Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:53, реферат
Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает её абсолютом. Космос по гречески-это не только мир,Вселенная,но и украшение,порядок,мировое целое,противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.И если вся окружающая природа прекрасна,то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства.Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве- красота, мера, гармония.
Народное
собрание выбирало должностных лиц,
решало вопросы о войне, мире и
договорах с другими
Но
народное собрание не было постоянно
действующим органом власти. Для
повседневного руководства
.
На каждый день, когда происходило собрание, избирался его председатель — эпистат, который принимал послов, хранил государственную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.
Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался в гелиее (суде присяжных, которые избирались по жребию на один год), при этом выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не является ли он вредным для республики. Бели признавалось последнее, то автора его штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям.
После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.
При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее.
«Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугом в ребро двинул мастера копейного» — так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан. Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.
Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон» — черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который, по его мнению, стремится к захвату власти — тирании. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.
Кроме участия в народном собрании простые люди могли избираться на различные государственные должности. Вождем афинской демократии в это время был Перикл. В течение 15 лет (445—430 гг. до н. э.) его избирали первым стратегом государства. При Перикле ввели оплату некоторых государственных должностей, для того чтобы ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избраны, могли отрываться от своей работы без особого ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым.
Больше всего в человеке ценилась любовь к отечеству. Отдать за него жизнь считалось высшей доблестью. Юноши, достигнувшие 18 лет, торжественно приносили присягу в том, что они всеми силами будут способствовать укреплению своего отечества.
Обычно обеспеченные афинские граждане (мужчины) много времени проводили вне дома: посещали общественные учреждения, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, борьба), беседовали на улицах, портиках и тенистых аллеях общественных садов и парков. Всюду обсуждались новости, спорили по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать «учителей мудрости», как называли философов.
Афиняне ценили искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Умение убеждать слушателей способствовало продвижению на государственные посты. Поэтому богатые люди не жалели денег на обучение своих сыновей ораторскому искусству. Непревзойденным оратором считался Перикл. Его политический противник говорил, что если, борясь с Периклом, он положил бы его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что он победил, то все слушатели поверили бы Периклу.
Особое внимание нужно уделить театру, который занимал
особое
место в жизни греков и во многом
не был похож на современный. В
Афинах театральные представления
происходили первоначально раз
в год (затем - дважды), во время праздника
бога Диониса (Великие Дионисии - праздник
начала весны, знаменовавший вместе с
тем открытие навигации после зимних ветров
[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра
до вечера шли спектакли, о которых затем
говорили в течение всего года. Театр в
отличие от хоровой лирики обращен ко
всему демосу, он более демократичен, он
служит трибуной, с которой обращаются
к демосу те, кто стремится убедить его
в правильности собственных идей и мыслей.
Не случайно своего наивысшего расцвета
театр в Vв. достиг в Афинах, наиболее демократическом
из полисов Эллады. Театр стал подлинным
воспитателем народа, он формировал взгляды
и убеждения свободных граждан Эллады.
Театр был общественным институтом, включенным
в систему полисных праздников. Театральное
зрелище было массовым, зрителями являлась
большая часть граждан, организация представлений
- одна из самых важных и почетных литургий;
со времени Перикла государство давало
беднейшим гражданам деньги для оплаты
билетов. Театральные представления носили
состязательный характер, ставились пьесы
нескольких авторов, и жюри, избранное
из граждан, определяло победителя.
ТРАГЕДИЯ
Античная традиция называет первым трагическим
поэтом Феспида и указывает на 534г. как
на дату первой постановки трагедии. Эти
ранние трагедии представляли скорее
одно из ответвлений хоровой лирики, чем
собственно драматические произведения.
Только на рубеже VI и Vвв. трагедия приобретает
свой классический облик.
В образах мифов греческая трагедия отразила
героическую борьбу народа с внешними
врагами, борьбу за политическое равенство
и социальную справедливость. Трагедия
нашла ярчайшее воплощение в творчестве
трех крупнейших афинских драматургов
- Эсхила, Софокла и Еврипида.
