Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:53, реферат
Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает её абсолютом. Космос по гречески-это не только мир,Вселенная,но и украшение,порядок,мировое целое,противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.И если вся окружающая природа прекрасна,то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства.Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве- красота, мера, гармония.
Прежде
всего античная культура космологична.
Космос выступает её абсолютом. Космос
по гречески-это не только мир,Вселенная,но
и украшение,порядок,мировое
Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в её основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определённость, ограниченность и единство в многообразии.
Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определённого. Она едина и неделима, она-характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в филосовскую, политическую, эстетическую, и этическую культуру, представляя собой одну из основных её категорий.
Природа Греции сама осуществляет меру-в ней нет ничего громадного. Всё обозримо и понятно.Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчётливых формах. Грек не угнетён безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе-полисе.
Человек привыкший к таким ясным, конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония-единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Античная культура-это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить всё, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда-наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом.Но тело совершенное и прекрасное, само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса-калокагатия. Прекрасная (калос) и хороший, добрый (агатос) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причём приоритет явно принадлежит второму. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием.Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени-«гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз»-все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счёта, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.
Таким образом, уже космологизм греческой культуры предпологал антропоцентризм. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения:
«Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно всё это поняв, человек, веселись беззаботно. И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы всё я оставлю судьбе»(Греческая эпиграмма).
Античный грек всегда высоко ценил эти рекомендации. Он был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир.Антигона, одна из самых популярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь. Ахилл, герой Троянской войны, уже провозглашённый царём над умершими.
Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.
Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский,чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперёд, полные уверенности в победе над презренным противником.
Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослеплённые красотой, оправдали её.
Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия-«скульптурны и осязательны». Пластично всё греческое искусство-архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживлённых рельефов, маска актёра служила символом изображаемого им характера. И сам актёр представлял собой живую статую.
Человек и его качества служили критерием определения даже таких, казалось бы, далёких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена-с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины-физически сильного, твёрдо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками- волютами, аккуратными и симметричными, как причёска гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана в подражание девичьей грации.
Однако следует заметить, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком- для этого составляющие храма очень велики, здание предполагало героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.
Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры, как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные- поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.
Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. До н.э. было на мраморной доске записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние-храмы, сокровищницы, стадион, ипподром, возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского(5 в. до н. э.) находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. Древние авторы писали, что, взглянув на неё, человек чувствовал, как светлеет и успокаивается его душа. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь. Но съезжались сюда не только ради состязаний,здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и учёные выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала-праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия – роща, посвящённая афинскому герою Академу, прославилась и тем , что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов – бег с факелами.
Позднее к Олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам- «аретэ» и моральное право властвования над людьми.
В греческом агоне берёт своё начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» озночало «быть убедительным». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. В греческом агоне обосновывалось право существования различных филосовских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия – любовь к мудрости – формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства- мастерства – «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.
Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание ещё на одну черту – греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины «по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево» - венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.
Широкую известность получают и Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней, и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.
Культура античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная - искусство
Когда смотришь на историческую карту древнего мира и сравниваешь громадные размеры персидской державы с небольшой территорией Греции, то кажется невероятным, что в борьбе этих двух стран, продолжавшейся всю первую половину V в. до н. э., Греция вышла победительницей
Основную роль в победе греков над персами сыграло Афинское государство. Афиняне, создав сильный флот из трехпалубных кораблей (триер) с таранами на носу, нанесли противнику ряд сокрушительных ударов на море. На суше греческие фаланги, выступая сомкнутым строем хорошо обученных воинов, одержали победы над многочисленным противником. Основную массу персидского войска составляли воины из порабощенных племен и народов. Персидские военачальники пускали в ход бичи, чтобы заставить воинов идти в бой. А греки героически отстаивали свою родную землю. Греческий историк Геродот справедливо называл Афины спасителями Эллады.
После победы над персами наступает самый блестящий период в истории Афин. Афины превращаются в могущественную морскую державу с высокоразвитыми ремеслами, кораблестроением и торговлей. Много свободных и рабов из пленных работали в мастерских, рудниках, на строительстве, во флоте.
После окончания войны источником обогащения афинской казны стал морской союз греческих городов, организованный Афинами для борьбы с Персией на море. Денежные взносы союзников на постройку военных кораблей афиняне стали расходовать на нужды своего государства.
V век
до н. э. называют «золотым веком»
в истории Афин. В это время Афины обогатили
мировую культуру такими ценностями, которые,
по словам афинского историка, достойны
быть «предметом удивления для современников
и для потомков».
.
«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т. е. власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.
Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках.