Ораторское исскуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Содержание

Введение …………………………………………………
Основная часть ………………………………………….
1. Краткая история ораторского искусства. ……………….
2. Принципы и законы риторики. ……………………………….
3. Этапы подготовки к публичному выступлению. ……….
4. Требования, предъявляемые к оратору. ………………….
5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной. …………………………….
Список литературы …………………………………….

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Далее важно представить себе то, что К.С.Станиславский называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный исход: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома. Или написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него. Или написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре".

Рабочий план. Третий шаг подготовки к выступлению - составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.

Сбор материала. Следующий, четвертый, шаг работы над речью - сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала - это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня.

Конечно, подготовка к выступлению - это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала близки к исследовательской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления…

Но есть общие рекомендации для всех. Полезно создать предварительный план, который определит основные моменты содержания. Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно отбирать материал. При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отчество автора, место и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного пособия…), цитаты, примеры - все это материал для будущего выступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру. Не случайно бытует изречение: "Хорошая память - великое благо, но лучшее благо - это бумага". Выписки могут быть в виде цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.

Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается комбинированным (свои мысли перемежаются с мыслями автора). Полезно вести картотеку по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям.

На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке - где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов на восемьдесят ваша речь готова!

Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.

Этап словесного оформления выступления.

Второй этап подготовки - подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия - умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.

На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать изобразительные возможности, или богатство языка, а также явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых - избегать в своей речи.

Богатство языка. Количество слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства и бедности речи - это количество слов, которые использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20тысяч слов, а известная героиня Ильфа и Петрова Эллочка Щукина "легко и свободно обходилась тридцатью", о чем уже шла речь выше. Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Многозначность. Богатая речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом. В каких значениях оно употребляется Пушкиным?

1)Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою" (дом- "здание, строение");

2)Страшно выйти мне из дому (дом- "жилище, где кто-нибудь живет");

3)Всем домом правила одна Параша (дом - "домашнее хозяйство");

4)Три дома на вечер зовут (дом - "семья");

5)Дом был в движении (дом- "люди, живущие вместе"). Таким образом, разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И мы сами можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые значения.

Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. Совершенно однозначных слов в русском языке совсем немного: лингвистика - языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

Смеяться - хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, кататься от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

Любить - быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

Нет - избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!

Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности русского языка!

Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы. Д.Карнеги в книге "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный, как … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками). Главное условие правильности речи - употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь. У косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, "засоряющими" речь. Названные явления недопустимы в речи оратора.

Работа над формой речи. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал. Затем следует определить стиль будущей речи: информационный, научный, художественный или публицистический. Надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрически и.д. Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.

Композиция - это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.

Можно составить и тезисы по плану. Тезисы - это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос).

Главный тезис - это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.

Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: "Начало и конец - всему делу венец". Удачное начало - половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.

Существует много вариантов зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.

Какие же могут быть зачины? Можно просто начать с сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении.

Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.

Можно начать с интересного факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат "мостиком" к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей. Можно идти "от внезапного вступления к самой вещи".

Можно начать с выражения отношения к присутствующим, академик Е.3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление. И начал так: "Меня попросили выступить перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать".

Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи. "Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений".

Можно заранее продумать форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально - равнодушно брошенное "Здравствуйте", будет оценено вашими слушателями.

Обращение - важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: "Товарищи!", "Друзья!", "Уважаемые слушатели!", "Уважаемые коллеги!", "Дорогие ветераны!", "Милые женщины!"… - все зависит от того, к кому обращено это приветствие.

Как видим, арсенал вариантов зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.

Не менее важен и финал. Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить точку. А ведь "лишнее слово в досаду вводит". Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление - с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические строки, или меткое, острое словцо, наполненное юмором. В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, "остыть". В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Концовка - это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

В главной части выступления всесторонне раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать на части (разделы). Такое деление облегчает слушателям восприятие и усвоение материала.

Переход от одной части к другой можно осуществлять с помощью таких слов и выражений: "Следовательно", "Итак", "Значит", "В дополнение скажу", "С одной стороны - с другой стороны", "Перейдем к следующему разделу"…. Эти "переходные" слова как бы подытоживают сказанное и направляют внимание на продолжение речи. Конец раздела (части) можно отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

Стиль речи. Многое в выступлении оратора зависит от стиля речи. Стили разделяют на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.

Информация о работе Ораторское исскуство