Аристотель
делит все речи на три вида: совещательные,
судебные и эпидиктические (торжественные).
Особенно
распространенным жанром в древности
были судебные речи. В жизни древнего
грека суд занимал очень большое
место, но весьма мало походил на современный.
Института прокуроров не существовало,
обвинителем мог выступить каждый. Обвиняемый
защищался сам: выступая перед судьями,
он стремился не столько убедить их в своей
невиновности, сколько разжалобить, привлечь
их симпатии на свою сторону
Горгий - Крупнейшим
теоретиком и учителем красноречия в V
веке до н. э. был Горгий из сицилийского
города Леонтины. Олимпии он обратился
к собравшимся с призывом к единодушию
в борьбе против варваров. Олимпийская
речь Горгия надолго прославила его имя
(ему была поставлена статуя в Олимпии,
база которой найдена в прошлом веке во
время археологических раскопок). Горгий
писал свои речи на аттическом диалекте,
что служит ярким свидетельством возросшей
роли Афин в литературной жизни древней
Эллады. Горгий был одним из первых ораторов
нового типа — не только практиком, но
и теоретиком красноречия.
Самым выдающимся
афинским оратором классической эпохи
в области судебного красноречия
был, несомненно, Лисий. Первой судебной
речью, произнесенной Лисием, была речь
против одного из тридцати тиранов, виновного
в смерти его брата. В дальнейшем он писал
речи и для других лиц, сделав это своей
главной профессией. Всего ему приписывалось
в древности до 400 речей, но до нас дошло
только 34. Лисий заложил основу жанра судебной
речи, создав своеобразный эталон стиля,
композиции и самой аргументации — последующие
поколения ораторов во многом ему следовали
Время, наступившее
после падения свободной полисной
Греции, принято называть эпохой эллинизма.
Политическому красноречию оставалось
все меньше места в общественной После
поражения войск ахейского союза в 146 году
до н. э., которое нанес ему римский полководец
Муммий, Греция становится провинцией
Римской средиземноморской державы: с
27 года до н. э. эта провинция получает
название Ахайя.жизни, интерес к содержанию
речей уступал место интересу к форме. В
условиях утраты греками политической
свободы ораторское искусство обратилось
к единственно возможному в тех условиях
жанру, а именно к эпидиктическому, торжественному.
Перед оратором ставилась задача — экспромтом,
без подготовки, прославить героическое
прошлое Эллады или героя древнего мифа,
произнести похвальное слово великому
оратору, политическому деятелю прошлого
или даже самому Гомеру. Можно отметить
два периода расцвета красноречия в эпоху
Римской империи. Первый период имел место
во 2 веке н. э. бывшем временем стабилизации
и связанного с ней экономического и культурного
подъема. Второй период относится к IV веку
и совпадает с временем последней схватки
«языческой» культуры с наступающим христианством.
Дион Хрисостом
(«Златоуст» — ок. 40—120 гг. н. э.) был
родом из Малой Азии, но молодые
и зрелые годы провел в Риме. При
отличавшемся подозрительностью императоре
Домициане (81—96 гг.) оратор был обвинен
в неблагонамеренности и удалился
в изгнание. Долгое время он провел
в странствиях, добывая себе средства
к существованию физическим трудом. Когда
Домициан пал жертвой заговора, Дион вновь
стал уважаем, богат и знаменит, по по-прежнему
продолжал свои путешествия по всей громадной
Римской империи, никогда подолгу не останавливаясь
в одном месте. Дион принадлежал к типу
ораторов, которые сочетали в себе талант
художника с эрудицией мыслителя, философа,
знатока наук. он с презрением относился
к напыщенной болтовне уличных ораторов,
готовых говорить о чем угодно и прославлять
кого угодно («Проклятые софисты» — так
именует их Дион в одной из речей). Многие
из речей Диона посвящены литературе и
искусству — среди них «Олимпийская речь»,
прославляющая скульптора, создавшего
знаменитую статую Зевса, и парадоксальная
«Троянская речь», в шутку как бы выворачивающая
наизнанку миф о Троянской войне, воспетой
Гомером, любимым писателем Диона