Организация охраны культурного наследия на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации
Оценка современного состояния объектов культурного наследия
Роль законодательных и экономических аспектов
Роль экологических факторов
Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия
Государственная политика в сфере охраны культурного наследия
Всероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»
Основные современные методы сохранения памятников
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Работа содержит 1 файл

Организация охраны культурного наследия на современном этапе.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

3.3. Основные современные  методы сохранения  памятников

    Приватизация  памятников архитектуры и истории  частными лицами – практически решенный вопрос, за который ратуют деятели культуры. По их мнению, только это может спасти культурное наследие России.

    Надо  отметить, что за рубежом передача памятников истории и культуры в  частную собственность – вполне обычное явление. Например, в Чехии тот, кто владел собственностью (предположим, замком) до 1945 года, может получить его обратно, а затем продать или отдать в ренту. Те же, что остаются у государства, выставляются на специальные аукционы. Во Франции владельцы памятников должны содержать их в соответствии с исторической эпохой и платят довольно большие налоги, если не используют его для проведения экскурсий. Соответственно, и в России идея продажи памятников культуры будоражит умы наших чиновников уже не первый год. Главным ее двигателем долгое время был прежний министр культуры Михаил Швыдкой, который подчеркивал необходимость таких перемен на прошлогоднем Госсовете по культуре. Тогда же, кстати, его поддержал и Юрий Лужков, заявивший, что памятники надо отдавать тем, кто может их восстановить. Однако только сейчас их идея стала реальностью. Деятели культуры считают, что приватизация памятников культуры была бы вполне своевременной: пока еще есть, что продавать.

    «Петербургская  стратегия сохранения культурного  наследия» разработана Комитетом по государственному использованию и охране памятников. Стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга (Приложение В). Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой “сохранение через развитие, развитие через сохранение”[16].

      «Стратегия сохранения наследия»  носит универсальный характер. Она  раскрывает проблемы охраны реставрации  и использования памятников, ансамблей,  городской среды, а также реконструкцию и новое строительство в исторических районах города. Она строится на основе сбалансированных интересов между требованиями общественности по охране исторической среды и необходимостью экономической деятельности в центре города. Сегодня в Санкт-Петербурге под государственной охраной находятся около восьми тысяч памятников. Более семи тысяч из них нуждаются в срочных ремонтно-реставрационных работах. В границах объединенных охранных зон действуют особые режимы градостроительной и хозяйственной деятельности. Особенно строгие ограничения, включая полный запрет нового строительства, действуют на территории исторического центра. «Считаю, что охранные режимы должны войти в «Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга, обеспечивая сохранение исторической застройки и меру допустимых преобразований», - подчеркивает губернатор. 

    «Петербургская  стратегия сохранения культурного  наследия» также включает в себя Угрозы и риски физической утраты (разрушения) архитектурного  
наследия Санкт-Петербурга, меры и методы противодействия разрушительным явлениям, меры по реставрации, консервации и воссозданию памятников архитектуры, практические меры по сохранению объектов культурного наследия и Основные положения городской реставрационной программы “Фасады Петербурга” (2005–2006 гг.).

    В ходе обсуждения документа В.И. Матвиенко  также останавливалась на противоречиях  с федеральным центром по вопросу  сохранения памятников. Многие из них  находятся в федеральной собственности. Однако федеральное Правительство не всегда на должном уровне решает вопросы их реставрации и сохранения. В то же время по существующему законодательству из бюджета Санкт-Петербурга нельзя финансировать их реставрацию. Губернатор заявляет, что на федеральном уровне нужно решить этот вопрос.

    Многие  государственные деятели одобряют подобную инициативу. Так как многие памятники истории и культуры находятся в плачевном состоянии, поэтому желающим хоть как-то продлить их существование нужно идти навстречу. Однако специалисты говорят о  том, что необходим жесткий контроль над процедурой приватизации. Выходом из этой ситуации могут также стать торги, на которые можно выставлять здания. Это поможет соблюсти и коммерческие интересы, и государственные.

    Остается, правда, один «небольшой» вопрос. Дело в том, что сама по себе приватизация памятников разрешена еще в 1994 году. И сейчас все упирается в давнишнее противостояние федеральных властей с региональными, которые никак не могут разделить памятники. Между тем, если в столице и Петербурге найти желающих будет довольно легко, с поиском покупателей на культурное наследие регионов будет тяжелее. «Сегодня значительная часть памятников в малых городах, на периферии может вообще не привлечь внимания собственников, – сказал директор Государственного исторического музея Александр Шкурко. – И окончательная выгода этой инициативы будет ограничена коммерчески привлекательными зданиями». И чем дольше будет длиться этот «раздел», тем меньше будет желающих купить приходящий в полную негодность особняк, находящийся к тому же в глуши[18].

