Основные направления и стили в искусстве России XIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:50, реферат

Описание работы

В данном реферате рассказывается о направлениях и стилях культуры России XIX века. Основными стилями искусства в то время являлись: Описаны такие направления культуры, как: просвещение, философия, литература, искусство, архитектура

Работа содержит 1 файл

Основные направления и стили в искусстве России XIХ века.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Мировая и национальная культура

Реферат

Основные  направления и стили в искусстве России XIХ века 

 

       Краткое описание

     В данном реферате рассказывается о направлениях и стилях культуры России XIX века. Основными стилями искусства в то время являлись: Описаны такие направления культуры, как: просвещение, философия, литература, искусство, архитектура 

 

     Логическая схема 

 

    Содержание 
    Введение

     Первая  половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

     XIX век явился временем окончательного  формирования русской национальной  культуры. Национальная культура  — это культура нации как  общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры в сфере материального производства, демократизации культуры в целом. Отличительной чертой этой эпохи было широкое распространение просвещения.

 

      1 Основные стили культуры России XIX века

    1. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

     Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIIIXIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

     В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.

     В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга и Москвы,  застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

    1. Романтизм

     Романтизм возник в результате разочарования  в Великой французской революции. В представлении романтиков идеал  и реальность истории располагаются  в разных плоскостях. Идеал выше, существеннее реальности. И они искали его в прошлом, в старине, традициях, восходящих к мифологии, где, на их взгляд, укрылось изначально-истинное бытие. Отсюда основной конфликт в эстетике романтизма – между мечтой и действительностью.

     Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

     Для него характерны негативное отношение  к действительности, пессимизм, трактовка  исторических сил, как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

     Романтическое миропонимание охватило все сферы  духовной жизни — науку, философию, искусство, религию.

     Оно выразилось в двух вариантах:

     Первый  — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает  здесь началом, созидающим мировую  гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

     Второй  — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально - личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

     Исходным  принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия  был символизм.

     Возникновение романтизма было обусловлено рядом  факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769— 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

    1. Сентиментализм

     Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление  в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

     Пейзаж  у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание  живой природы, глубоко воспринятой  и прочувствованной.

     Отдельными  чертами сентиментализм соприкасается  с просветительским реализмом, с  другой стороны - предвосхищает романтизм.

     Основные  жанры сентиментализма: письма, путешествия, мемуары, повести, элегия, романы.

     В произведениях сентиментализма  очень важен голос рассказчика. В русской литературе это направление  не получило широкого распространения.

     В России сентиментализм был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

     Русский сентиментализм исчерпал себя к 1820 веку.

     1.4 Реализм и критический реализм

     Реализм – (от лат. realis - вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

     Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

     Критический реализм по-новому изображает отношение  человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

     Особенностью  исторического аспекта развития России  середины  XIX века является обстановка после восстания декабристов, а также возникновение тайных обществ и кружков, появление произведений А. И. Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом разночинного движения в России, а также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в том числе и российской.

 

      2 Направления культуры в России XIX века

     2.1 Просвещение

     Социально-экономическое  развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

     Центральными  звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

     В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

     Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

     2.2 Философия

     В ХIХ веке в России выделилось две  основные группы мыслителей - западники  и славянофилы.

     Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей  европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.

Информация о работе Основные направления и стили в искусстве России XIХ века