Основные направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Перемены, происходящие в общественной жизни России, направлены на перевод культурно-досуговой деятельности от регламентации поведения личности к признанию ее свободы в культурных, экономических и политических процессах, к саморазвитию человека и общества. Свобода и плюрализм мнений, новый хозяйственный механизм в учреждениях культуры оказывают существенное влияние на раскрытие созидательных способностей специалистов культурно-досуговой деятельности.

Работа содержит 1 файл

К РЕФЕРАТУ 2.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     © Жаркова Л.С.

     Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

Основные  направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка

 

     Перемены, происходящие в общественной жизни  России, направлены на перевод культурно-досуговой деятельности от регламентации поведения личности к признанию ее свободы в культурных, экономических и политических процессах, к саморазвитию человека и общества. Свобода и плюрализм мнений, новый хозяйственный механизм в учреждениях культуры оказывают существенное влияние на раскрытие созидательных способностей специалистов культурно-досуговой деятельности.

     Изменения в социально-культурной жизни России породили и целый ряд негативных тенденций в деятельности учреждений культуры.

     Гуманистические ценности человеческих цивилизаций современного мира сегодня во многом определяют общенациональную культуру и ориентацию ее развития. Кризис национального самосознания, вызванный потерей социального идеала и разрушением основ национально-культурного единства России, обусловил многоплановость развитая культурно-досуговой деятельности, разночтение разнонаправленных и разно порядковых по своему уровню программ, порой конкурирующих между собой.

     В этой связи проблема целостности  культурно-досуговой деятельности является одной из наиболее актуальных как в социальном, так и практическом смысле. Культурный процесс немыслим без подъема роли культуры досуга как фактора общественной жизни. Это предполагает обретение национально-культурной специфики и самобытности, поиск культурных ценностей (идей, символов).

     Сегодня следует принять за реальность, что  в условиях свободно развивающейся  культурной инициативы людей учреждениям  культуры предоставляется самостоятельность  в поиске и принятии решений для  наиболее адекватных в сложившейся ситуации. Это дает основание поставить еще один вопрос: о необходимости поиска оптимального соотношения коммерческой и культурно-досуговой деятельности и критериев оценки ее эффективности.

     Оценка  эффективности культурно-досуговой  деятельности является сложнейшей проблемой. В настоящее время эффективность работы учреждений культуры оценивается по величине посещаемости программ их числу, с помощью других количественных показателей. Критерий оптимальности сливается с целевой функцией, что навязывает оценку деятельности «чем больше — тем лучше».

     Несмотря  на все имеющиеся трудности и  противоречия в выработке формализованной  оценки общественных, культурных потребностей, такая оценка предоставляется абсолютно  необходимой. На ее основе формируется  концепция культурно-досуговой деятельности, вырабатываются формы и методы воздействия на каждого, кто оказывается в сфере влияния учреждений культуры, решаются конкретные экономические задачи, включая выделения средств, для финансирования конкретных программ.

     Представляется, что на современном этапе нашего социального развития, важнейшими общественными  потребностями являются формирование такого уровня общественного сознания, который исключал бы неуважение к  человеческой личности и вместе с  тем содействовал развитию индивидуальности в сочетании с высоким чувством коллективизма; возвышение духовных потребностей людей, обеспечение широких масс достоверной новейшей социальной, научной и технической информацией; формирование здорового нравственного климата, обеспечение эффективного использования материальной базы общества, решение экологических проблем и гарантированного обеспечения жизнедеятельности будущих поколений человечества.

     До  сих пор концепция деятельности учреждений культуры построена по простейшему  линейному принципу и ориентирована либо на «культурное обслуживание» населения, либо на просветительство, что в обоих случаях не способствовало использованию духовного потенциала населения в целях саморазвития. На этапе перехода культуры в режим самоорганизации роль коммерческой деятельности в регулировании творческих и технологических процессов должна оставаться достаточно существенной.

     Смысл коммерческой деятельности сегодня  состоит в том, чтобы создать  условия для протекания технологического или художественного процессов.

     Понятие культурно-досуговой деятельности является одним наиболее сложных  в определении роли коммерческой деятельности учреждений культуры ввиду  характера взаимосвязанности явлений.

     Культурно-досуговая  деятельность, на наш взгляд, следует  рассматривать как совокупность мотивированного отношения человека к культуре в условиях досуга, как специфически характерный способ деятельности и объективированный в различных услугах результат этой деятельности. Отношение к культуре в условиях досуга определяется концептуальным подходом к понятию «досуг».

     Современная западная социология рассматривает  досуг как «истинное время  жизни», едва ли не единственный смысл  человеческого существования. Способность  разумно организовать досуг граждан  важный показатель жизнеспособности социальной системы. В то же время досуг сводится к организации полезного и содержательного отдыха (разумного, культурного, интересного, увлекательного восстанавливающего» и т.д.).

     В любом понимании концепции досуга на Западе сводятся к тому, что это среда, в которой человек имеет возможность выбирать те виды деятельности, которые совпадают только с его ценностными ориентациями.

     Существующие  теории досуга на Западе стремятся  дать различные классификации форм его проведения.

     Американские  ученые В. Мартин и С. Шасон подразделяют занятия, осуществляемые на досуге, на две группы: одна включает занятия, требующие значительных затрат времени (чтение, просмотр и прослушивание программ телевидения и радио, садоводство, поделки и рукоделие, общение с семьей и друзьями, посещение музеев, прогулки, плавание), а другая — занятия, требующие значительных денежных затрат (фотография, содержание домашних животных, потребление алкогольных напитков, посещение ресторанов, азартные игры, вино, гольф, театр, лыжи, путешествия).* 

     * Мартин В., Шасон С. Формы поведения  на досуге. Нью-Йорк, 1979. С. 28. 

     Как видим, в отношениях к различным  группам досуговых занятий экономические  возможности личности, имеют решающее значение.

     Немецкий  профессор Онашевский считает, что  «люди открыли для себя досуг как новое качественное измерение жизни, и социальный престиж состоит чаще всего не в том, кем работаешь, а каково личное поведение, личные контакты во время досуга».* 

     * Цит. По журналу «Гутен Таг». №7. 1983. С. 1. 

     Проблематика  досуга имеет и более широкий аспект. На наш взгляд, человек во время досуга не может быть полностью свободным, как в выборе того или иного действия, так и по отношению к обществу.

     Человек существует в определенной жизненной  среде, испытывает на себе ее влияние и, втягиваясь в ее круговорот, попадая в определенную социальную группу, сам начинает влиять на развитие этой среды. Именно эти взаимоотношения и порожденные ими проблемы развития личности и культурной среды являются центральными в организации досуга. Поэтому одно из направлений деятельности учреждений культуры в условиях досуга — развить в личности качества, позволяющие ей адаптироваться к социальной среде.

     Коммерческая  деятельность учреждений культуры на всех этапах работы по созданию культурной среды для человека определяется личностными, производственными и общественными целями специалистов и актива. Это направление деятельности учреждений культуры может стать научно обоснованным процессом, вытекающим из потребности в культурно-досуговой деятельности. В современных условиях культурная среда оказывается намного сложней той, которая была десять лет назад.

     Специалист  учреждения культуры для того, чтобы  иметь дело с этой средой, должен справиться с ее предметным содержанием. А коммерческая деятельность выступает как саморегулирующая система, сохраняющая свою целостность и качественную определенность благодаря господству над собственными свойствами. Ее самобытность выражается в предприимчивой активности, направленной на поддержание ее динамического равновесия в условиях внешней среды.

     Другим  направлением деятельности учреждений культуры является широкое и повсеместное использование каждым из них целевых  культурно-досуговых программ, ориентированных  на достижение определенных конечных результатов, обеспечивающих повышение уровня культуры населения. Учитывая, что достигнуть этого, помимо воли и желания людей, невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть отражены возможности коллектива учреждения культуры. В свою очередь, цели, закладываемые в культурно-досуговую программу, должны отражать реальные условия деятельности учреждений культуры.

     Одним из принципиальных условий решения  этого вопроса является сближение  экономического и внеэкономического  аспектов деятельности интеграция профессиональных работников культуры с населением. Это означает, что профессиональные работники культуры, изучая условия жизни и быта своих потенциальных посетителей, уровень их культуры, личные достоинства и недостатки, должны вовлекать их в работу по составлению, оценке и реализации программ, направляя последние на преодоление негативных проявлений культуры.

     Массовые  социологические опросы, проведенные  в последние годы, свидетельствуют  о снижении популярности учреждений культуры; их деятельностью не удовлетворены многие группы городских и сельских жителей. Увеличивается разрыв между предлагаемыми культурными услугами и спросом населения на конкретные формы досуговых занятий. Значительная часть студенческой, рабочей молодежи, школьников практически не поддерживают контакты с учреждениями культуры. Включение этих групп в культурную жизнь, освоение ценностей и образцов искусства происходит всецело в сфере неформального общения. В условиях широкого распространения в быту телевидения, технических средств записи и тиражирования художественной информации многие учреждения культуры все чаще оказываются на периферии культурной жизни.

     Качественное  преобразование структуры отношений  учреждений культуры и населения  при этом связывается с широким  распространением платных форм обслуживания посетителей. Экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры в создании культурной среды.

     Такое сложное, многогранное нововведение, как  принципы самофинансирования, расширение объемов платных услуг, создает значительные возможности изменить отношение населения к учреждениям культуры. Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воздействия учреждения культуры становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере досуга как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы выбора услуг. Поэтому включение коммерческой деятельности в учреждениях культуры требует точной оценки их возможностей.

     В условиях возрастающей дифференциации населения по получаемым доходам, динамичного  формирования многообразных социокультурных  групп, включение личности в культурно-досуговую  деятельность выступает важным показателем  принадлежности человека к сословию. Происходит переоценка ценностно-значимого образа учреждений культуры с точки зрения состава аудитории. Оно теряет значимую часть аудитории, ценящей значение культурно-досуговой деятельности, предпочитающей потреблять не высококачественные образцы искусства, а низкопробные атрибуты.

     Сокращение  диапазона контактов с населением побуждает учреждения культуры расширять  спектр деятельности, организовывать многочисленные новые, неизвестные  варианты клубов по интересам. Это, в  свою очередь, заставляет учреждения культуры искать пути расширения их аудитории и устанавливать связи с новыми социокультурными группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, или перестраивать отношения с группами, обращавшимися к учреждениям культуры.

     Реальное содержание деятельности учреждений культуры делает возможным расширение их аудитории за счет высокодоходных социокультурных групп населения, мотивационный спектр которых состоит, в основном, из ориентации на развлекательные формы досуга. Получение утилитарных навыков, полезных в бытовой сфере, а также новых услуг, которые могут быть платными от «первого» приобщения к навыкам профессиональной деятельности до получения компьютерной грамотности и овладения иностранным языком или техникой резьбы по дереву, позволяет учреждениям культуры сосредоточить свои усилия в любом направлении.

Информация о работе Основные направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка