Общая характеристика социально-культурной сферы Тамбовского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:57, реферат

Описание работы

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика региона.docx

— 45.95 Кб (Скачать)

     координирует  деятельность местных органов управления культуры по реализации федеральной культурной политики;

     осуществляет  комплексный анализ и прогнозирование  тенденций развития культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа, обоснование целей и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на всей территории области и отдельных ее регионах с учетом их ресурсного потенциала;

     содействует возрождению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел;

     разрабатывает и реализует программы кадрового  обеспечения учреждений культуры и искусства, контролирует в пределах своей компетенции соблюдение действующего законодательства, выполнение актов областной Думы и главы администрации области в подведомственных учреждениях и предприятиях;

     осуществляет  информационно-аналитическую деятельность, систематически информирует население  по вопросам научных и специальных  знаний в своей отрасли;  выполняет ряд других функций.

     В соответствии с Положением об управлении культуры администрации области  наработано и утверждено администрацией области Положение о коллегии управления культуры, её состав.

     Коллегия  управления культуры является совещательным  органом, осуществляющим предварительное  коллективное рассмотрение вопросов развития культуры и искусства в области  и иных актов и выработки по ним рекомендаций в пределах полномочий, закрепленных за управлением культуры администрации области законодательством.

     Деятельность  управления культуры администрации  области по осуществлению культурной политики на территории региона (функций  управления, координации деятельности учреждений культуры , искусства, кино) можно разбить на 3 уровня:

     1 уровень - взаимодействие с Министерством  культуры России, Госкомитетом России по кино.

     2 уровень - взаимодействие с областной  Думой, администрацией области,  комитетами, управлениями, отделами администрации области.

     3 уровень - взаимодействие с муниципальными  органами власти по координации  действий в осуществлении государственной  культурной политики.

     Основой государственных гарантий развития культуры, ее стабильного функционирования, как это установлено ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", является бюджетное финансирование.В целях обеспечения этих гарантий, преодоления остаточного принципа финансирования в законе закреплена доля расходов на культуру в общих расходах государства в объеме не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.

     С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере управление культуры стремится  сохранить престиж областных  организаций культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую  устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов  работы в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении нравственного  потенциала и воспитании гражданской позиции населения.

     Проведение  целого комплекса организационных  мер позволяет сохранить сеть учреждений культуры и искусства, провести прием в учебные заведения  на уровне прошлых лет, на высоком  организационном и художественном уровне проводить творческие отчеты, музыкальные конкурсы, художественные выставки, ремонтно-реставрационные  работы на памятниках истории и культуры.

     Культурная  деятельность на территории области  осуществляется в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры, искусства и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями администрации области.

     Являясь структурным подразделением администрации  области, управление культуры активно  взаимодействует с областной  Думой, его комитетом по социальной политике и инициирует подготовку и  рассмотрение правовых актов по проблемам культуры и искусства.

     В последние три года формированию нормативно-правовой базы было уделено особое внимание.

     Серьезная работа предшествовала подготовке и  принятию закона "О библиотечном деле в Тамбовской области". Распоряжением  ад­министрации области была создана рабочая группа по подготовке проекта закона из ученых, библиотечных работников, юристов.

     Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" был принят областной  Думой во втором чтении 21 июня 1996 года, № 67-З.

     Он  явился правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного  дела в Тамбовской области. Закон  установил принципы деятельности библиотек, гарантировал право граждан на свободный  доступ к информации, приобщение к  ценностям национальной и мировой  культуры, научную и образовательную деятельность.

     Закон регулирует вопросы организации  библиотечного дела, взаимоотношений  между органами государственной  власти и органов местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области  библиотечного дела в соответствии с Основами законодательства РФ о  культуре, федеральными законами "О  библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов" и нормами  международного права.

     А.С.Пушкина, расширены ее полномочия. Она стала координирующим и методическим центром всего библиотечного дела области. Определено, что книжный фонд области является культурным наследием.

     В проект закона также были заложены социальные льготы для работников библиотек, почтовые льготы по пересылке литературы по межбиблиотечному абонементу. К  сожалению, эти статьи не были поддержаны областной Думой и из закона изъяты.

     Принятие  Закона повлекло за собой дальнейшую наработку нормативной базы. Работники  областных библиотек оказались  самой низкооплачиваемой категорией работников культуры (а работники  культуры и работники образования - самые низкооплачиваемые категории  в области). В связи с этим удалось  добиться принятия постановления администрации  области от 07.07.97г. № 421 "О социальной защите работников областных библиотек  управления культуры", которым устанавливается  ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, премирование в размере 25%, материальная помощь.

     В области на государственной охране находится 417 памятников истории и  и культуры, из которых 22 имеют статус федерального значения. Памятники истории и и культуры в Тамбовской области представляют собой уникальные, ничем не заменимые и невозобновимые свидетельства исторического развития народа, личности, государства и служат основами духовной, моральной, интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов Российской Федерации и мирового сообщества.

     На  федеральном уровне отношения в  связи с охраной государством памятников истории и культуры регулируются Законом РСФСР от 1978 года "Об охране и использовании памятников истории  и культуры". Этот Закон морально устарел и не отвечает требованиям  сегодняшнего дня. В связи с этим управлением культуры было разработано  и внесено на рассмотрение областной  Думы "Временное положение "Об охране,реставрации и использовании памятников истории и культуры Тамбовской области". Постановление областной Думой принято 24 июня 1997 года, № 754 и будет действовать до принятия аналогичного федерального закона.

     Во  Временном положении отмечено, что  охрана памятников истории и культуры области находится в совместном ведении Российской Федерации и  области. Положением утвержден порядок  использования памятников, обязанности  арендатора, пользователя и собственника, вопросы государственного учета, управления, реставрации, консервации, ремонта  памятников, порядок сдачи в аренду, финансирования мероприятий по охране памятников, государственной поддержки  деятельности, направленной на сохранение памятников. Для решения этих задач  создана Инспекция охраны историко-культурного  наследия Тамбовской области. В настоящее  время инспекцией подготовлен проект постановления областной Думы "О  постановке на государственную охрану памятников истории и культуры". Перечень памятников включает 87 объектов культурного наследия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Вполне  закономерно, что приоритеты в сфере  культуры, опираясь на концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными  политическими, социально-экономическими и культурными реалиями своего времени.

     Идет  постепенное возрождение идеологии  регионализма, становление государственной  региональной политики, основной смысл  которой заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости  от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России. Необходимость  этого процесса обусловливается  развалом командно-административной системы  управления; несогласованностью государственных  и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали и рядом других.

     В работе обоснована необходимость формирования региональной культурной политики и  новой системы управления культурой, которая вытекает из ситуации, сложившейся  в экономической, кадровой и социальной политике.

     Реформирование организационно-управленческих отношений является составной частью комплекса системных мер по развитию сферы культуры области. Необходимость исследования организационно-управленческих вопросов функционирования сферы культуры определяется прежде всего ее внутренними противоречиями, связанными со сложностью перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Реальным фактом становится множественность независимых агентов культурной деятельности, с одной стороны, с другой - возникновение и развитие новых эффективных организационных форм идет крайне медленно.

Информация о работе Общая характеристика социально-культурной сферы Тамбовского региона