Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:10, реферат
Созданные в ноябре 1917 г. специальные комиссии Советов рабочих и солдатских депутатов противоборствовали анархиствующим силам, собирали документы и художественные ценности в архивы и музеи, от имени Советской власти выдавали владельцам коллекций охранные грамоты. Через год Совет Народных Комиссаров принял два важных декрета «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (5 октября 1918 г.), «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 сентября 1918 г.).
В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи обнаружили следы деятельности на протяженнее ни одного столетия, обнаружили следы пожаров, перестроек, восстановительных работ и обустройства монастыря. Последний раз раскопки велись в 1976 году.
В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возращен Армянской Апостольской Церкви. В 2008 году, на праздновании 650-летия монастыря присутствовал президент Армении Серж Саргсян и Католикос-Патриарх всех армян Гарегин II.
2.3. Церковь Иоанна Предтечи, 1348 г.
Храм Иоанна Предтечи (церковь Иверской иконы Божией Матери) в Феодосии является одной из наиболее древних церквей, сохранившихся на территории Крыма. Его возведение, с характерным для армянских церквей архитектурным обликом, относят к XIII–XIV векам.
Годом начала постройки храма считают 1348 год, эта дата была обнаружена на камне во время реставрационных работ, однако некоторые ученые считают, что он был построен еще раньше.
Храм Иоанна Предтечи представляет собой квадратное в плане здание, которое венчает восьмигранный барабан с окнами-бойницами и куполом. Главный зал раньше был украшен каменными статуями Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца и расписан оригинальными фресками (Э. Грабарь в 1927 году приписал их Феофану Греку), но до наших дней сохранились лишь фрагменты фресок, а фигуры святых исчезли. Со стороны основного входа, уже после завершения храма, пристроили помещение.
С приходом в Кафу (нынешняя Феодосия) турок в 1475 году храм Иоанна Предтечи был переименован в Карантинную церковь и заброшен. Лишь в 1875 году храм был вновь освящен и получил имя в память Иверской иконы Божией Матери.
Интерьеры памятника украшены барельефами, характерными для армянской архитектуры, центральная часть – резным орнаментом из двух параллельных поясов (наружный – типичная сельджукская плетёнка из жгута, внутренний заполнен растительным орнаментом).
В советский период церковь закрыли и придали статус историко-архитектурного заповедника. Но звание не спасло здание от запустения и постепенного разрушения, поскольку более семи лет оно простояло в аварийном состоянии — с прохудившейся крышей.
Полноценная реставрация была завершена лишь к 1996 году и проходила под руководством архитектора и скульптора Валерия Замеховского. Были проведены дренажные работы, уровень земли понизили на 60–70 сантиметров, церковный двор вымостили камнем. Восстановлен купол со Святым крестом. После окончания всех работ феодосийский храм Иоанна Предтечи, освященный в память Иверской иконы Божией Матери, передали православной церкви.
2.4. Памятник братьям Айвазовским: Ивану и Габриэлю
Находится в Сквере имени П.Е. Дыбенко в районе площади Советской города Симферополя.
Памятник установлен по инициативе и на средства армянского национального общества Крыма "Луис".
Айвазовский (Ованес Гайвазовский) Иван Константинович (1817-1900), русский живописец. Почётный член Петербургской академии художеств, в 1880 г. основал в Феодосии картинную галерею, которую вместе со своими произведениями завещал городу.
Старший брат И.К. Айвазовского - Габриэл (Гавриил) Константинович Айвазовский (1812-1880) был выдающимся просветителем армянского народа, учёным-востоковедом, педагогом и талантливым писателем.
Скульпторы - Л. Токмаджян с сыновьями, архитектор - В. Кравченко.
2.5. Армянская церковь св. Рипсиме в Ялте
Армянская церковь в Ялте отдаленно напоминает древний храм Рипсиме (VII-XII вв.) в Эчмиадзине. Здание, построенное в 1909–1014 годах архитектором Г.Тер-Микеловым по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца, стоит на крутом склоне горы.
Остроумно решение устройства парадного подхода к церкви. На южном фасаде сделан богато украшенный ложный вход в виде широкой арочной ниши. К площадке перед «входом» от ворот храма ведет грандиозная лестница, обсаженная кипарисами, поднимаясь по которой можно увидеть перед собой весь храм сразу — компактный, как бы высеченный из монолита, увенчанный шестигранным из того же камня шатром на изящном барабане.
В конце подъема вдруг возникает еще один лестничный марш, который ведет к подлинному входу — на западной стороне церкви. Его строгий, скупо орнаментированный портал впечатляет не украшениями, а чистотой и ясностью стиля, гармонией простых декоративных деталей.
Изумительное мастерство художника-декоратора, совершенство обработки камня сквозят в каждом квадратном метре фасадов церкви.
Экстерьеру храма не уступает его интерьер — расписанный Суренянцем купол, дополняемый мраморным с инкрустациями иконостасом. Этот изумительный храм в Ялте (архитектор Вардгес Суренянц) наверное один из самых красивых адаптаций древнего армянского стиля к требованиям “нового времени”, в том числе и к необходимости в бо’льшей площади храма, и к необходимости согласовать храм с окружающим ландшафтом! Интересно, что архитектор решил эти две задачи сознательно сохраняя схожесть с формами Храма Рипсиме 612 года. Т. е. любой скажет, что это похоже на Рипсиме, но никто не назавет эту работу копией! Я бы хотел, чтобы Храм Григория Просветителя в Ереване был в этом духе.
Ялтинскую армянскую церковь можно увидеть в кинокартинах «Праздник Святого Йоргена», «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч» и других.
Перед южным фасадом здания с левой стороны от арки есть скромная могильная плита. рядом На стене - мемориальная доска: «Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921) - известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью».
Вардгес Суренянц был по профессии архитектором. Его глубоко волновали средневековые история, архитектура, быт армян и других народов Крыма. Суренянца необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приемы которой он использовал в своем творчестве: именно в таком стиле им выполнена роспись купола армянской церкви Св.Рипсиме в Ялте, передающая основную цветовую гамму и орнаментальные мотивы средневековых иллюстраций. Храм Св.Рипсиме, во дворе которого и похоронен художник, был построен в 1909-1917 годах по образцу одноименного храма, находящегося в Армении, и является последним значительным памятником армянского зодчества в Крыму.
В. Суренянцу не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник. Он похоронен у подножия этого храма, одного из самых значительных архитектурных памятников Крыма начала века.
2.6. Хачкары
Помимо двух десятков сооружений средневекового армянского культового зодчества, в Крыму сохранилось и более 300 армянских средневековых памятников малых архитектурных форм. Среди них особое место занимают хачкары, большая часть которых находится в составе внешнего или внутреннего декоров армянских церквей и монастырей. Значительное число хачкаров или их фрагментов хранится в различных музеях полуострова.
В экспозиции Феодосийского краеведческого музея демонстрируется датированный 1362 годом хачкар, который хорошо известен как крымоведам, так и арменоведам, занимающимся вопросами культурного наследия крымских армян. Речь идет о мраморной прямоугольной плите (размеры: 0,35 х 0,32 м), на лицевой поверхности которой высечены два смежных арочных хорана. В верхних частях композиций каждого из хоранов размещено по одному равноконечному процветшему кресту. Нижние же части заняты двумя отдельными надписями на армянском языке. Левосторонняя надпись занимает четыре строки, а правосторонняя — пять. Каждое из расширяющихся крыльев левостороннего креста завершается двумя орнаментами трехлистника. Сам же крест исходит и основывается на стилизованном древе жизни, ветви которого завершаются такими же, но уже одиночными орнаментами трехлистника. Композиция правостороннего хорана более сложна. Здесь крест исходит из стилизованного, украшенного плетенкой пьедестала. Расширяющиеся крылья креста также завершаются плетеным орнаментом. По обе стороны верхнего крыла креста расположены два цветочных орнамента, состоящих из восьми лепестков. Слева и справа нижнего крыла — символы вечности.
