (21 в. до н. э.), позднешумерские (начало 2-го тыс. до н. э., главным образом литературные, отчасти хозяйственные тексты) и «послешумерские»; последние составлялись, когда язык оставался уже только вторым книжным языком наряду с аккадским языком.2

    Культурный  вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

    На  первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. Впрочем, шумерские предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли – завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. На последующих этапах происходила стилизация рисунков (от полного, подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению), что ускоряло процесс письма. Это шаг вперед, однако, возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков  и даже для того, чтобы обозначить такое привычное всем явление, как дождь, приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды – рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным.

    Последовало его дальнейшее усовершенствование: символы стали употреблять и  для обозначения предметов или  понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог использоваться для обозначения  начального звука «п» в любом  слове. Таким образом, за счет многократного использования символов число знаков уменьшилось до 600.

    Историки  считают, что именно формирование системы  управления привело к появлению  в храмах и царских дворцах  письменности. Это гениальное изобретение  следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию.3 Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров. Это древнейшие в мире письменные памятники.

    Впоследствии  принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих главным буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

2.2. Религия

    В древнем Шумере истоки религии  имели  чисто материалистические, а не «этические», корни. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали, прежде всего, как податели жизненных благ и изобилия. Культ богов имел целью не  «очищение и святость» а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. - именно за это их почитали простые смертные, строили им храмы, приносили жертвы. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам.

    Основу  шумерской религии составляли общинные верования в существование различных  божеств: богов-демиургов, духов места, покровителей звездного неба и охранителей государственной власти. Такая религия называется «естественной».4

    Главными  божествами Шумерского Пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.  Считается что структура совета богов повторяла «земную иерархию» - где правители, энси, правили совместно с «советом старейшин», в котором выделялась группа наиболее достойных..

    Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются «МЕ» игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста «МЕ», из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так или иначе связанное с общественной жизнью. Некоторые исследователи считают что «ме» - это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, «Божественные правила».

    В Шумере  боги были как люди. В их взаимоотношениях встречаются  сватовство и войны,  злость и мстительность, обман и гнев. Обычными в кругу богов были ссоры и интриги, боги знали любовь и ненависть. Как и люди, они занимались делами днем – решали судьбы мира, а ночью удалялись на покой. Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов. Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

    Шумерский ад (Кур) - мрачный тёмный подземный мир, на пути куда стояло три служителя – «человек двери», «человек подземной реки», «перевозчик». Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность.

    В шумерской мифологии также существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

    Единственное, что может скрасить существование человека в подземелье, это память живых на земле. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, и оставили мощную историческую памятью.

    Укрепление государственности в Двуречье отразилось и на религиозных представлениях жителей. Божества, которые олицетворяли космические и природные силы, стали восприниматься как большие «небесные начальники» и уже потом как природная стихия и «податели благ». Важные божества были соотнесены с различными планетами и созвездиями: это сулило неизбежные перемены в жизни города-государства и его населения, будь то благоденствие или несчастье. Так постепенно формировался культ небесных светил, начали развиваться астрономическая мысль и астрология.

2.3. Архитектура и строительство

    В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.5

Информация о работе Основные понятия древнешумерской культуры