Основные направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Перемены, происходящие в общественной жизни России, направлены на перевод культурно-досуговой деятельности от регламентации поведения личности к признанию ее свободы в культурных, экономических и политических процессах, к саморазвитию человека и общества. Свобода и плюрализм мнений, новый хозяйственный механизм в учреждениях культуры оказывают существенное влияние на раскрытие созидательных способностей специалистов культурно-досуговой деятельности.

Работа содержит 1 файл

К РЕФЕРАТУ 2.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     Анализ  показывает, что существующая ориентация учреждений культуры на путь наименьшего  сопротивления, на скорейшее получение  прибыли, не заботясь о возможных  социальных последствиях, приводит к падению его престижа и популярности среди населения.

     При наращивании платных услуг утрачиваются ценностно-культурные смыслы деятельности учреждений культуры, духовные потребности  населения нивелируются, развлекательно-прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значимость которых определяется, прежде всего, их практической полезностью. Соответственно, эффективность деятельности учреждений культуры в современный период оценивается населением именно с утилитарных позиций. Одновременно изменяются и социокультурные регуляторы взаимоотношений между населением и учреждением культуры.

     Самый лучший путь борьбы с негативными  стереотипами мышления и деятельности, на наш взгляд, состоит в том, чтобы  попытаться перевести удовлетворение утилитарных потребностей в другое русло, создать условия, способствующие их удовлетворению.

     Культурно-досуговая  деятельность сегодня получает новое  содержание и звучание в результате поиска нестандартных, увлекательных  форм ее осуществления.

     Одно  из ведущих направлений в содержании деятельности учреждений культуры — это процесс возрождения традиций села, возврат к народной сельской культуре, выявление народных мастеров и умельцев, поиск форм и методов работы с ними. С этой целью организуются фольклорные экспедиции, встречи и беседы с участниками фольклорных групп, проводятся социологические обследования традиционных мест бытования народных промыслов и художественных ремесел.

     Новая прогрессивная методика культурно-досуговой  деятельности на основе народной культуры, а также интересные формы с учетом дифференцированного подхода к различным сословным группам населения придадут досугу новое содержание и звучание. Кроме этого, поисково-исследовательская деятельность в области фольклора, этнографии и краеведения может стать и самостоятельной областью работы специального кружка или объединения по интересам. Задача учреждения культуры в отношении такого объединения будет заключаться в обеспечении руководства или консультации со стороны специалистов в области таких наук, как фольклористика, этнография, искусствоведение, история, эстетика. По материалам работы этих объединений могут быть организованы выставки, тематические вечера, этнографические концерты, лекции, беседы, этнографические и краеведческие музеи.

     Все более активно возрождаются народные праздники обряды на их сущностной основе. Они могут проходить как праздники или фестивали фольклора, праздники песни, праздники русской зимы, русской березки, золотой осени, праздники урожая и т.д. красочные массовые театрализованные праздники с широким использованием фольклорного материала оказывают большое влияние на вкусы и идеалы людей, способствуя не только эстетическому воспитанию, но и развитию чувства патриотизма. У народов нашей многонациональной России есть множество старинных красочных традиций, которые могли бы стать действенным средством сплочения всех народов в единую семью. Поэтому возрождение традиционного народного творчества является одним из ведущих направлений деятельности учреждений культуры.

     Традиционно одним из важнейших направлений деятельности учреждений культуры является обеспечение эмоциональной разрядки, снятие внутренней напряженности людей. Сегодня динамичное развитие общества, его психологическое состояние усиливает значение деятельности учреждений культуры в этом направлении.

     Потребность во внесении средств для подготовки и проведение культурно-досуговых  программ позволяет посетителям  ощутить себя участником программ. Если платные формы строятся на отношениях безличного партнерства, то для эмоционально-психологического восстановления необходимы личностные, нерегламентированные контакты. Поэтому учреждения культуры создают всякого рода платные кафе, видеотеки и видеосалоны. Именно в таких типах учреждений культуры с помощью разного рода развлекательных, познавательных, музыкальных средств, небольших вернисажей или камерных дискуссий можно достичь эффективного эмоционально-психологического восстановления личности.

     Определение направления деятельности учреждения культуры, целенаправленное создание той или иной культурно-досуговой программы требуют анализа не только возможных ожиданий действий населения относительно форм и содержания деятельности, но и анализа динамики этих ожиданий, механизмов их возникновения и угасания.

     Поскольку учреждения культуры — самопрограммирующаяся система, направленная на удовлетворение сиюминутных запросов населения, то она всегда будет работать в режиме запаздывания относительно зарождающихся, не получивших пока еще массового распространения культурных ожиданий.

     Производство продукции и услуг в учреждениях культуры, так же как материальное производство, характеризуется вполне определенными затратами труда специалистов и работников, материальных и финансовых ресурсов, износов основных фондов. Каков здесь должен быть уровень коммерческой деятельности? Возможны два противоположных способа возмещения затрат, произведенных учреждением культуры: бюджетный и хозрасчетный. Очевидно, что в первом случае, когда за счет бюджетных средств (государственных, профсоюзных, местных) возмещаются любые затраты учреждений культуры. Независимо от объема и качества предоставляемых услуг, возникает потребность административных методов удовлетворения культурных запросов и потребностей в условиях досуга.

