Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:47, реферат
Эволюционизм это признает, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Катастрофа - это внезапное разрушение предметов, в частности, культур. Примерами катастроф могут служить природные катаклизмы, войны, восстания и т.д. Но эволюционизм рассматривает катастрофы как явления, имеющие внешнюю для них причину, всегда проистекающие под влиянием внешних для них факторов, он не выделяет внутренних причин, подводящих явление к гибели, умиранию.
Введение 3
1. Эволюционизм как теория культуры 7
2. Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Уайт об эволюции культуры 10
3. Историческая преемственность культуры 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Общие идеи
эволюционизма как теории культуры
Содержание
Введение
Одним из недостатков просветительских концепций в культурологии было непонимание природы социальных изменений в общем, а культуры в частности, попытка свести их к чисто количественным процессам. Совокупность такого рода концепций получила название «эволюционизм».
В обществе, в любом его явлении, а значит, и в культуре, мы можем наблюдать явления развивающиеся, в которых наблюдаются переходы от низшего к высшему, от одного качества к другому, и остающиеся в одном качестве, т.е. неразвивающиеся, неизменные. Особое внимание исследователей привлекают развивающиеся явления.
Известно две формы изменений. При первой процесс протекает постепенно, непрерывно, за счет количественных уменьшений или увеличений. Такой процесс получил название «эволюция». Вторая форма развития протекает более сложно. Здесь наблюдается появление нового качества, а значит прерыв постепенности, скачок. Такое развитие получило название «революция».
Эволюционизм же мы можем определить, как течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счет количественных изменений.
Применительно к культуре эволюционизм утверждает, что:
Культура
создается сознательно, осознанно, она
«творится», при этом ее создателем является
«творец». Эволюционизм утверждает постулат
«сотворенности» культуры – «креационизм1»
культуры. У каждого культурного предмета
есть свой создатель, творец, утверждает
эволюционизм.
В художественной форме эти идеи высказывал Томас Карлейль в книге «Герои, почитание героев и героическое в истории». Он выделяет типы героев, отмечает факт их сакрализации: вождь племени, пророк, поэт, священник, писатель, правитель - вот творцы истории.
Однако, есть и мир культуры, который создается за спиной человека, где отдельный творец неизвестен. Таковыми являются общественные отношения между людьми, имеющие материальный характер.
Эволюционизм утверждает также тезис о том, что творцы культуры путем творения, обогащают ее, преумножают. Однако, это верно, но лишь частично, ведь в истории мы встречаем и факты гибели культуры, ее умирания.
Эволюционизм это признает, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Катастрофа - это внезапное разрушение предметов, в частности, культур. Примерами катастроф могут служить природные катаклизмы, войны, восстания и т.д. Но эволюционизм рассматривает катастрофы как явления, имеющие внешнюю для них причину, всегда проистекающие под влиянием внешних для них факторов, он не выделяет внутренних причин, подводящих явление к гибели, умиранию.
Одним из вариантов эволюционизма, в частности, «катастрофизма», выступила теория «регресса» (деградации), упадка. Но опять же, этот упадок рассматривается, как проистекающий под влиянием, вмешательством извне. Идеи катастрофизма уже в 30-50е гг. прослеживаются в творчестве Арнольда Тойнби, в 70-80е гг. - у Л. Н. Гумилева.
В современных условиях идеи эволюционизма включают еще ряд положений. В частности, утверждается положение о постоянном изменении культуры как процессе усложнения, количественного роста, устранения хаоса2, усиления организации, порядка. По мысли сторонников современного эволюционизма, культура - духовное явление, а значит, имеет рациональное, разумное, начало. Поэтому все иррациональное подлежит устранению из культуры. Так как культура и разум - явления организованные, упорядочивающие, то все неорганизованное, стихийное подлежит рационализации.
Эволюционизм признает, что культура имеет свои стадии, ступени развития. Например, дикость - варварство - цивилизация. Но утверждает тезис о том, что переход от одной стадии к другой - непрерывен и постоянен, ибо движущей силой такого рода переходов является усиление разумности, организованности в обществе, в культуре, Значит, основная линия (и причина) эволюции культуры - нарастание рационализма3. В таком случае, сопутствующие культуре явления эволюционизм объявляет ее главными источниками развития, т.е. внешние факторы объявляет внутренними.
Еще одно характерное для эволюционизма положение, связанное с признанием западной культуры вершиной цивилизации, - европоцентризм. Поскольку западная культура достигла высот в обеспечении благополучия населения, удовлетворении материальных потребностей, то все другие культуры должны взять культуру Запада в качестве образца для подражания. Но опережение «Западом», т.е. развитыми капиталистическими странами, остальных государств в культурном развитии - это относительно краткосрочная ситуация. Большую часть своей истории «западные», европейские страны догоняли «восток», азиатские народы. Таким образом, в этом положении эволюционизм не учитывает опыт истории культуры. Ситуация может измениться, и тогда «западу» придется догонять «восток».