Помимо художественной ценности, хачкар имеет и большое историческое значение. Размещенные под крестами эпиграфические надписи содержат весьма интересные данные о строительной деятельности крымских армян.
Заключение
Древние города Крыма следовали традициям античного градостроительства — размещения и застройки торгово-административных площадей: агоры, культовых участков — теменосов. В большинстве городов в границах отдельных районов использовался принцип регулярной прямоугольной планировки, а в Херсонесе это сделано в границах всего города.
От сооружений культового назначения до нас дошли только алтари, остатки фундаментов и отдельные детали, барабаны стволов колонн, капители, части антаблементов.
Из реконструированных графически монументальных сооружений представляет интерес пританейон в Пантикапее (II в. до н. э.), двор которого с двух сторон окружен дорическими портиками. На архитектурных деталях этого оружения остались следы полихромии.
Высокого уровня в Таврике достигли строительство и декоративное оформление погребальных сооружений — склепов. Самые значительные памятники этого рода открыты на Боспоре.
Значительную художественную и познавательную ценность представляют надмогильные памятники — стелы. Сначала это были простые мраморные, известняковые плиты, иногда с надписями, обрамленные карнизом или фронтоном. С III века до н. э. на стелах встречаются уже рельефы с изображением умерших, иногда их родственников, и сцены из жизни умерших.
В градостроительстве и архитектуре древние традиции сочетаются с новыми элементами, связанными, в первую очередь, с римской провинциальной школой. Установился тип небольшого города-крепости с довольно четкой системой планировки. Появились новые типы сооружений (цитадели, термы), элементы декора, конструкции и материалы (обожженный кирпич, известковые растворы в строительстве специальных сооружений).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в нашем Крыму большое количество культовых сооружений разных народов в разные века. И большинство из них еще таят в себе загадки прошлого.
Литература
Ш. Г. МАНУЧАРЯН "ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРМЯНСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ПОЛУОСТРОВЕ ". - Сквозь века: Народы Крыма. Вып.1 . - Симферополь: Академия Гуманитарных наук, 1995.
Олег Габриелян, Татевик Саргсян. Сетевой проект "ОстровКрым в Океане Всемирной паутины".
"Сурб-Хач". Журнал крымского армянского общества. № 2, 1996.
Айбабина Е.А. Плиты с рельефами из раскопок церкви Иоанна Предтечи // ВОН АН Армении, 1981, вып. 6.
Айвазовский Г. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский // ЗООИД, 1844, Т.1.
Бабаян С. Об археологических исследованиях средневековых монастырей Сурб-Хач и Сурб-Стефанос // Археологические исследования в Крыму. Симферополь. 1997.
Барсамов Н.С. Айвазовский в Крыму. Симферополь, 1970.
Бертье-Делагард А.Л. К вопросу о строительной деятельности в средневековом Крыму // ЗООИД, 1881, т. XII.
Григорьянц В.Е. Армянская диаспора. Гибель и спасение народа // Сурб-Хач, 1996. # 1.
Гурьянова Н.М., Гурьянов Н.А.Памятники Ялты: Справочник. Симферополь, 1985.
Домбровский О.И. Сидоренко В.А. Солхат и Сурб-Хач. Симферополь. 1978.
Еманов Е.Г. Латиняне и нелатиняне в Кафе (XIII-XV вв.) // Из истории Византии и византие ведения. Л., 1991.
Журьяри И.С. Поездка в ближайшие окрестности Бахчисарая // ИТУАК. 1890. вып. 9.
Кеппен П.И. Крымский сборник. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837.
Информация о работе Охрана памятников в советский и постсоветский период