Расцвет греческой трагедии был блестящим,
но коротким. Буквально на протяжении
одного века трагедия возникла, достигла
своих вершин и склонилась к упадку. И
хотя в последующие века трагедия продолжала
существовать, она никогда более не занимала
того места в жизни греков, которое имела
в Vв., имена ее посредственных создателей
оказались почти забытыми, а произведения
трех великих трагиков стали предметом
изучения в школах и переписывались из
столетия в столетие.
КОМЕДИЯ
Рождение комедии как особого жанра, видимо,
связано с Сицилией, где протекала деятельность
Эпихарма, который первым стал активно
разрабатывать пародийно-мифологическую
и бытовую тематику в форме целостных
пьес. Античные авторы, однако, предпочитали
называть эти пьесы драмами, ибо в них
почти никакой роли не играл хор. Несколько
позднее появились комедии и в Афинах,
где официальное признание они получили
позднее, чем трагедии: на Великих Дионисиях
комедии стали ставиться в 488-486гг., а на
Ленеях - около 448г.
»Древняя аттическая комедия представляет
собой нечто исключительно своеобразное.
Архаические и грубые игры празднеств
плодородия причудливо сплетены в ней
с постановкой самых сложных социальных
и культурных проблем, стоявших перед
греческим обществом. Афинская демократия
подняла карнавальную вольность до ступени
серьезной общественной критики, сохранив
при этом неприкосновенными внешнии формы
обрядовой игры. [N.4,с.155]
Несмотря на признанное влияние Эпихарма,
аттическая комедия отличалась от сицилийской:
ее объект - не мифологическое прошлое,
а живая современность, злободневные вопросы
политической и культурной жизни полиса,
в ней чрезвычайно силен обличительный
пафос. В аттической комедии эта обличительная
тенденция обычно находит выражение в
издевке над конкретными лицами, часто
в очень грубой форме. Способом осмеяния
общественных явлений и граждан служит,
как правило, карикатура. Осмеиваемые
лица практически всегда подаются в грубо
карикатурном виде, автора комедии мало
волнует истинный облик героя. Наконец,
сюжет комедии носит нередко фантастический
характер. Бурная политическая жизнь Афин
давала обильный материал для развития
комедии. Наиболее выдающиеся ее представители
- Кратин, Евполид и Аристофан, но, к сожалению,
от произведений первых двух дошли только
фрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились
полностью лишь 11.
Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавали так называемые зрелищные деньги из государственных средств. Расходы на постановки спектаклей возлагались в виде общественной повинности на какого-нибудь богатого гражданина (хорега). За это его награждали бронзовым треножником и оказывали ему всяческие почести.
В Афинах кроме театральных, музыкальных состязаний происходили и гимнастические. Но, конечно, заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпийских играх.
При Перикле Афины украсились зданиями и скульптурами замечательной красоты. Заново был построен Акрополь, возвышавшийся над городом. В центре Акрополя был воздвигнут из белого мрамора храм богини Афины — Парфенон. В храме возвышалась статуя Афины из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым скульптором Афин Фидием. Храм в честь легендарного героя Афин Эрехтея — Эрехтейон был знаменит своим портиком, где вместо колонн крышу поддерживали фигуры девушек — кариатиды. Небольшой храм богини победы Ники был легким и нарядным. Поражала красотой и торжественностью колоннада входа на Акрополь — Пропилеи. Все постройки Акрополя восхищали совершенством пропорций и красотой. Белый мрамор зданий четко вырисовывался на фоне яркого южного неба и синеющих гор. Постройки афинян воплощали греческий идеал красоты — ясной, спокойной, гармоничной. Нам понятны восторженные отзывы древних писателей об Афинах. «Неподражаемые по прелести очертания», — писал один из них о храме и статуях. «Акрополь казался обителью богов», — заявлял другой. Красота Афин вызывала у афинских граждан чувство уверенности в могуществе своего государства и гордости за него.
