СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АРАБСКИЙ ВОСТОК
Общая характеристика арабо-мусульманской
цивилизации
Арабский Восток, или исламский
мир, отличается своей культурой
от привычной нам европейской цивилизации,
и это различие необходимо воспринимать
не с позиции «выше – ниже», а объективно,
без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники,
пустынники) издревле населяли западную
часть Аравийского полуострова (Йемен
и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь,
в плодородных оазисах, существовала развитая
земледельческая культура. В пустынных
районах преобладало скотоводство – разведение
овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали
арабы и морские просторы. Вначале они
совершали каботажные плавания в Африку
и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э.
основали торговые фактории. Во II в. до
н.э. арабы неоднократно посещали Китай,
поставляя на родину и в страны Запада
фарфор, мускат, шелк и другие товары.
В то время арабы были язычниками,
т.е. они поклонялись различным
племенным богам. Например, у племени
корейшитов главным был Бог – Аллах. Но
в Мекке находился общеарабский храм –
Кааба, в котором помещались изображения
300 местных идолов (божеств). Вместе с тем
арабы знали другие религии – зороастризм,
иудаизм, христианство, которые исповедывали
прибывавшие в Аравию миссионеры. Все
это позволяет сказать, что арабы издавна
вели открытый образ жизни. В общении с
другими народами осуществлялся взаимообмен
не только в сфере хозяйства, но и в культурной
области.
Социально-экономическое
и культурное процветание арабов
было нарушено в начале VI в. н.э., когда
Йемен попал под власть Эфиопии, а затем
– Персии. Результатом завоевательной
политики персов была прокладка новых
торговых путей из Индии в Европу через
Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались
не у дел. В сельском хозяйстве также возникли
проблемы, связанные с разрушением ирригационных
(оросительных) систем. Ситуация была осложнена
обострившимися межплеменными столкновениями,
участившимися разбойничьими нападениями
на торговые караваны, хозяйства земледельцев
и скотоводов. Таким образом, в начале
VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический
кризис, под вопрос ставилось само существование
арабов как цивилизованного народа. Многим
казалось, что выправить ситуацию может
только чудо.
И оно случилось – в
570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей
семье родился необычный мальчик
– Мухаммед. О его великом предназначении
животные объявили человеческим языком.
Однако чудесно предсказанный ребенок,
прежде чем стать пророком, прошел
сложный жизненный путь. Он рано
осиротел и с 6 лет работал пастухом.
В молодости Мухаммед познакомился
с иудейскими и христианскими
проповедниками, узнал основы их вероучения,
а с 610 г. сам начал проповедническую
деятельность. Он объявил, что истинным
Богом является Аллах. Вера в Аллаха
поможет людям избавиться от беспокоящих
их проблем – бедности, межплеменных
усобиц, объединит арабов в борьбе
с «неверными» за возрождение
былого процветания. Новая монотеистическая
религия получила название – «ислам»
или «мусульманство» (оба слова
по-арабски означают покорность, преданность).
Опираясь на своих единоверцев,
Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию
Мекку и весь Аравийский полуостров.
Здесь сложилось единое арабское
государство с теократической (религиозной)
формой правления – халифат. После
смерти Мухаммеда (632) арабские племена,
объединившиеся под знаменем ислама,
вышли за пределы Аравии. К началу
VIII в. они подчинили себе все побережье
Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского
полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье,
Северо-Западную Индию и Ближний Восток.
Во всем этом регионе сложился единый
тип цивилизации, основанный на религии
ислама и арабо-мусульманской культуре,
получил распространение язык межнационального
общения и вероисповедания – арабский.
Однако по мере расширения
арабского государства происходит
его ослабление. Исламское общество
теряет внутреннее единство, основанное
на вере. Возникают различные направления
ислама – суннизм, шиизм, суфизм и
др. Нарастает сепаратизм правителей
отдельных провинций халифата, разворачивается
национально-освободительное движение
ряда покоренных народов. В результате
государство распалось на независимые
эмираты и халифаты. Усугубило
ситуацию внешнее воздействие: в 1055
г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары
захватили Багдад – столицу халифата.
В целом история арабского
средневековья делится на три
периода: меккано-мединский – домусульманская
Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.);
дамасский (сирийский) – правление династии
Омейядов, активная завоевательная политика
(661-750); багдадский (ирано-месопотамский)
– правление династии Аббасидов, расцвет
арабо-мусульманской культуры и распад
халифата (750–1055).
1. Христианская культура.
Господство христианства
в мире сопровождалось развитием
величайшей в мире культуры, которая
справедливо должна называться
христианской культурой, так как
все это утончение внутренних
отношений, приспособление общества
к потребностям человека, развитие
прав личности, так же как небывалое
дотоле овладение силами природы
и разностороннее украшение жизни
- все это было выращено влиянием
христианства.
2. Материальная культура.
Создание материальной
культуры и внешнее украшение
жизни, конечно, не входят в
непосредственные цели христианства,
а высшая аскетическая точка
зрения видит даже в утонченностях
жизни противоречие со стремлением
к жизни духовной, составляющей
прямую цель христианства. Но
высшая аскетическая точка зрения,
будучи сама по себе совершенно
правильною, не дает всеобще-обязательного
режима. Земная фаза нашего существования
протекает в условиях материальной природы,
которая имеет свои законные требования,
не исключаемые задачами веры и спасения
души. Идея Царствия Божия, поскольку она
развивается в земной жизни, требует лишь
подчинения материальных потребностей
духовным потребностям, требует, чтобы
основной целью жизни было душевное спасение
и чтобы второстепенные цели, создаваемые
потребностями земной природы, не заглушали
своими приманками того, что есть главная
задача.
3. Высшая утонченная общественность.
Между тем основные
задачи личности и взаимные
отношения между людьми, предписываемые
христианством, таковы, что при
соблюдении их сама собою вырастает
высшая утонченная общественность.
Религия указывает известные
обязанности к семье, к ближним,
требует обуздания своекорыстия
и жадности, клеймит эксплуатацию
человека человеком, предписывает
людям взаимную помощь, с особенным
вниманием к слабому: все это создает
обстановку в высшей степени благоприятную
для успешности труда, для поднятия уровня
общего благосостояния, для воспитания
человека как работника и устроителя общества.
Требование справедливости и заботы о
всех дает толчок усовершенствованию
общественной организации. Понятие о власти
как учреждении божественном, имеющем
миссией обслуживать общее благо, создает
со стороны народа повышенные требования
к государственности и в самих носителях
власти воспитывает стремление быть соответственными
поставленному для власти идеалу. Так
вырастает облагороженная государственность,
на которую Церковь отбрасывает свет своей
религиозной идеи.
4. Человеческое достоинство.
Главное воздействие
на культурность общества христианство
оказало высоким понятием о
личности человека вообще. Человеческое
достоинство вырастало до чрезвычайности,
и с этим общество и государство
должно было считаться. Между
прочим, одинаковое достоинство
природы, одинаковое во всех
людях искание богообщения приводило
к тому, что и в общественных отношениях
являлся принцип равенства. Но, с другой
стороны, вводя в общественную жизнь сознание
равенства всех на главнейшей стороне
жизни - религиозной, христианство не было
эгалитарным, и это вытекало из самого
религиозного принципа. Действительно,
хотя человеческое достоинство одинаково,
но дары личности различны, и истинная
жизнь складывается не всеобщей уравнительностью,
но всеобщим гармоническим взаимослужением
и взаимоподчинением. Не эгалитаризм (уравниловку)
приносило с собой христианство, а солидарность.
Отсюда является и дисциплина, не имеющая
ничего обидного, так как она во всех взаимоотношениях
обоюдна и, сверх того, связана с внутренним
стремлением каждого к самоограничению.
5. Личность свободна но без
злоупотреблений.
Личность по-христиански,
безусловно, свободна, но если она
имеет в виду жить по-христиански,
стремиться к спасению - она должна
быть проникнута самоограничением:
жить как свободная, но не
как злоупотребляющая свободой.
В действии под влиянием порывов
страсти и корыстного пожелания
нет свободы: это есть погружение
в рабство страсти и внешней
приманки. Свобода, таким образом,
сама дает основание дисциплины.
С другой стороны, внешний орган
власти и дисциплины не имеет
самодовлеющей, произвольной силы,
но представляет служение по
божественной делегации. На таких
основаниях, которые, под давлением
духа христианства, налагали свою
печать на общественные и государственные
отношения, строилось общежитие,
где развивалась личность очень
высокая, самостоятельная, полная
внутреннего сознания прав и
обязанностей.
Это было прочным
основанием культурного развития.
6. Нравственное усовершенствование
и познание.
Должно прибавить, что
человек, по христианскому воззрению,
имеет в мире такие задачи,
которые его влекут к познанию.
Не только нравственное усовершенствование,
но и познание имеет религиозный
характер, ибо оно имеет отношение
к общению с Божеством. Без
Откровения человек не может
отыскать Бога, но необходимость
искания не уничтожается Откровением.
"Бог, - говорит ап. Павел, - произвел
людей для того, чтобы они искали Бога,
не ощутят ли Его и не найдут ли" (Деян.
17:27). Ибо "невидимое Его, вечная сила
Его и Божество - от создания мира чрез
рассматривание творений видимы" (Рим.
1:20). Небрежение к этому рассматриванию
даже составляло бы вину человека. С другой
стороны, принимание твари за Творца есть
начало религиозных заблуждений. Таким
образом, известное знание природы становится
необходимым для того, чтобы суметь выделить
Творца из Его творения, и понять божественность
Творца из того, что не есть Он.
7. Незнание отвлекает от
Бога.
Без сомнения, потребность
знания для веры не одинакова
у людей. Но вообще для человечества
знание необходимо. По недостатку
знания существовало и существует
множество суеверий, которые в
основе своей всегда имеют
ложное представление о твари
и вследствие этого принимают
за божественное то, что в действительности
есть явление тварное. Например,
в аскетической практике язычников многие
упражнения, почитаемые за общение с Богом,
приводят лишь к общению с разнородными
силами природы. Таким образом, незнание
прямо способно отвлекать от Бога.
8. Приобретение знаний.
Тут самые религиозные
предпосылки поощряют человека
идти на приобретение знания.
Действительно, в данном, например,
случае человек обязан различать
границу между божественным и тварным.
Естество есть область необходимости,
в ней нет свободы, нет ответственности,
нет греха, нет и добродетели. Область
духа, элемента божественного, напротив
- свободна; жизнь духа совершается по
произволению, вследствие чего в ней есть
и грех, и святость, есть ответственность.
Жизнь эта - духовная, религиозная - совершается
лишь в области духа. Было бы духовной
гибелью допустить, чтобы естество подчинило
нас из-за того, что мы его примем ошибочно
за Божество. Поэтому с религиозной точки
зрения нам важно знать законы естества
и сферу их действия, для того чтобы уметь
разграничить и в самом себе область естественную,
следующую по законам необходимости, и
область духовную, и не отдать под власть
естества никакой части удела духа, не
принять по ложным признакам области естества
за область духа. Только в этом случае
человек может ясно усмотреть свой путь
к Богу.
Эти соображения, сами
собою вытекающие из христианской
веры, уполномочивают человека на
испытание природы во всей
широте и глубине. То же относится
и к философии как выяснению
законов бытия, жизни и ее частных явлений.
9. Содержание религиозного
учения поощряет познание.
Конечно, в христианском
мире далеко не всегда относились
с таким уважением к свободе
научного исследования. Очень часто
сами служители религии взглянули
бы на такую свободу как
на ересь и погибель человека.
Но одно дело - узость и невежество
в понимании духа своей веры,
и другое - действительное содержание
этой веры. Человек, вдумывающийся
в свою христианскую веру и
имеющий стремление к познанию
не мог не почувствовать себя
свободным идти к знанию, что
бы ни говорили ему невежественные
фанатики псевдодогмата. В христианском
мире так и было. Содержание религиозного
учения было слишком ясно, оно уполномочивало
на искание познания и даже поощряло к
этому. И потому-то христианская эпоха
сделалась эпохой величайшего развития
науки во всех ее сферах, ибо немыслимо
разграничить в познании что-либо недозволенное
от дозволенного. Если наука есть дело
также Божие, то в ней дозволена вся область,
доступная человеческому уму.
Это огромное и постоянно
растущее познание, углубляющееся
и в силы природы, и в человеческую
психику, и в законы общественности
и истории, необычайно расширило
наше обладание силами природы
и уменье ими пользоваться. Вследствие
этого являлось, как неизбежное
последствие, применение всей
области познанного к потребностям
людей. А из этого проистекало то обстоятельство,
что, при полном памятовании бренности
всего земного и искании жизни вечной,
христиане получали средства и в этой
земной жизни устраиваться по высокому
уровню общественности и культурности,
со всеми их атрибутами: наукой, искусством,
техникой, построением общественности
на соединении свободы и порядка, со стремлением
к всеобщему праву и благосостоянию и
т.д.
10. Неверующие пожинают плоды
христианства.
Противники христианства
любят говорить, что различные
стороны культуры развились главным
образом в такое время, когда
руководство общественностью было
захвачено людьми, отпавшими от
христианства. Но ведь они пожинали
то, что было засеяно и взращено
христианством. Христианство создало
тот человеческий материал, на
свойствах которого стало возможно
воздвижение этой высокой культуры.
ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Персия – древнее название страны
в Юго-Западной Азии, которая с 1935
официально называется Ираном. Прежде
использовались оба названия, и сегодня
название «Персия» все еще употребляется,
когда речь заходит об Иране.