Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа
Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации
Оценка современного состояния объектов культурного наследия
Роль законодательных и экономических аспектов
Роль экологических факторов
Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия
Государственная политика в сфере охраны культурного наследия
Всероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»
Основные современные методы сохранения памятников
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
–
кадровое обеспечение и финансирование
работ по систематическому контролю
состояния объектов культурного
наследия.
Глава 3. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.
Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.
Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х – 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.
На протяжении 1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 № 33 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры" система государственной охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию и реставрации памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской Федерации (Приложение Г). Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ.
Необходимо отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.
Между
тем, создание такого органа не противоречит
идее жесткого разграничения
В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.
Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны. Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых – историков, архитекторов, реставраторов – ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия.
Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" общественные и религиозные организации вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Созданная в 1965 году Всероссийская общественная организация ’Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" (ВООПиК), стала первой неправительственной структурой в сфере сохранения наследия, объединив в своих рядах не только краеведов-любителей, но, прежде всего, специалистов: архитекторов, историков, искусствоведов, музейных и архивных работников, реставраторов, инженеров-технологов, археологов[8].
В последние годы наблюдается заметное оживление работы Центрального совета Общества и его отделений, осуществляющих свою деятельность на значительной территории Российской Федерации. Начался процесс возрождения закрывшихся в связи с финансовыми трудностями отделений. Вновь создаются городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения.
При Центральном совете и региональных отделениях работу по различным направлениям сохранения материального и духовного наследия ведут около 200 секций и комиссий.
Так, в 2004 году, высококвалифицированными специалистами градостроительной и реставрационной секций Центрального совета оказывалась научно-консультативная помощь, проводилось рецензирование документации, а также подготовка экспертных заключений по проектам памятников истории и культуры, расположенных в Москве, Московской, Брянской, Астраханской, Новгородской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Калужской и др. областях.
Проводились заседания, на которых рассматривались проекты зон охраны исторических городов, ансамблей садово-паркового искусства, проекты реконструкции, реставрации.
Члены
секций в течение года уделяли
особое внимание проблемам сохранения
памятников советского периода (в том
числе станций Московского
Изменение
экономической ситуации в стране,
появление на строительном рынке
огромного числа частных
Региональные отделения ВООПиК занимают довольно прочное положение в своих регионах и активно участвуют в реализации культурной политики, проводимой органами государственной власти. Среди наиболее действенных отделений можно отметить Ставропольское, Краснодарское и Приморское краевые отделения, Саратовское, Ярославское, Орловское областные отделения, отделения республик Удмуртии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии и другие.
Ярославское
городское отделение совместно
с Главным управлением
Орловское
областное отделение уделяет
особое внимание краеведческой деятельности.
Готовится создание межведомственного
редакционного и
Пермское
областное отделение обратилось
в администрацию города Перми
с просьбой о включении в список
выдающихся деятелей края писателя М.А.
Осоргина и установлении ему памятника.
Проводя работу по программе «Пермский
некрополь», отделение получило грант
городского конкурса. По заказу администрации
города реализуется проект пятого городского
конкурса «Общественные инициативы».
Саратовское областное отделение выпустило
буклет «Правила использования памятников
истории и культуры в соответствии в действующим
законодательством» (для руководителей
организаций, в ведении которых находятся
памятники истории и культуры).
В 2004 году Центральный совет ВООПиК провел большую аналитическую работу и подготовил справку к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, посвященного развитию туризма в Российской Федерации в целях содействия сохранению и развитию исторического, архитектурного, культурного наследия. По степени значимости и остроты этот вопрос может стать в ближайшее время одним из ведущих в группе социальных проблем страны. Развитие туризма в исторических городах является фактором сохранения и возрождения историко-культурного и природного наследия российских регионов, стимулирования социальной политики и развития местной экономики.
29
сентября 2004 г. прошла коллегия
Министерства культуры и
6
декабря 2004 г. состоялись, организованные
Комитетом по собственности совместно
с Комитетом по культуре Государственной
Думы, парламентские слушания на тему
«Законодательное обеспечение разграничения
и приватизации памятников истории и культуры
как путь сохранения культурного наследия
России».
В ходе парламентских слушаний обсуждена
ситуация, сложившаяся в области использования
и сохранения памятников истории и культуры,
выявлены проблемы и трудности, оценена
целесообразность приватизации памятников
истории и культуры и пути законодательного
обеспечения процессов разграничения
и приватизации памятников государственного
значения.
По
мнению ВООПИиК, мораторий на приватизацию
объектов культурного наследия федерального
значения нельзя отменять до принятия
соответствующего федерального закона,
регламентирующего порядок разграничения
объектов культурного наследия, находящихся
в государственной собственности, на федеральную
собственность, собственность субъектов
Российской Федерации и муниципальную
собственность.
ВООПиК, по официальной просьбе Счетной
Палаты Российской Федерации, принимал
участие в проверке состояния памятников
истории и культуры г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
Обществом были подготовлены экспертные
заключения о состоянии объектов культурного
наследия указанных субъектов Российской
Федерации.
Подводя
итог деятельности этого общества,
можно подчеркнуть его
Информация о работе Организация охраны культурного наследия на современном этапе