Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:57, реферат
Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические
и практические исследования, проводимые
в сфере культуры, однозначно свидетельствуют
о том, что постепенно меняются функции
и роль государственных органов
управления. На смену старой административно-командной
приходит новая система управленческих
отношений. Она ориентирована на
создание условий для развития личности
и регулирования культурных процессов
и предполагает возможность согласования
разнообразных интересов и
Анализ различных источников: статей, законов, научных работ последних лет по данной тематике показывает, что наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как: формирование новой региональной культурной политики, перестройка управления в сфере культуры, современные экономические методы управления в социально-культурной сфере.
Новые модели регионального управления социально-культурной сфере только начинают формироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в культуры.
В
данной работе мы провели общую характеристику
социально-культурной сферы Тамбовского
региона и сделали выводы об уровне
и состоянии развития этого направления,
как на практическом уровне, так и с нормативной
стороны, т.е. роли государства.
Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.
Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно /16/.
С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других /13/. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /13/, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Тамбовской области.
Основной
смысл государственной
Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.
Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами:
С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году"(от 20.03.95г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.
Как
показывает практика, всякое обновление
начинается с изменений в первую
очередь формальных характеристик,
и не всегда вслед за этим идут изменения
по существу. В сфере социального
управления формализм проявляется
в бюрократизме, в преклонении
перед буквой закона при полном пренебрежении
к его смыслу и духу.
2. Анализ социокультурной ситуации в области
Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений, организаций, творческих групп и индивидов, создающих, воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /12/.
Состояние
социокультурной сферы
Наличие объектов:
муниципальные клубные учреждения - 765
библиотеки
-
музеи
-
театры
и филармония -
кинотеатры
-
киноустановки
-
профессиональные коллективы (симфонический оркестр, камерный хор, государственные танцевальные ансамбли "Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских народных инструментов "Россияне", фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6
парки культуры и отдыха - 5
центр творчества молодежи - 1
центр культуры и спорта - 1
областной
научно-методический центр самодеятельного
творчества-
редакций газет - 51
телевизионных и радиовещательных компаний - 27
В области сложился богатый творческий потенциал:
Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей, художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных деятелей; общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры, книголюбов, отделение Рахманиновского общества.
Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной, художественной, хореографической школе, школе искусств.
Кроме
того, для социокультурной сферы
области готовят
Тамбовский
государственный университет
Тамбовский
государственный музыкально-
Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж (факультеты библиотечный, социальной педагогики).
В
области широко распространено
народное самодеятельное творчество.
Около четырех тысяч
Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного обогащения населения, в области состоялись литературно-музыкальные праздники, посвященные Н.Гончаровой в Знаменке, четвертый праздник, посвященный книгоиздателю И.Г.Рахманинову в с.Старая Казинка Мичуринского района, Дни литературы, посвященные поэту В.Богданову в Тамбове и Мордовском районе, Чичеринские чтения, посвященные 125-летию со дня рождения Г.В.Чичерина в Тамбове, мероприятия, посвященные 75-летию нашей землячки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, седьмые Воронцовские чтения.
Поддержка культурной жизни не сводится только к сохранению существующих форм. За последние два года создан профессиональный симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации области, открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра "Родина" в г. Тамбове. Открыт после шестилетнего капитального ремонта Мичуринский государственный драматический театр, чье 100-летие широко отмечалось в 1997 году. Продолжается ремонт памятников архитектуры - тамбовского государственного драматического театра, областной картинной галереи, областной библиотеки имени А.С. Пушкина.
Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно работают все учреждения культуры и искусства.
3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
Проведение государственной политики в области культуры в регионе осуществляет управление культуры администрации Тамбовской области. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации области от 05.01.96г. Управление культуры обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, искусства и киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области. Организационная структура управления культуры администрации области показана на рисунке 1.
Рис.1
Организационная структура
Штат управления культуры администрации области - 21 человек, из них 7 человек - обслуживающий персонал.
Основными задачами управления культуры администрации области являются:
координация развития сети учреждений культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области;
разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вытекающих из требований законов Российской Федерации, решений областной Думы, постановлений администрации области и "Основ законодательства РФ о культуре";
обеспечение прав и свобод человека в области культуры и искусства;
разработка на основе федеральной политики в области культуры, искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;
обеспечение
государственного контроля в области
сохранности культурного
осуществление политики демонополизации в сфере производства и распространения культурных ценностей, содействие созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий, иных культурных объединений. Взаимодействие с творческими союзами;
закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспечение проката фильмов в области.
Управление культуры в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
анализирует, направляет и контролирует работу подведомственных учреждений культуры, искусства, киновидеопоказа, кинопроката, учебных заведений, разрабатывает и вносит администрации области предложения по совершенствованию и перспективному развитию отрасли. Оказывает методическую и иную помощь учреждениям культуры и искусства в районах и городах области в целях обеспечения обслуживания населения в соответствии с установленными социальными программами;
Информация о работе Общая характеристика социально-культурной сферы Тамбовского региона