Для эволюционизма характерно признание «роста» культуры, при этом перемены допускаются только в сторону «лучшего». Но само «лучшее» понимается упрощенно, как более «сложное». Таким образом, и в этом вопросе эволюционизм абсолютизирует одну сторону развития культуры - ее «усложнение», но игнорирует другую, не менее важную - сохранение ее «простоты».
Таким образом, для эволюционизма характерно упрощенное понимание процессов развития культуры, механистическое, метафизическое их толкование. Он не учитывает всего богатства связей и отношений, с которыми связано развитие культуры, и пытается свести многообразие форм изменения к какой-то одной, наиболее часто встречающейся в истории, зачастую внешней для культуры. Эволюционизм не возвысился в понимании развития культуры до идеи ее саморазвития за счет разрешения внутренних, присущих культуре имманентно, противоречий. Эволюционизм не рассматривает противоречие как источник развития, но считает его помехой, тормозом, случайностью в культурном процессе.
Эволюционизм абсолютизирует одну форму изменений в культуре - количественную. Поэтому и прогресс культуры сводится к процессам ее усложнения, увеличения количества связей и отношений, прогресс понимается как переход от «простого к сложному», а не как переход от «низшего к высшему».
Представителями эволюционизма были Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, Э. Тейлор, Д. Фрейзер, Л. Морган, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.
Эволюционизм тесно связан с другими течениями в культурологии, присутствует в тех или иных направлениях и школах.
В середине XIX века в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма. Они охватывали исследования в биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Центральным понятием этого направления стало понятие эволюции развития, плавного накопления изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах.
Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказались весьма привлекательными, ибо дали возможность восстановить преемственную «связь времен», показать зависимость современности, от прошлого. Опираясь на многочисленные факты, из жизни народов эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовали дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Это делало их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов.
Весьма плодотворными были и теоретические идеи эволюционистов.
1.
Единство человечества создает
основу для всеобщности его
культуры как необходимого
2.
При всем многообразии и
3. Все культуры не только равноправны, но и равноценны, среди них нет высоких или низких, достойных или презренных — каждая неповторима, уникальна. Этот вывод звучал гуманно и благородно.
4. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы находятся на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь в прошлое, Можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая в настоящем многие связующие нити.
5.
В культуре ничто не умирает,
ни одна ее ступень не
Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии: появилось огромное число исследователей культур разных народов, которые посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собственности, морали и права. Важно подчеркнуть, что новое научное направление складывалось преимущественно на этнологической и антропологической основах. В рамках этнологии4 начало свое стремительное развитие изучение истории культуры народов и этносов.
Всемирную известность приобрели труды представителей школы эволюционизма: англичан Г. Спенсера (1820—1903) и Э. Тайлора (1832—1917), шотландца Д.Фрэзера (1854—1941), американца Л. Моргана (1818—1881), француза Ш. Летурно (1831—1902), немцев А. Бастиана (1826—1905) и Т. Вайца (1821 —1864), и многих др.
В XIX веке популярность эволюционизма в России сопровождалась организацией научных обществ, изданием журналов и монографий. В Русском географическом обществе было создано специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводились этнографические экспедиции. Книги европейских ученых переводились на русский язык через два-три года после их издания.
Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский (1.851 — 1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888), Л.Я. Штернберг (1861 — 1927) и многие другими
Конечно, не следует идеализировать значение эволюционизма. К концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось много критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, движения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить и умалить достоинств эволюционизма в обосновании культурологии.
Его идеи приобрели особую актуальность в наше время, когда возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, преодолении духовного кризиса, поиске истоков культурных явлений, новом осознании ценности культур разных народов.
Теперь рассмотрим идеи эволюционизма основываясь на работу одного из основных исследователей Э. Тайлора
Рассмотрим более подробно культурологические идеи английского ученого Эдуард Барнетт Тайлора (1832-1917 гг.). Его фундаментальный труд «Первобытная культура» (1871) написан на основе анализа культур более 400 этносов5. Он переведен на многие языки и принес своему автору всемирную известность [7, стр. 21].
В этой книге Э. Тайлор формулирует основные принципы культурологии, исследующей культуру народов на различных стадиях исторического развития. По его мнению, культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры существуют у каждого народа, что свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечества и обусловливается возможность взаимопонимания и диалога культур.
Информация о работе Общие идеи эволюционизма как теории культуры