    Тем временем, 22 апреля администрация Санкт-Петербурга и НК «ЛУКОЙЛ» подписали соглашение, в рамках которого нефтяная компания вложит 30 миллионов долларов в реконструкцию  дворца на Английской набережной и  получит его в аренду сроком на 49 лет. При этом само здание будет передано на «общественные нужды». Правда, реставрацию начнут только после внесения соответствующих поправок, которые, несомненно, заинтересуют крупные компании и российских олигархов. Например, предполагается, что приватизация будет проходить на льготных для потенциальных покупателей условиях – вполцены. За это владелец должен будет за счет собственных средств провести ремонт здания и поддерживать его состояние, а также регулярно открывать его для посетителей.

    Сфера охраны памятников испытала на себе все «плюсы» и «минусы» рыночной экономики последних десятилетий. В связи с отсутствием у государства денег на финансирование сохранения памятников истории и культуры, весьма актуальным становится вопрос о приватизации объектов культурного наследия, наиболее активно эту проблему пытаются решить в Санкт-Петербурге.

3.4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

     Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г. на свою 17-ю сессию, констатируя, что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более опасными, вредоносными и разрушительными явлениями, принимая во внимание, что:

- повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды представляют собой пагубное обеднение достояния всех народов мира;

- охрана этого наследия на национальном уровне часто бывает недостаточной в связи с объемом средств, которых она требует, и недостаточностью экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите, напоминая, что в Уставе Организации предусматривается, что она помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций, считая, что существующие международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и природных ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов мира сохранение уникальных и незаменимых ценностей независимо от того, какому народу они принадлежат;

- некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес, что требует их сохранения как части всемирного наследия всего человечества;

- в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые им угрожают, все международное сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия, предоставляя коллективное содействие, которое, не заменяя деятельности заинтересованного государства, на территории которого находится ценность, ее эффективно дополнит;

- с этой целью необходимо принять новые договорные положения, устанавливающие эффективную систему коллективной охраны памятников выдающегося универсального, культурного и природного значения, организованную на постоянной основе в соответствии с современными научными методами, решив на своей 16-й сессии, что этот вопрос явится предметом Международной конвенции, приняла сего, 16 ноября 1972 года настоящую Конвенцию (Приложение 7,8). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков  – в этот период формировалось  охранное законодательство, создавалась  государственная охранительная  система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

    Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области  охраны объектов старины, решение которых  невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем – приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон – один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранительной политики.

    Современные российские города меняют свой облик  – строятся новые дома, оформляются  площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При  этом нередко игнорируются особенности  архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.

    Культурное  и природное наследие России активно  вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.

    Современные отечественные исследования разрабатывают  новые методические подходы к  охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

    Российское  культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального  достояния и в стране будет  создано действенное охранное законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Закон РСФСР  от 15.12.78 года «Об охране и использовании  памятников истории и культуры» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978 г., N 51, ст.1387) (с изменениями на 18 января 1985 года)
  2. Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России – Томск, 1999 г.
  3. Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений – М., 2004 г.
  4. Охрана исторических и культурных памятников (Сборник документов) / Сост. Г.Г. Анисимов – М., «Советская Россия», 1973 г.
  5. Охрана культурного наследия в России. XVII – XX вв: Хрестоматия – М., 2000 г.
  6. Охрана памятников и вопросы истории русской архитектуры (Сборник статей) / Сост. М.П. Тублин и А.Г. Раскин – М., «Советская Россия», 1974 г.
  7. Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII – XX вв.: Сборник документов – М., 1978 г.
  8. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России – М.: «Дрофа», 2005 г.
  9. Постановление Совета министров СССР №865 от 16 сентября 1982 г. «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры»
  10. Указ Президента РФ от 12 июня 1993 г. №1904 “О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ”
  11. Федеральный закон № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
  12. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры – М., 1990 г.
  13. http://culture.mincult.ru - Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
 
  1. http://evarussia.ru - сборник правовых актов Совета  Европы о сохранении культурного  наследия
  2. http://government.ru - Правительство РФ
  3. http://gov.spb.ru - Правительство г. Санкт - Петербург
  4. http://www.ntrust.ru   
  5. http://programs-gov.ru

Информация о работе Организация охраны культурного наследия на современном этапе