Однако нельзя забывать, что Афинское государство представляло собой демократию рабовладельческую, а его блестящее для своего времени развитие стало возможным благодаря , эксплуатации рабов. Большинство свободного населения составляла беднота — ремесленники, крестьяне, рыбаки, гребцы и т. д. Трудовой люд не имел возможности полностью использовать свое право участвовать в управлении государством: для этого нужно было иметь средства и свободное время. Введение оплаты некоторых государственных должностей не изменило положения: богатые и влиятельные люди имели значительно больше доступа к власти. Кроме того, нужно помнить, что афинский народ, т. е. полноправные граждане, составлял меньшинство населения Аттики. Ни метеки — чужеземцы, ни женщины, не говоря уже о рабах, не могли принимать никакого участия в общественно-политической жизни.
«Греческое чудо» и его влияние на мировую
культуру.
... Без того фундамента, который
был заложен Грецией и Римом, не было бы
и современной Европы. Это одна из причин,
заставляющих нас снова и снова возвращаться
к философии, науке и культуре, как и во
многих других областях, к достижениям
того маленького народа, универсальная
одаренность и деятельность которого
обеспечили ему в истории развития человечества
место, на какое не может претендовать
ни один другой народ - так писал более
сто лет назад Фридрих Энгельс.
Эллинизм оставил глубочайший след
в развитии человечества, оказав большое
влияние на всю мировую культуру, а античная
Эллада по праву считается колыбелью европейской
цивилизации. Греки вошли в новую историю
как обычный народ, не игравший заметной
политической роли, но после микенских
раскопок Шлимана мир вдруг открыл для
себя древнюю эпоху величия Греции, удивился
и восхищенно преклонился перед ней.
Около пяти тысячелетий назад на юге
Балканского полуострова и окружающих
его островов в восточном Средиземноморье
зародилась культура, которой суждено
было сыграть величайщую роль в истории
человечества, - культура древних эллинов,
народа - единственного в своем роде, творца
такого уникального феномена, которым
является греческое чудо.
Казалось бы, Греция в прошлом не отличалась
от своих соседей ни особой политической
ролью, ни какими-либо исключительными
природными условиями. Однако, именно
здесь культура достигла такого расцвета,
который долгие тысячелетия считался
недосягаемым и даже не превзойденным.
Греки первыми в мире поставили вопрос
об образе жизни. Афинская демократия,
основанная в те далекие времена, и ныне
служит образцом для всякого, кто задумывается
о равноправии и свободе каждого гражданина,
а город Афины заслужил называться исторической
столицей Европы. Эта демократия и свобода
личности послужили импульсом такого
мощного интеллектуального взрыва со
своим необычайным числом гениев, какой
имел место в V-VI веках до нашей эры.
Афинская демократия до сих пор остается формой правления, не имеющей себе равных по масштабам наделения властью народа. Дошедшие до нас образцы художественного творчества - скульптура, архитектура, зодчество, росписи, керамика, поэзия, драматургия, лирика, а также мифы и сказания Античной Эллады - принадлежат к высочайшим, поистине бесценным творениям человечества. Великие Сократ, Платон и Аристотель сформулировали современный европейский образ мышления. У истоков мировой литературы стоит великий Гомер со своими бессмертными поэмами «Илиадой» и «Одиссеей».
Еще до нашей эры Южная Италия и Сицилия, заселенные в основном греками, до завоевания их Римом составляли Великую Грецию. До сих пор южные итальянцы внешне больше похожи на греков, чем на своих северных соотечественников. На Сицилии впервые возникла организация для защиты населения, впоследствии превратившаяся во всемирно известную сицилийскую мафию. В 1989 году были арестованы ее последние отцы-основатели - братья Греко, фамилия которых сама за себя говорит.
Весь
мир, кроме арабских стран, Китая, Кореи,
Японии и еще нескольких государств,
пользуется алфавитами, возникшими на
основе греческого. Латиница - также является
производным греческого письма и была
завезена в древности в Южную Италию с
греческих островов, откуда и получила
свое дальнейшее распространение.
В период великой греческой колонизации
VIII-VI веков до нашей эры пытливые жители
Эллады заселили все побережья Средиземного
и Черного морей. Они принесли сюда свою
высокую цивилизацию, оказавшую большое
влияние на развитие культуры коренного
населения. Bскоре здесь зашумели десятки
греческих городов, многие из которых
сохранились до наших дней, такие, как
Калиполи (Барселона), Аликанте, Марсель,
Ницца, Антиб,Алерия, Неаполь, Сиракузы,
Мессина, Катания Таранто, Бриндзи, Анкона,
Киренея, Триполи, Милет, Измир, Анталия,
Эфес на Средиземном море и Синоп, Самсунт,
Керасунт, Трапезунт, Триполи (Терибол),
Сурмена, Анапа, Пантикапей(Керчь), Феодосия,
Евпатория, Варна , Бургас, Диаскурия(Сухуми),
Фазис (Поти) на Черном.
Политические
традиции Афин, заложенные великим
Солоном, и открытая культура получили
широкое распространение по мере
того, как ее уникально привлекательные
черты были воспроизведены в этих ста
пятидесяти афинских колониях по берегам
этих морей и в Азии до Индии.
Греция подарила миру Олимпийские
игры с их прекрасными принципами олимпизма.
Эти соревнования, возрожденные в наше
время, последние сто лет каждые четыре
года являются знаменательными событиями
и приковывают к себе внимание более миллиарда
людей на Земле, а зажженный в Греции в
местечке Олимпия, огонь переносится через
многие страны к месту проведения игр.
И как уважение к основателям Олимпийских
игр, первой на параде открытия идет команда
Греции под греческим флагом, и первым
звучит греческий гимн.
Походы Александра Македонского резко
изменили Восток - из соединения и взаимодействия
черт греческого и ближневосточного образов
жизни возникла культура эллинизма, распространившаяся
вскоре на весь известный в ту пору мир
и сыгравшая большую роль в истории этих
стран, и, кроме того, греками здесь были
построены более семидесяти городов, многие
из которых существуют и процветают до
наших дней.
Интересно, что во время персидского
и индийского походов малочисленное войско
Александра легко разбивало значительно
превосходящие силы своих противников.
Этому способствовало и то, что греческие
воины прекрасно владели приемами своей
олимпийской борьбы - панкратиона, в которой
разрешалась любая тактика и приемы, кроме
укусов. Как сообщают древние китайские
и японские источники, приемы этой борьбы
через Индию проникли в Китай и Японию,
где легли в основу известных восточных
единоборств.
Да и на буддизм значительное влияние
оказала древнегреческая религия. Кроме
того, до сих пор в Восточных странах живут
люди, считающие себя эллинами - потомками
воинов Александра, сохраняющие еще древнегреческие
традиции и очень гордящиеся своим греческим
происхождением, это нахурцы Туркмении
и Ирана, патанцы (пуштуны) Афганистана,
памирцы Таджикистана, а в высоко в Гималайских
горах Пакистана и Индии - каласцы.
Почти полтора столетия в III-II веках
до нашей эры на территории теперешних
Афганистана и Пакистана, северо-западе
Индии и центре Средней Азии существовало
грекоговорящее Греко-Бактрийское царство,
а также несколько Греко-Индийских царств.
(Известный российский археолог Виктор
Сарианиди в ходе своих исследований и
проводимых им раскопок еще раз убедительно
подтвердил этот факт). А на востоке Китая
в огромной провинции Юнань (Юнанистан
– так в Азии называют Грецию от Ионии)
найденные древнегреческие памятники
позволяют говорить и об элементах греко-китайской
культуре.