Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:10, реферат
Созданные в ноябре 1917 г. специальные комиссии Советов рабочих и солдатских депутатов противоборствовали анархиствующим силам, собирали документы и художественные ценности в архивы и музеи, от имени Советской власти выдавали владельцам коллекций охранные грамоты. Через год Совет Народных Комиссаров принял два важных декрета «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (5 октября 1918 г.), «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 сентября 1918 г.).
Охрана памятников в советский и постсоветский период.
Советское государство с первых дней своего существования заботится о сохранении памятников искусства и культуры. Интерес и внимание к ним — естественное проявление чувства патриотизма, сознания вечности глубоких корней, на которых выросла наша современная культура.
Созданные в ноябре 1917 г. специальные комиссии Советов рабочих и солдатских депутатов противоборствовали анархиствующим силам, собирали документы и художественные ценности в архивы и музеи, от имени Советской власти выдавали владельцам коллекций охранные грамоты. Через год Совет Народных Комиссаров принял два важных декрета «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (5 октября 1918 г.), «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 сентября 1918 г.).
После этого было принято еще несколько правительственных декретов и постановлений, способствующих учету, регистрации, охране исторических памятников, а также предметов старины и природы.
Государственные органы охраны памятников культуры вели напряженную борьбу с многочисленными попытками их порчи или уничтожения. Но ввиду распространенного непонимания культурно-исторического значения памятников многие из них погибли. Дело пропаганды культурно-исторического наследия было поставлено неудовлетворительно. Поэтому в 1948 г. новый акт Советского правительства напомнил, что все «памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение, являются неприкосновенным, всенародным достоянием и состоят под охраной государства» (постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры», 14 октября 1948 г.). С этого времени в работу органов охраны памятников деятельно включается общественность. В 50—60-х гг. во всех республиках Советского Союза создаются добровольные общества охраны памятников истории и культуры.
В 1976 г. принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
В настоящее время Закон Украины «Об охране культурного наследия» (С изменениями, внесенными согласно Кодексу от 27.04.2007 ВВР) регулирует правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия в целях его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
Государственное управление в сфере охраны культурного наследия возлагается на Кабинет Министров Украины, специально уполномоченные органы охраны культурного наследия. К специально уполномоченным органам охраны культурного наследия (далее - органы охраны культурного наследия) относятся:
- центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия;
- орган охраны культурного наследия Совета министров Автономной Республики Крым;
- органы охраны культурного наследия областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций;
- органы охраны культурного наследия местного самоуправления.
Системы государственных органов
в сфере охраны культурного наследия
Государственное управление в сфере охраны культурного наследия возлагается на Кабинет Министров Украины, специально уполномоченные органы охраны культурного наследия.
К специально уполномоченным органам охраны культурного наследия (дальше - органы охраны культурного наследия) принадлежат:
- центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия;
- орган охраны культурного наследия Совета министров Автономной Республики Крым;
- органы охраны культурного наследия областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;
- органы охраны культурного наследия районных государственных администраций;
- органы охраны культурного наследия местного самоуправления.
Органы охраны культурного наследия местного самоуправление населенных пунктов, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, образуются органами местного самоуправление по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.
С целью реализации в полном объеме Комплексной программы основных направлений развития культуры в Украине и требований Конституции по охране историко-культурного наследия разработаны концептуальные направления деятельности органов исполнительной власти по развитию охраны и использования памятников истории и культуры:
- Орган охраны культурного наследия Совета министров Автономной Республики Крым;
- органы охраны культурного наследия областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций;
- подконтрольные и подотчетные соответствующим органам исполнительной власти и центральному органу исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия в пределах, предусмотренных законом.
Культовые сооружения в Крыму
Содержание
Введение
1. Армянские культовые сооружения в Крыму
2. История армян в архитектуре Крыма.
2.1. Переселенцы из Малой Азии
2.2. Монастырь Сурб Хач
2.3. Церковь Иоанна Предтечи, 1348 г.
2.4. Памятник братьям Айвазовским: Ивану и Габриэлю
2.5. Армянская церковь св. Рипсиме в Ялте
2.6. Хачкары
Заключение
Введение
В течение сотен тысяч лет в Крыму сменяли друг друга племена и народы, возникали и исчезали государства. История полуострова насыщена событиями, его земля хранит памятники многих культур. Следовательно, на территории Крымского полуострова возникало множество святынь самых различных вер. Здесь были мечети, языческие святилища, православные и католические храмы. А так же различные монастыри. Некоторые из храмов восстановлены или восстанавливаются, а некоторые так пока и остались руинами, которые хранят в себе историю различных народов и культур.
История Крыма очень богата различными древнейшими памятниками архитектуры. К ним относятся купольные усыпальницы «дюрбе». Эски-дюрбе находится недалеко от бывшего ханского дворца. Одним из самых ранних является дюрбе в Чуфут-Кале. Самым поздним из сохранившихся является дюрбе «Диляры-Бикеч», построенное по повелению Крым-Гирея в 1764 году.
