Общие идеи эволюционизма как теории культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Эволюционизм это признает, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Катастрофа - это внезапное разрушение предметов, в частности, культур. Примерами катастроф могут служить природные катаклизмы, войны, восстания и т.д. Но эволюционизм рассматривает катастрофы как явления, имеющие внешнюю для них причину, всегда проистекающие под влиянием внешних для них факторов, он не выделяет внутренних причин, подводящих явление к гибели, умиранию.

Содержание

Введение 3
1. Эволюционизм как теория культуры 7
2. Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Уайт об эволюции культуры 10
3. Историческая преемственность культуры 15
Заключение 16
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

Эволюционизм и его особенности.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Все народы и все культуры соединены  в один непрерывно развивающийся  процесс. Эволюция происходит постепенно, когда один слой культуры накладывается  на другой. Катастрофы, катаклизмы, скачки, революции губительны для нее. Это не означает, что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретениям, гениальным произведениям. Но они постепенно включаются в ткань культурной жизни, приобретают известность и культурное значение.

     Культуры  подобны видам растений и животных, поэтому исследователь может систематизировать их, располагать эволюционными рядами, выявлять повторяемость и устойчивость, ареалы распространения. Такой подход сближает методы естественных и гуманитарных наук. 

     Постоянство и общее сходство культур позволяют заключить, что «весь мир — одна страна» [7, стр. 21]. При обращении к музейным коллекциям первобытной6 культуры обнаруживается поразительное сходство и повторяемость орудий труда, способов добывания огня, мифов о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обычаев посвящения юношей, обрядов свадеб и погребений и т.д. Различия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути.

     Э. Тайлор подробно анализирует мифологию и тайноведение, обряды почитания и жертвоприношения, явления фетишизма7 и колдовства8, веру в магические силы и предсказания, запечатленные в традиционной культуре народов мира. Он называет их «рудниками исторического знания», в которых отражаются древние обычаи и ритуалы9. Многие из них сохраняют свое значение и в современной культуре. К ним относятся обычай тостов за праздничным столом, употребление жребия в споре, астрологические календари и гороскопы, и многое другое.

     Ученый  уделяет особое внимание мифологии как памятнику духовной культуры, историческому свидетельству о развитии творческого воображения и человеческого познания. Миф содержит воспоминание о жизненных событиях, усиленное фантазией, вымыслом. Многие мифологические сюжеты являются источником воссоздания истории культуры народов.

     Он  исследует распространенный почти  во всех древних культурах «анимизм»10 — наделение душой природы, общества и самого человека. Рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и бодорствование, восход и закат связаны с существованием души. Первобытный анимизм, или «минимум религии», по мнению Э. Тайлора, оказывал влияние на поступки людей, удерживая их от зла, поощряя добро. На его основе возникали традиции11 и обряды, ритуалы и церемонии. Почитание и охрана водоемов, видов растений и животных, поклонение силам природы, запреты и заговоры, заклинания и тотемы свидетельствовали о многообразных формах духовного мира человека.

     Не  будем отрицать существенный вклад  в развитие клуьтурологической мысли  внес еще один представитель Британской школы социальной антропологии – шотландец Джеймс Джордж Фрэзер (1854 – 1941 гг.). автор блестящих книг, посвященных изучению первобытных форм верований и религии, мифов и фольклора, обычаев и обрядов, встречающихся в культурах различных народов, Фрэзер попытался создать оригинальную концепцию эволюционного развития человеческого мышления.

     В своем самом известном сочинении  «Золотая ветвь» (1911-1915 гг.), состоящем  из 12 капитальных томов, ученый утверждал, что существуют три стадии исторического развития общества, которым соответствуют и три варианта возможностей человека установить свое господство над природой. Речь, в частности, шла о: магии – предполагающей, что природным миром можно управлять с помощью ритуальных действий; религии – приписывающей сверхъестественные способности управления природой Богом и духам, науке – изучающей реальные причинные связи и позволяющей человеку установить подлинный контроль над природой.

     Следует заметить, что и по сей день среди  ученых не утихают споры о возможностях этих трех типов умственно-культурного развития человечества, обозначенных Дж. Фрэзером в начале ХХ века.

     Однако, анализ данной проблемы будет не полным без упоминания самой яркой звезды – Североамериканской школы культурной антропологии Лесли Элвина Уайта (1900-1975 гг.). он был не только блестящим ученым, на новом уровне осмыслившим динамику культурной эволюции человеческой цивилизации и сформировавшим новое направление культурантропологии – неоэволюционизм, но и основателем научной школы, учениками которой в разное время были: Р.Карнейро, М.Харрис, М.Д. Холлинс и многие другие.

       Свою общую концепцию изучения культуры Уайт изложил в трех фундаментальных работах: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации» (1975) и в программных статьях: «Энергия и эволюция культуры» (1943), «Культурология» (1958).

     Культуру  Л. Уайт рассматривает как объективное  образование, независящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индивидам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы:

     – первая (технологическая) характеризует  взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.п.;

     – вторая (официальная) включает в себя общественные отношения и соответствующие  им типы поведения, а также системы  родства, экономических, политических, военных, эстетических и т.п. отношений;

     – третья (идеологическая) включает в  себя идеи, верования, обычаи, различные  виды знания. 

 

3. Историческая преемственность  культуры

 

     «Культура — общее усовершенствование человеческого рода, с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека» [7, стр. 36], — пишет Э. Тайлор. Он убедительно раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития материальной и духовной культуры. Общий прогресс развития цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человеческого рода. Однако изменения не всегда ведут к позитивным переменам и прогрессу. История культуры характеризуется неравномерностью развития, возможностью регресса, упадка, кризиса. Измерить прогрессивные или регрессивные изменения в культуре по какой-то общей шкале — задача необычайно сложная.

     Остановка и упадок в развитии культуры и  цивилизации — весьма частые явления  в жизни народов. Разрушительные действия способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира. «Прогрессивное движение в культуре, — приходит к выводу Э. Тайлор, — распространяется и становится независимым от судьбы своих начинателей» [7, стр.44]. Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобретения давно исчезнувших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе» [7, стр. 64], — заключает Э. Тайлор.

     Отстаивая идею прогресса, он уделяет особое внимание устойчивости в культуре, исторической преемственности, передаче культурного наследия от поколения к поколению. Ученый уподобляет развитие культуры потоку, который, однажды проложив свое русло, продолжает течение целые века.

     Изучение  истории человечества и древних  форм его жизни является необходимой частью развития мировой цивилизации и должно занять соответствующее место в системе знаний о культуре. Эти знания имеют не только научный интерес, но и большое практическое значение. Они показывают нам, в какой мере представления и поступки современных людей являются продуктом тех явлений, которые возникли на ранних стадиях развития культуры.

     Древнейшая история человека жива в настоящем и оказывает влияние на многие стороны повседневной культуры. Именно поэтому исследования прошлого должны простираться до самых глубоких слоев культуры, которые помогут более полно представить современное развитие материальной и духовной жизни, ее достоинства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.

     Э. Тайлор возлагает большие надежды  на науку о. культуре: «Одновременно  способствуя прогрессу и уничтожая  препятствия на пути к нему, наука  о культуре является наукой преимущественно преобразующей» [7, стр. 508].

Заключение

 

      Эволюционное  учение, направление в этнографии 2-й пол. 19 века. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л.Уайт, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным; различия в культуре разных народов — следствие разных ступеней их эволюции. Представители эволюционной школы исследовали главным образом брачно-семейные отношения и историю религий.

     Однако  нельзя отрицать, что эволюционизм внес значительный вклад в теоретическое  обоснование культурологии как науки. История культуры человечества предстала в единстве и многообразии, что дало импульс к развитию сравнительной культурологии, к поиску общих и самобытных явлений различных эпох.

 

Список использованных источников

 
  1. Иконникова  С.Н. История культурологических учений. 2-е изд-е, перераб и дополн. –  СПб.; 2005
  2. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.; 1996
  3. Кармин А. Культурология. – СПб.; 2001
  4. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб.; 1997
  5. Культурология / Под .ред. Г.В. Драча. – М.; 2004
  6. Культурология: Учебник / Под ред Ю.Н. Солонина; М.С. Кагана. – М.; 2005.
  7. Тайлор Э. Первобытная культура. - М.; 1984.

Информация о работе Общие идеи эволюционизма как теории культуры