     Вторая  крайность — перевод учреждений культуры на самоокупаемость и самофинансирование, когда общество наделяет коллективы определенными оборотными средствами и основными фондами, которые должны воспроизводиться за счет собственных доходов. Тогда вся проблема возмещения затрат сведется к неизбежному росту цен на культурно-досуговые программы и услуги, поскольку быстро меняющиеся цены не способны обеспечить нормального кругооборота фондов в сфере культуры, за исключением отдельных, наиболее доходных. Неизбежное повышение цен подтверждают многочисленные примеры поспешного перевода на условия хозрасчета учреждений культуры, которые начинают выступать не активными конкурентами. А становятся «слугами» различных коммерческих организаций.

     Рассматривая  процесс производства культурно-досуговых  программ и услуг с точки зрения затрат, невозможно обосновать источники их возмещения, а также необходимость полного хозрасчета в сфере культуры, без опоры на конечные результаты.

     Отсюда  ведущим направлением деятельности учреждений культуры является материальное стимулирование специалистов и сотрудников. Оно призвано направлять деятельность организаций культуры на повышение качества предоставляемых услуг, экономию затрат всех ресурсов по сравнению с нормативным (договорным) уровнем и расширение объема платных услуг для населения.

     В этих целях использование экономических методов стимулирования специалистов и сотрудников учреждений культуры может вестись, по нашему мнению, таким образом.

     Во-первых, предоставление эффективно работающим специалистам и сотрудникам условий  наибольшего благоприятствования при заключении договоров, а также установление индивидуальных цен на услуги культуры, которые пользуются повышенным спросом и отличаются особым качеством.

     Во-вторых, все средства, которые учреждения культуры экономят по сравнению с договорным уровнем возмещения затрат, остаются в распоряжении трудового коллектива как часть дохода, а перерасход средств возмещается за счет последнего.

     В-третьих, в тех случаях, когда возможно подсчитать затраты на определенные услуги, финансирование будет определяться объемом созданных услуг, независимо от фактических затрат. Это будет стимулировать работников снижать фактические затраты, ибо полученный при этом доход поступает в полное распоряжение коллектива.

     В-четвертых, все дополнительные виды доходов от платных услуг, которые самостоятельно зарабатывают учреждения культуры после вычета налога, поступают в фонды. Учитывая объективную необходимость дотаций для учреждений культуры, целесообразно полностью освободить их от налогообложения.

     В то же время следует помнить, что мы живем в условиях гиперинфляции, когда ежемесячное обесценивание денег вызывает повышение потребительских цен. Остальное приходится на скрытую инфляцию, порожденную несбалансированным денежным обращением. Достаточно сказать, что «рост цен в безналичном обороте составил по итогам 1993 года 3500%, что в совокупности с ее подавленным проявлением — приростом неплатежей — выводит показатель обесценивания безналичного рубля на уровень 4375% в год» *. 

     * Коммерсант. № 5. 1-7 февраля. 2003. C. 1. 

     Постольку учреждения культуры не располагают  наличными средствами, то для взаиморасчетов им приходится использовать безналичный  рубль, который с каждым месяцем  подвергается все более ускоряющемуся  процессу инфляции, что естественно, является главной проблемой в развитии коммерческой деятельности. Кроме того, многие учреждения культуры стремились взять в своих банках кредиты подешевле для латания дыр в своих годовых балансах. Средняя ставка по кредитам составляла в январе 2003 года 175-185%. В первой половине января 2003 года наблюдалось некоторое затишье на кредитных аукционах. В перспективе положение на кредитном рынке может стать весьма сложным. В условиях дефицита платежных средств рынок банковских акций и депозитов «захлопывается», и эти источники формирования кредитных ресурсов исчерпаны. В результате, если спрос на кредиты по подскочившей ставке упадет, банки могут остаться без прибыли и без кредитных ресурсов, ибо отсутствие прибыли не дает им возможности индексировать доходность по своим акциям и депозитам.

     Проведенный нами опрос среди 100 директоров учреждений культуры показал, что ни один из них  не получил кредита в банке  на решение неотложных экономических  задач, тем более на развитие или  подготовку культурно-досуговой программы.

     По  мнению предпринимателей, уже имеющих опыт в получении кредитов, установленная банком процедура не способствует кредитованию учреждений культуры на развитие коммерческой деятельности.

     Подводя итоги анализа основных направлений  деятельности учреждений культуры, следует подчеркнуть, что они состоят:

     — в отказе от не оправдавших себя стереотипов культурно-идеологического  мышления;

     — в необходимости участия в  разработке концепции культурно-досуговой  деятельности, освобождения ее от не свойственных природе досуга функций;

     — в переориентации структур управления учреждений культуры на горизонтальную общественно-рыночную систему;

     — в создании культурной среды;

     — в переходе к саморегулирующему  учреждению культуры, интегрирующему в сфере досуга государственные  и коммерческие средства;

     — в разработке системы материального, правового, психологического стимулирования специалистов и сотрудников учреждений культуры;

     — в реализации целевых культурно-досуговых  программ и услуг для всех слоев  населения;

     — в возрождении подлинно народной празднично-обрядовой культуры на исконно национальных традициях и обычаях народов России.

Информация о работе Основные направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка