Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:06, реферат
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.
1. Введение
2. Ораторское искусство древней Греции
2.1. Горгий
2.2. Лисий
2.3. Исократ
2.4. Демосфен
2.5. Эсхин
3. Эпоха эллинизма
3.1. Дион Хрисостом
3.2. Элий Аристид
3.3. Либаний
3.4. Фемистий и Гимерий
4. Заключение
5. Список литературы
Эсхин
Политическим антиподом Демосфена был оратор Эсхин (389—314 гг.), стоявший на противоположных политических позициях. Из трех дошедших до нас речей Эсхина две произнесены в тех же процессах, что и речи Демосфена, — «О преступном посольстве» и «О венке». Таким образом, мы можем сравнить две точки зрения на одни и те же события, сопровождаемые соответствующей аргументацией. Эсхин в 346 году участвовал в том посольстве к царю Филиппу, которое заключило Фплократов мир. Он был обвинен в том, что предал афинские интересы, действуя в пользу Филиппа, но ему удалось отвести своего главного обвинителя, Тимарха, как человека безнравственного. После поражения при Херонее, когда оратор Ктесифонт предложил наградить Демосфена венком, Эсхин выступил против этого, в пространной речи обвинив Демосфена в том, что его политическая деятельность оказалась пагубной для государства. Но отпор Демосфена был сокрушителен, и Эсхину не удалось собрать и пятой части голосов судей. Проиграв процесс, он потерял право выступать в Народном собрании и вынужден был удалиться в изгнание на остров Родос, где открыл ораторскую школу. Рассказывали, будто родосцы однажды попросили оратора повторить его последнюю речь. Эсхин повторил перед ними речь «О венке». Восхищенные слушатели спросили: «Как же ты после такой речи оказался в изгнании?» Эсхин ответил: «Если бы вы услышали, что говорил Демосфен, то вы бы об этом не спрашивали».
3. Эпоха эллинизма
Время,
наступившее после падения
Дион Хрисостом
Дион Хрисостом («Златоуст» — ок. 40—120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. При отличавшемся подозрительностью императоре Домициане (81—96 гг.) оратор был обвинен в неблагонамеренности и удалился в изгнание. Долгое время он провел в странствиях, добывая себе средства к существованию физическим трудом. Когда Домициан пал жертвой заговора, Дион вновь стал уважаем, богат и знаменит, по по-прежнему продолжал свои путешествия по всей громадной Римской империи, никогда подолгу не останавливаясь в одном месте. Дион принадлежал к типу ораторов, которые сочетали в себе талант художника с эрудицией мыслителя, философа, знатока наук. Углубленно занимаясь свободными искусствами, особенно литературой, он с презрением относился к напыщенной болтовне уличных ораторов, готовых говорить о чем угодно и прославлять кого угодно («Проклятые софисты» — так именует их Дион в одной из речей). По философским взглядам он был эклектиком, тяготея к стоикам и киникам. Некоторые из его речей даже напоминают кинические диатрибы, действующим лицом в них выступает знаменитый своими эксцентрическими выходками философ Диоген. Здесь налицо сходство с Платоном, в диалогах которого постоянным персонажем является его учитель Сократ. Герой речей Диона подвергает уничтожающей критике устои общественной, политической и культурной жизни, показывает суетность и тщетность человеческих устремлений, демонстрируя совершенное невежество людей в отношении того, что есть зло и что — благо. Многие из речей Диона посвящены литературе и искусству — среди них «Олимпийская речь», прославляющая скульптора, создавшего знаменитую статую Зевса, и парадоксальная «Троянская речь», в шутку как бы выворачивающая наизнанку миф о Троянской войне, воспетой Гомером, любимым писателем Диона. В речах Диона немало и автобиографического материала. Он охотно и помногу говорит о себе, стараясь при этом подчеркнуть, как благосклонны были к нему императоры Рима. Становится понятным, почему Дион в своих произведениях уделил так много внимания теории просвещенной монархии как формы правления, которую он развивает в четырех речах «О царской власти». Что касается стиля Диона, то уже античные критики особенно хвалили его за то, что он очистил литературный язык от вульгаризмов, пролагая путь чистому аттицизму, в чем ему следовал Элий Аристид.
Элий Аристид
Элий Аристид (ок. 117—189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к посланиям (такова речь, в которой он просит императора помочь городу Смирне после землетрясения). Другие речи представляют собой упражнения на исторические темы, например о том, что можно было бы сказать в Народном собрании в такой-то критический момент афинской истории V—IV веков до н. э. Некоторые из них написаны на темы речей Исократа и Демосфена. К числу речей, связанных с современностью, следует отнести «Похвалу Риму» (около 160 г.): в ней превозносится до небес римское государственное устройство, соединяющее в себе преимущества демократии, аристократии и монархии. Наконец, среди сохранившихся речей мы находим и «Священные речи», то есть речи, обращенные к богам — Зевсу, Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию и другим. В них даются аллегорические толкования древних мифов вместе с отзвуками новых религиозных веяний, связанных с проникновением в Элладу чужеземных культов. На содержание некоторых речей наложила отпечаток болезнь, которой страдал оратор, — она сделала его постоянным посетителем храмов Асклепия, бога врачевания. В честь этого бога оратор даже сочинил стихи: в пергамском Асклепиейоне найден обломок мраморной плиты с текстом гимна, автором которого оказался Элий Аристид. Речи Аристида не были импровизациями, он готовился к ним долго и тщательно. Ему удавалось с большой точностью воспроизводить манеру речи аттических ораторов IV века до н. э., однако в некоторых своих произведениях он использует и приемы азианистов. Элий Аристид был высокого мнения о своем литературном творчестве и искрение полагал, что соединил в себе Платона и Демосфена. Но время оказалось более строгим судьей, и нам сейчас ясно, что он был лишь тенью величайшего оратора древности.
В последний период своей истории эллинское красноречие постепенно дряхлело и вырождалось. Закат его, происходивший в полной драматических событий борьбе античной идеологии и религии с наступающим христианством, был тем не менее величественным и славным и во многих отношениях поучительным. Он неразрывно связан с историческими событиями IV века н. э. Так, одной из самых замечательных фигур поздней греческой риторики был не кто иной, как император-философ Юлиан (322—363 гг.), за свою борьбу против христианства получивший прозвище Отступника. Он автор талантливых полемических и сатирических произведений, среди которых есть и речи (например, прозаические гимны «К Матери богов», «К царю Солнцу»).
Либаний
Современником
и отчасти образцом для Юлиана
был известный ритор и
Фемистий и Гимерий
Современниками
Либания были два знаменитых ритора
— Фемистий (320—390 гг.) и Гимерий (315—350
гг.). Фемистий был настолько же известен
в Константинополе, насколько Либаний
— в Антиохии, но, в отличие от Либания,
Фемистий серьезно занимался философией
и составил ряд популярных изложений (парафраз)
работ Аристотеля. Помимо литературного
труда и преподавания, он занимался государственной
деятельностью и был близок к императору
Феодосию, наградившему его рядом: высших
отличий. Сохранились 34 речи Фемистия,
затрагивающие проблемы философии, государственного
права, теории риторики. Его излюбленным
термином, с которым мы постоянно сталкиваемся
в его речах, была «филантропия» (человеколюбие)
— это делает понятной для нас его веротерпимость.
Фемистий так и не принял христианства,
но к нему тем не менее благоволили такие
известные деятели церкви, как Григорий
Назианзин, высоко его ценивший (он даже
назвал Фемистия «царем речей»). Гимерий,
происходивший из Вифинии, провел жизнь
в основном в Афинах, лишь на короткий
срок покинув их в правление Юлиана (призвавшего
ритора к своему двору в Константинополь).
В отличие от Фемистия, Гимерий был чистым
ритором без всякого интереса к философии.
Он пользовался особой популярностью
как наставник, риторическую подготовку
получили у него видные деятели христианской
церкви Василий Великий и уже упоминавшийся
Григорий Назианзин. В своем творчестве
Гимерий следовал традициям аттицизма,
хотя в речах его (не отличающихся большой
глубиной содержания) заметно влияние
и азианского стиля. Они в изобилии украшены
риторическими фигурами и поэтическими
тропами. Для его творчества характерны
фиктивная речь Гиперида в защиту политики
Демосфена, речь Демосфена, предлагающего
вернуть Эсхина из изгнания (явно надуманный
сюжет), и другие в том же роде. Философская
проблематика затронута лишь в одной речи
— против философа Эпикура, обвиненного
ритором в безбожии. Трогательно звучит
плач (монодия) по рано ушедшему из жизни
сыну Руфину (23-я речь), но перегруженность
мифологическими фигурами и здесь ослабляет
впечатление. Гимерий был знатоком античной
поэзии, особенно лирики. В его речах до
нас дошли пересказы произведений классической
греческой поэзии, и это делает их ценным
источником для истории греческой литературы.
4. Заключение
Как видно
из всего вышеизложенного, жанр Древнегреческой
и Древнеримской культур не погиб
вместе с античной цивилизацией, но,
не смотря на то, что высоты этого
жанра до сих пор так и остались недосигаемыми
для современников, он продолжает жить
в нынешнее время. Живое слово было и остается
важнейшим орудием христианской проповеди,
идеологической и политической борьбы
современности. И именно риторическая
культура античности лежит в основе гуманитарного
образования Европы со времен Рененсанса
вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши
дни сохранившиеся тексты речей античных
ораторов имеют не только исторический
интерес, а оказывают мощное влияние на
события современности, сохраняют огромную
культурную ценность, являясь образцами
убедительной логики, вдохновенного чувства
и истинно творческого стиля.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.Н.Кохтев Основы оратоской речи. Московский университет, 1992г.
2. И.Л.Башев Принципы риторики. Москва, 1987г.
3. Н.Н.Кохтев Риторика.
Московский университет, 1990г.
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой — так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела».
Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь — это всегда искусство
В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде — рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Так как было народное собрание
Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования.