Общая характеристика культурного пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Если пользоваться введенной системой координат, то культура Древнего Египта расположится где-то неподалеку от культуры Древней Месопотамии, что позволяет говорить об их типологической близости. В «картинах мира», созданных каждой из этих культур, мы обнаруживаем много общего с «картиной мира» первобытности, хотя замечаем в них также и новые элементы, порожденные изменившимися социальными условиями (в первую очередь связанными с образованием государства).

Работа содержит 1 файл

герой и общество.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

          Ут-Напишти ("нашел  дыхание"), Зиусудра, в шумеро-аккадской  мифологии единственный человек, обретший бессмертие. Этот мудрый и благочестивый  правитель, узнав о всемирном  потопе, построил ковчег и в нем  пережил страшный потоп, длящийся семь суток; все это время судно Ут-Напишти стояло у горы Ницир, возвышавшейся над водой. Ут-Напишти по совету бога Энки взял на ковчег по паре всех животных и семена растений. После потопа герой, "спаситель семени человечества", получил бессмертие из рук богов и вместе с ж

    Одной из таких интеллектуальных концепций  является мифологема человека в Двуречье — из глины сотворен, на крови  бога замешан.

    Особенно  выразительно данная формула звучит в вавилонском мифе об Атрахасисе^

    Воистину  божье и человечье соединяется, Смешавшись в глине! Чтоб вечно мы слышали стуки сердца, Да живет разум во плоти бога, Да знает живущий знак своей жизни, Не забывал бы, что имеет разум!

    Человек был создан для того, чтобы трудиться  вместо богов и на богов, а также и для того, чтобы вкушать продукты богинь Лохар — овцы и Ашнан — зерна, которые почему-то не могли есть боги. 

    В культуре, которая рассматривает  всю вселенную как государство, послушание должно необходимым образом  выступать первейшей добродетелью, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому неудивительно, что в Месопотамии «добронравная жизнь» была «послушной жизнью». Индивидуум стоял в центре всерасширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший и теснейший из этих кругов был образован властью в его собственной семье: отец и мать, старшие братья и старшие сестры. В распоряжении ученых имеется гимн, описывающий Золотой век. который характеризуется как век послушания, как

    Дни, когда один не должал другому, Когда сын почитал отца, Дни, когда уважение жило в стране, Когда малый почитал большого, Когда младший брат чтил старшего брата. Когда старший сын наставлял младшего сына, Когда младший подчинялся старшему.

    Однако  слушаться старших членов семьи — это лишь начало. За пределами семьи располагаются другие круги, другие власти; государство, общество и боги.

    Если  эта монотонная тема послушания —  семье, правителям, богам — была сущностью добронравия, т.е. правилом жизни в древней Месопотамии, то что же, позволительно спросить, выигрывал человек, ведя добронравную жизнь? Наилучший ответ может быть дан в терминах месопотамского мировоззрения, в терминах положения человека в космическом государстве. Человек ведь был создан для рабской службы богам. Он их слуга. Так вот, усердный и послушный слуга может рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Нерадивый, непослушный слуга, с другой стороны, не может рассчитывать ни на что подобное. Таким образом, путь послушания, службы и почитания есть путь для обретения защиты; это также

    ' Это греческое имя. У шумеров  его звали Зиусудра.

    путь  к земному успеху, к высочайшим ценностям месопотамской жизни: к здоровью и долголетию, к почетному  положению в общине, к богатству  и обилию сыновей.

    Хорошо  известно, что по мере старения культуры ее основные ценности рискуют потерять свое значение для ее носителей. Скептицизм, сомнение и безразличие начинают подтачивать основные структуры  культуры. Такой скептицизм по отношению  ко всем ценностям, крайнее отрицание возможностей добронравной жизни начинают появляться в месопотамской культуре в 1 тысячелетии до н.э. Этот скептицизм нашел выражение в длинном диалоге между хозяином и его рабом; он известен как «Пессимистический диалог», появившийся в Вавилоне. В нем взвешиваются все типичные занятия месопотамского вельможи, все они оказываются ущербными. Ничто, в сущности, не хорошо, ничто не стоит стараний, будь то искание милостей при дворе, радости стола, набеги на кочевников в пустыню, увлекательность жизни мятежника, начало судебного процесса, любовные приключения или что бы там ни было. Достаточно процитировать несколько строф о любви:

    — Раб, соглашайся со мною! —Да, господин мой, да! — Женщину я полюблю! —  Полюби, господин, полюби! Любящий женщину позабудет печаль и невзгоды.

    — Нет, раб, о нет, я женщину не полюблю! — Не полюби, господин, не полюби! Женщина  — яма, западня и ловушка, Женщина  — острый кинжал, что горло мужчины  пронзает.

    В итоге делается вывод о том, что  все в мире — суета, в жизни нет толку, т.е. отрицаются все ценности, отрицается существование «добронравной жизни».

    Другой  фундаментальной проблемой месопотамской  культуры является правомерность смерти, которая представляет собой зло  и есть, по существу, высшее наказание. Почему человек должен быть наказан смертью, если он не совершил ничего дурного? Тем более что в условиях культуры Двуречья реалистический подход к природе человека исключал какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. В знаменитом эпосе о Гильгамеше (начало II тысячелетия до н.э.) его герой говорит:

    Кто, мой друг, вознесся на небо? Только боги с Солнцем пребудут вечно, А человек  — сочтены его годы, Что б  он ни делал, — все ветер!

    Основная  идея эпоса — мечта о вечной славе, заменившая мечту о бессмертии, во имя чего совершались великие подвиги. Эпос представляет собой гимн славным деяниям человека. В нем проводится мысль о том, что смерть — это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется

    во  всех сторонах обыденной жизни, в радости победы, в любви к женщине, в дружбе:

    Боги, когда создавали человека, — Смерть они определили человеку, Жизнь в  своих руках удержали. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днем и ночью  да будешь ты весел, Праздник отправляй ежедневно, Днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятиями радуй подругу — , Только в этом дело человека!

    Смерть  же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, бна как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы бставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со ^лом, даже в борьбе со смертью. Не нужно отступать ни перед чем, даже йеред богами. В награду за это — «имя» и благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.

    Герой эпоса — это типичный человек, трагедия которого состоит в невозможности  избежать смерти. Однако здесь мы не встречаем и нотки пессимистического  отношения к жизни. Человек во всех ситуациях остается человеком, он гордится своими героическими деяниями И независимостью перед лицом богов. Вся его жизнь насыщена борьбой йа установление справедливости на земле, смерть же выступает кульминацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. Вся жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для таких понятий, как «каприз судьбы» или «неумолимый рок», заранее исключена возможность как-либо повлиять на ход событий, скажем, с помощью магических средств. Именно на Древнем Ближнем Востоке была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма человеческой жизни. Вместе с тем, в отличие от древнеегипетской мифологии, не знающей ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Арма-геддона, в мифологии культур Двуречья известны мифы о Золотом веке человечества и райской жизни, вошедшие затем в состав религиозных представлений народов Передней Азии и библейской мифологической литературы. Мы видим, что в рамках культуры Двуречья человек делает попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти.

    Шумерские жрецы систематически проводили  наблюдения на протяжении весьма длительного  времени. Например, в Уре обнаружен  реестр астрономических наблюдений, проведенных халдейскими жрецами  на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений они установили, что год равен 365 дней, 6 часов, 15 минут, 41 секунда. Однако

    специализированное  знание здесь трактовалось прежде всего  как средство господства над людьми и хранилось в тапне замкнутыми жреческими кастами. К нему стремились не столько с целью раскрытия законов, управляющих миром, сколько прежде всего для того, чтобы посредством него господствовать над массами. Доступ к специализированному знанию, имеющему управляющее значение, преграждали лестница посвящений и сложные религиозно-магические ритуалы, которые играли весьма существенную роль в управлении обществом.еной поселился на острове, окруженном водами смерти. Там его навестил Гилъгамеш, жаждущий вечной жизни, и Ут-Напишти раскрыл ему тайну цветка вечной молодости. 
 

Информация о работе Общая характеристика культурного пространства