Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:07, доклад

Описание работы

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.33 Кб (Скачать)

В идеологии Древнего Ирана  большую роль сыграл зороастризм  — религиозное учение, возникшее  в Средней Азии приблизительно в  VII в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры (в греческой передаче Зороастр).

Вскоре после своего возникновения  зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги — знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций мидийцев и персов.

В Персии народные массы поклонялись  древним божествам природы —  Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. В VI— IV вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения. Одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария I.

Именно отсутствием догматической  религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городе Саисе, поклонялся и приносил жерты и другим египетским богам. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения. По свидетельству документов персепольского архива конца VI — начала V в. до н. э., в Персеполе и других городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты (вино, овцы, зерно и т. д.) для отправления культа не только верховного богов Ахура-Мазды (символ добра, света, правды) и других иранских богов, но также эламских и вавилонских богов. И хотя в перечне богов Ахура-Мазда упоминается всегда на первом месте, для его культа отпускается в три раза меньше вина, чем было предназначено для одного из эламских богов. Вообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они отнюдь не занимали привилегированного положения. Лишь только отсутствием догматической нетерпимости в древних религиях можно объяснить тот факт, что в одной арамейской надписи IV в до н. э., найденной в Малой Азии, говорится о бракосочетании между вавилонским богом Белом и иранской богиней Дайна-маздаясниш («маздаяснийская вера», т. е. зороастризм). Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства^ Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал лишь в качестве крайней меры, стремясь лишить враждебное ему население помощи местных богов. В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, направленную на централизацию культа. С ее помощью он по-видимому, хотел уничтожить храмы Митры, Анахиты и других древнеиранских божеств, отвергнутых Зороастром. Однако эта реформа оказалась обреченной на неудачу, так как через полвека указанные божества снова были официально признаны.

Хотя персидские цари не ущемляли религиозных чувств покоренных народов, они стремились не допустить чрезмерного  усиления храмов. В Египте, Вавилонии, Малой Азии и других странах храмы были обложены государственными податями и должны были посылать своих рабов для использования в царском хозяйстве.

Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного этнического  смешения, синкретизма культур и  религиозных представлений различных  народов. Этому прежде всего способствовали более регулярные, чем в предшествующий период, контакты между различными частями государства. Чужеземцы легко включались в общественную и экономическую жизнь страны, где они поселились, постепенно ассимилировались местным населением, принимали его язык и культуру и в свою очередь оказывали определенное культурное влияние. Оживленные этнические контакты способствовали синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры.

Персы и другие иранские народы заимствовали многие достижения цивилизации  эламитов, вавилонян и египтян, развили их дальше и, таким образом, обогатили сокровищницу мировой культуры. Одним из крупных достижений персов' было создание своеобразной клинописи. Персидская клинопись в отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, была почти алфавитной и имела всего немногим более 40 знаков.

Величественными памятниками  персидской архитектуры являются дворцовые  комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

Пасаргады расположены на высоте 1900 м над уровнем моря на обширной равнине. Здания города — древнейшие памятники персидской материальной культуры — сооружены на высокой террасе. Они облицованы светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Пожалуй, самый замечательный памятник Пасаргад, поражающий своей благородной красотой,— это сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. Семь широких ступеней ведут в погребальную камеру шириной 2 м и длиной 3 м. К этой гробнице прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и галикарнасский мавзолей сатрапа Карий Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света.

Строительство Персеполя началось около 520 г. до н. э. и продолжалось приблизительно до 450 г. до н. э. Площадь города составляет 135 000 кв. м. У подножия горы была сооружена искусственная платформа, для чего пришлось выровнять около 12 000 кв. м неровной скальной поверхности. Построенный на этой платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной горной скале. В Персеполь можно было пройти по широкой парадной лестнице из ПО ступеней. Парадный дворец (ападана) Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. м, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ападана служила для больших государственных приемов. Она была соединена с личными дворцами Дария I и Ксеркса. В ападану вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы тянется длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю. Это настоящий этнологический музей с изображением всех характерных особенностей различных племен и народов. В Персеполе находились также дворцы других ахеменидских царей.

В трех километрах от Персеполя в скалах, носящих название Накш-и-Рустам, расположены гробницы Дария I и нескольких других персидских царей, украшенные рельефами.

 

При Дарий I большое строительство велось и в Сузах. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран. Ремесленники из многих областей были заняты на строительных и декоративных работах. О сооружении одного из сузских дворцов надпись Дария I сообщает следующее: «Земля была вырыта глубоко, гравий засыпан, сырцовый кирпич формован — вавилонский народ [все это] сделал. Кедр доставлен с горы Ливан. Ассирийский народ доставил его до Вавилона, а в Сузы его доставили карийцы и ионийцы. Дерево доставлено из Гандхары и Кармании. Золото, которое здесь использовано, доставлено из Лидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик, которые использованы здесь, доставлены из Согдианы. Бирюза, которая использована здесь, доставлена из Хорезма, серебро и эбеновое дерево из Египта, украшения для стен из Ионии, слоновая кость из Эфиопии, Индии и Ара-хосии. Каменные колонны, которые здесь использованы, доставлены из селения Аби-раду в Эламе. Работники, которые тесали камень, были ионийцы и лидийцы. Золотых дел мастера ... были мидийцы и египтяне. Люди, которые инкрустировали дерево, были мидийцы и египтяне. Люди, которые формовали обожженый кирпич, были вавилоняне. Люди, которые украшали стену, были мидийцы и египтяне».

Колоссальные дворцовые  комплексы, созданные трудом покоренных народов, символизировали мощь и  величие новой мировой державы. Древнеперсидское искусство возникло в результате органического синтеза  иранских художественных традиций и  технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными традициями. Несмотря на некоторый эклектизм, ему  присущи внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в  целом — результат специфических  исторических условий, самобытной идеологии  и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значение.

Среди предметов древнеперсидского  искусства встречаются металлические  чаши и вазы, высеченные из камня  кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т. д.). Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По происхождению персы  были одним из арийских племен, мигрировавших  около 1400 г. до н.э. на территорию современного Ирана из южнорусских степей (слово Иран восходит к «арийцам»). Они населяли юго-западную оконечность Иранского плато, северное побережье Персидского залива, земли, оставленные эламитами, которых поработили ассирийцы. Персы были территориально отделены от великих цивилизаций Месопотамии горами Загроса.В эпоху расцвета Персидская империя занимала территорию от р.Инд до средиземноморского побережья, вглубь Египта по долине Нила до Судана, Анатолию до Фракии и Македонии.

СТОЛИЦА. В течение истории Персидской империи пять городов выступали в качестве ее столицы. Первым был Пасаргад, построенный Киром в честь победы над Мидией. Он находился в отдаленном уголке царства, и поэтому управлять империей из него было затруднительно. Кир перестроил Вавилон в качестве своей новой столицы, когда покорил Месопотамию. Дарий перевел административный центр в Сузы, древнюю столицу Элама. Это было удобно, так как город располагался на пересечении транспортных сухопутных и речных путей.

Однако невыносимая жара в летние месяцы вынудила правителей Персии перевести столицу в высокогорные Экбатаны, бывшую столицу Мидии в Загросе. В 520 г. до н.э. Дарий начал строительство крупнейшей столицы Персии в Персеполисе. Возведение Персеполиса неоднократно прерывалось и не было завершено к тому моменту, когда примерно 200 лет спустя год был захвачен и сожжен дотла Александром Македонским.

РОСТ МОГУЩЕСТВА. Персы селились на сравнительно бедных землях в отдаленных землях, где их практически не беспокоили ни эламиты с запада сначала, ни ассирийцы затем, после того, как они покорили эламитов около 640 г. до н.э., ни мидийцы с севера, ни вавилоняне, захватившие Ассирию в 609 г. до н.э. В течение всего этого периода персидские царьки были вассалами более богатой и развитой Мидии.