Большое место в архитектуре занимали мечети. Одной из первых была большая мечеть — шестистолбная базилика под двускатной крышей, заложенная в 1314 г. в Солхате в честь хана Узбека. Необыкновенной красотой поражала современников мечеть Джума-Джами в Гезлеве (Евпатория). Неотъемлемой частью мечетей и прекрасным памятником восточной архитектуры являются минареты. Из четырех минаретов, которые сохранились до настоящего времени в Бахчисарае (один из них в верхней части разрушен), наиболее изящны два минарета мечети Хан-Джами.
Памятником высокого строительного искусства является бывший Ханский дворец.
О пребывании скифов на территории Таврики с давних времен красноречиво говорят курганы – скифские захоронения. Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты археологами недалеко от Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у с. Филатовка. Одним из самых известных исследованных курганов в Крыму является курган Куль-оба («холм пепла») недалеко от Керчи.
В силу исторически сложившихся обстоятельств средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х – ХI вв. армяне большими потоками проникают на полуостров, и в юго-восточных частях Крыма появляются армянские колонии, центр которых – г. Кафа (Феодосия). На культовых сооружениях именно этого народа остановлюсь подробнее.
1. Армянские культовые сооружения в Крыму
В силу исторически сложившихся обстоятельств средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х – ХI вв. армяне большими потоками проникают на полуостров, и в юго-восточных частях Крыма появляются армянские колонии, центр которых – г. Кафа (Феодосия).
Новейшая история армянской общины Крыма начинается со 2 апреля 1989 г., когда в Симферополе было создано Крымское армянское общество культуры «Луйс».
Лучшие памятники армянского зодчества сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV – XV вв. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и в небольших селах.
Особый интерес представляет собой монастырский комплекс Сурб-Хач («Святой Крест»), дата сооружения – 1338 г. Расположен в 3 км к юго-западу от г. Старый Крым. Главный собор монастыря представляет собой крестово-купольную постройку с резьбой по камню, которую украшает граненый барабан. Интересны деревянные резные двери собора, демонстрирующиеся в настоящее время в экспозиции краеведческого музея г. Феодосия.
Ансамбль монастыря Сурб-Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и в Украине. В нем проявились основные черты армянско-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь передан религиозной общине, хотя до 2003 г. находился в ведении комитета АРК по охране культурного наследия. Заслуживают внимания и бывший монастырь Сурб-Стефаноса, расположенный в 6,5 км к югу от г. Старый Крым, и миниатюрная церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г. Судак. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились немногие. Среди них – церковь Георгия-Победоносца – крохотное базиликальное сооружение, – более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары – древние надгробные плиты с изображением креста.
В Старом Крыму раз в год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма, гости из Армении и дальнего зарубежья (до 500 чел.). На празднике ведется служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда. Перечисленные объекты армянской культуры в Крыму являются перспективными для развития этнотуризма.
2. История армян в архитектуре Крыма.
2.1. Переселенцы из Малой Азии
Армяне с XI по XIII век мигрировали на полуостров из Амшена и Ани (Малая Азия), поселялись главным образом в городах Кафа (Феодосия), Солхат и Газарат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). В XII веке они построили в Крыму 13 монастырей и 51 церковь.
Еще одна волна переселенцев прибыла на полуостров в XIV веке. Это было связано с монгольскими нашествиями, а также с падением Кимисийского армянского царства. Армянские рукописи гласят, что выходцы из города Ани активно строили монастыри, церкви, школы, банки, торговые и постоялые дома и ремесленные цеха. Они способствовали расцвету и развитию Кафы. Так началась история армян в Крыму.
2.2. Монастырь Сурб Хач
Монастырь был основан наместником тэр Степаноса в Крыму, инком Ованесом или Ованесом Себастациб, который выступал в этой роли с 1346 по 1365 гг., а после кончины архипастыря выступал в качестве «предводителя всех Северных сторон». Согласно источникам, иноком Ованесом было создано, заказано и приобретено множество армянских рукописных книг, построено три церкви, две из них в Кафе, а третья, Святого Знамения, недалеко от Сурхата-Крыма, в монастыре Сурб-Хач, в котором он восседал.
В начале XV в. монастырь перестает быть престольным духовным центром, который перемещается в Кафу, но вместе с этим развитие монастыря не прекращается. Уже в последствии, в XVII-XVIII веках, монастырь снова становится духовным центром. На протяжении всего времени монастырь активно перестраивался, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря.
Во время выселения христиан из Крыма в 1778 году духовенство оставляет монастырь, и уже в конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. Также известно, что монастырю принадлежала большая территория, на которой были разбиты сады, но в настоящее время всё это поросло лесом.
Информация о работе Охрана памятников в советский и постсоветский период