Кир II стал во главе небольшого персидского царства Аншан в 559 г. до н.э. За 10 лет он подчинил себе восточную часть Персии и создал себе репутацию харизматического лидера, притягивавшего людей, даже в среде своих противников. Когда царь Мидии попытался восстановить контроль над Персией в 550 г. до н.э., мидийская армия подняла бунт на поле битвы, передала своего царя в руки Кира и сдала Экбатаны. В Мидийской империи, простиравшейся в северной Месопотамии и Анатолии, произошла практически бескровная смена режима. Кир II стал теперь Киром Великим, основателем Персидской империи.

Затем Кир захватил Лидию  в Малой Азии во главе с баснословно  богатым царем Крезом, изобретшим чеканку монет, греческие колонии на Эгейском побережье, Парфию и Гирканию на севере. В 541 г. до н.э. он выступил походом в степи Центральной Азии и основал укрепленную границу. В 540 г. в 19-й год своего правления Кир выступил против своего бывшего союзника Вавилона. По итогам всего одного сражения армия и население Вавилона сдали своего царя, город и империю, простиравшуюся от южной Месопотамии до Финикии. Кир погиб в бою с кочевниками, угрожавшими восточным провинциям империи, еще до того, как он мог бы двинуться в направлении Египта или Греции.

Преемники Кира завоевали  Египет, прибрали к рукам новые  провинции в Северной Африке и  раздвинули границы империи до р.Инд в Индии. Затем они повернули войска против Греции, которая соперничала с персидской провинцией Финикией в области торговли. В 513 г. была сооружена гигантская переправа через Босфор, соединившая Европу с Азией. Персы подчинили Фракию и Македонию, отрезали снабжение Греции зерновыми, но не сумели одолеть скифов. Это стало зенитом могущества Персидской империи. Все было готово для грандиозного столкновения с городами-государствами Древней Греции, которое продолжалось 50 лет.

ЭКОНОМИКА. Сначала основой экономики персов было пастбищное скотоводство, так как их земли не были пригодны для культивирования злаков. Персы объясняли свою выносливость лишениями, к которым они приспособились в течение жизни многих поколений.

Покорение Мидии, Лидии, Вавилона, Египта и богатых золотом районов  Индии привело к тому, что Персия стала ведущей экономической  державой. Под ее контролем находились плодородные земли Месопотамии, пастбища Анатолии, торговые пути на всех направлениях, богатые запасы металлов и других полезных ископаемых. Царь Дарий Великий осуществил много экономических нововведений и реформ: он систематизировал налоги, ввел единые меры веса, длины, валюту (первое успешное использование монет), усовершенствовал транспортное сообщение, включая строительство царской дороги из Суз в Сардис длиной в 1600 миль и создание прототипа будущего Суэцкого канала, строительство царских торговых судов, развивал сельское хозяйство, банковскую систему и международную торговлю.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.Персидские цари и знать исповедовали зороастризм, религию, названную по имени ее основателя Заратустры, или по-гречески Зороастра. Заратустра создал свою религию около 600 г. до н.э., и позднее она оказала существенное влияние на иудаизм, христианство и ислам.

Зороастризм был основан  на единобожии, в центре религии  была вера в единого бога, который  создал материальный и духовный мир. Силы добра и зла постоянно  борются между собой в мире людей, которые вынуждены постоянно  делать выбор между ними. Вердиктом, выносимым богом на суде после  смерти человека, может быть вечная жизнь либо в удовольствиях, либо в страданиях. Концепции единобожия, борьбы добра и зла, свободной  воли человека и посмертного вознаграждения либо наказания произвели поворот  в миросозерцании тогдашних жителей  этого района, придерживавшихся в  основном политеистических верований. Эти идеи оказали большое влияние  на более поздние религии.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.Главой государства в древней Персии был царь, чье слово становилось законом. Он осуществлял свои властные полномочия при помощи бюрократии, ведущую роль в которой играли знатные персы, писцов, которые вели документацию, казначейства, которое собирало налоги и финансировало строительные проекты и армию, а также через систему дорог, гонцов и почтовых станций, благодаря которым приказы быстро доставлялись в отдаленные уголки империи. На раннем этапе – когда армия состояла преимущественно из персов, она успешно справлялась с задачей обеспечения внешнего и внутреннего мира.

Информация о работе Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации