Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:35, реферат

Описание работы

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи .

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

чистый.docx

— 44.34 Кб (Скачать)

    2.1 Древние ритуалы и традиция

    Ритуал, как коллективное действие, повторяет  сакральный акт из мифологического  сюжета и имеющее космическое  значение. Посредством ритуала человек  ощущает свою теснейшую связь  со всей природой и с космосом. Большая  часть ритуалов, осуществлявшихся в  традиционном ( и особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать  интимную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь социума  с природой. Речь идет, прежде всего, о календарных ритуалах, связанных  с явлениями природы - сменой времен года, а также с поклонением  солнцу, луне и звездам в моменты  их особенного положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, полнолуние, и т.д.). Все эти явления занимали важное место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей  жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое  измерение и вселенский смысл. Человек  принимал активное участие в жизни  природы, был убежден, что без  его участия могут произойти  катастрофические события, что придавало  вселенский смысл соблюдению ритуала. Именно поэтому несоблюдение традиции жестоко каралось - ведь нарушение  порядка природы, в сохранении которого принимала активное участие традиционная культура, могло, по мнению древних людей, повлечь за собой непредсказуемые последствия, включающие гибель всего социума.

    Следует подчеркнуть, что ритуал и традиция - это очень жесткие и строгие  системы социальной регуляции поведения  человека. Их несоблюдение каралось смертью. Например, на Кавказе до сих пор  соблюдается ритуал гостеприимства, за несоблюдение которого человеку грозит смерть. В древней Руси также строго соблюдали традиции гостеприимства, а если хозяин или хозяйка нарушили его, то их дом поджигали, следуя мифологической логике: пусть лучше сгорит один дом, чем погибнет все селение.

    Вся традиционная культура (которая охватывает огромный исторический период до Нового времени, а также современный  Восток) основана на ритуалах. В качестве примера восточных культур можно  привести наш Кавказ. В исламских  культурах главные обязанности  человека закреплены в шариате и  адате. Шариат регулирует религиозные  обязанности и юридические нормы, адат контролирует семейную жизнь и  хозяйственную деятельность. У абхазских  народов имеется особая система  регуляции - "аламыс", с трудом поддающееся определению. В самом  общем виде его можно определит  как систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в  высокопрестижном поведении. "Абхазский  аламыс" - своего рода кодекс чести. Вместе с тем, это образ жизни  и тот нравственный идеал, к которому человек должен стремиться. "Смысл  жизни - в аламысе", - говорят абхазцы.

    Действительно, следует признать, что соблюдение традиции и ритуала может быть источником глубоких переживаний, наполняющих  вселенским смыслом жизнь индивида и связывающих его со всем социумом и с природой.

    Многие  ритуалы предполагают магический эффект. Ритуал - магическое действие, имеющее  космический смысл. Их функции - упорядочить  взаимоотношения между социумом и природой, обезопасить человека от влияния потусторонних сил, структурировать  пространство и время, выделив центр  и периферию, важные, ценностно-насыщенные моменты времени и ценностно-безразличные.

Виды  ритуалов:

      а) календарный (Троица, Новый год, Ивана Купалы, масленица, Пасха);  
      б) погребальный;  
      в) свадебный;  
      г) рождение ребенка;  
      д) инициации;  
      е) ритуал гостеприимства и обмена дарами;  
      ж) ритуальные жертвоприношения.

    Ритуалы перехода, приобщавшие индивида к  тайне потустороннего существования  и подготавливавшие его к переходу из одного мира в другой, назывались в древности мистериями. Мистерии - экзотические праздники для посвященных, сопровождавшиеся приемом галлюциногенных  средств. Изучение этих ритуалов сегодня  вдруг стало очень актуальным, что связано с изучением возможностей человеческого мозга, открывающихся  в результате использования психоделиков. Философское понимание существования  становится значительно более сложным  и приближается к образцам, открытым великими мистическими традициями мира.

    Понимание специфики различий между ритуалом и этикетом имеет важное значение для характеристики существенных различий между разными типами культур  и цивилизаций.  

Глава 3. Магия, ее значение и виды. 

Магия. Само слово “магия” греческое. В  буквальном переводе оно означает “колдовство”, “волшебство”. А по своей сущности магия - это вера людей в наличие  у самих себя сверхъестественных возможностей воздействия на природу.

Магия может быть религией, а может быть только религиозным учением (т.е. в  магии вера в сверхъестественное может существовать без обрядов). В 99 случаях из 100 магия - религия. Но в отдельных случаях она только учение. Например, вера в вещие сны - это магия-учение, ибо сон обрядом  не является.

По какому главному признаку магия делилась и  делится на виды? Сколько видов  магии можно выделить по этому  главному признаку? Как эти виды магии называются? Главный признак - это признак цели, которую сторонники магии ставят перед магическими  обрядами. По этому признаку можно  выделить следующие девять основных видов магии: производственную, лечебную, любовную, военную, вредоносную, защитную, метеорологическую, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего, общего назначения (многоцелевую).

Производственная  магия - это магия, целью которой  является успех в производственной деятельности (на охоте, на рыбной ловле, в земледелии и др.). Производственная магия делилась и делится на разновидности. Эти разновидности определяются характером производства. У охотников  была охотничья магия, у рыболовов - рыболовная. Появились земледелие и скотоводство и вместе с ними земледельческая и скотоводческая магия. Появлялись новые виды производственной деятельности и вместе с ними новые  разновидности магии. У спортсменов  появилась спортивная магия, у студентов - учебная магия. Особой разновидностью производственной магии была появившаяся  в первом веке нашей эры в Египте алхимия. Главной целью алхимии  было: при помощи химических реакций  и магических процедур получить золото из неблагородных металлов (из меди или железа).

Лечебная  магия - это магия, целью которой  является лечить больных. Древние славяне, чтобы излечить от зубной боли, произносили  колдовские слова, или “заговоры”. Отсюда и возникло выражение “зубы  заговаривать”. Из лечебной магии возникло слово “врач”. Врач - это тот, кто  врал, а врать у древних славян означало не то, что этот глагол означает сейчас. Сейчас “врать” - это говорить неправду. А раньше “врать” означало “очень долго говорить”. Тот, кто  лечил заговорами, “врал”, а значит был “врачом”.

Любовная  магия - это магия, целью которой  является завоевать любовь мужчины  или женщины. У австралийского племени  аранда к любовной магии прибегали  юноши. Она сводилась к следующей  серии приёмов. Юноша убивал оппосума, вешал его шкуру себе на шею. Он разукрашивал красками свое лицо и  тело. Далее он прятался в засаде (под кустом или за камнем) близ тропинки, по которой обычно проходила понравившаяся  ему девушка. Он не должен был покидать засаду, пока не дождется этой девушки. В случае необходимости он находился  в засаде несколько дней. Кормили  и поили его друзья. Когда девушка  появлялась, он выскакивал из засады, вскидывал  руки вверх и громко кричал “Ах!”. На этом всё кончалось. Юноша считался совершенно неотразимым.

Военная магия - это магия, целью которой  является обеспечить собственную неуязвимость и победу в военной схватке. Древние  славяне перед боем очерчивали мечом  или копьём вокруг головы магический круг. А потом смело бросались  в бой, полагая, что магический круг защитит их от всех неприятностей. Отсюда и возникло выражение “броситься вперёд очертя голову”.

Вредоносная магия это магия, целью которой  является причинить вред каким-либо людям. Древние славяне, если хотели, чтобы на языке какого-либо человека вскочил нарыв, говорили этому человеку “типун тебе на язык”.

О вере во вредоносную магию рассказал  Марк Твен в романе “Принц и нищий”. Одну бедную женщину, бродившую со своим  ребенком в поисках милостыни, обвинили в том, что она будто бы вызывала бурю, снимая с ноги чулок. За это  её приговорили сожжению на костре. Нищий Том Кенти, случайно оказавшийся  королём Англии, помешал сожжению женщины. Он приказал ей вызвать бурю: если не сумеет, то её вместе с ребёнком сожгут, если сумеет - обоим будет  дарована свобода. Женщина умоляла  отменить приговор, ибо она не умеет вызывать бурю. Но Том Кенти оказался неумолим. Нищенке пришлось снять чулок, но бури не было. Тогда Том Кенти обратился к толпе со словами: ” Вы видите, что эта женщина даже под страхом смерти своей и своего ребенка не может вызвать бурю. Значит, она невинна и её оклеветали”. Нищенка была оправдана.

Защитная  магия - это магия, целью которой  является оградить себя от неприятностей. Древние финикийцы перед спуском  судна на воду окропляли его борта  кровью жертвенных животных. Считалось, что этот обряд оберегает судно  от кораблекрушения. В дальнейшем строители  речных и морских судов заменили кровь животных на “кровь винограда”. В наши дни судостроители перед  спуском судна на воду разбивают  о его борт бутылку шампанского. По существу эта то же окропление судна  “кровью винограда”.

Особой  разновидностью защитной магии являются табу. Табу - слово из языка жителей  Гавайских островов и в переводе означает “запрет”, “нельзя”. Именно эта разновидность защитной магии  является наиболее распространённой в  современном оккультизме. У оккультистов запрещается: прощаться и здороваться  через порог; вступать в контакт  с числом 13; продолжать движение без  особых обрядов, если дорогу перебежали чёрная кошка или заяц; вступать в брак в мае (чтобы всю жизнь  не маяться) и др.

Метеорологическая магия - это магия, целью которой  является вызвать или удержать нужную погоду. Древние славяне, когда хотели, чтобы пошёл сильный дождь, пели магическую песенку: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи...” 

Цель  магии разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего раск-рывается в её названии. Этот вид магии  имеет и другое название: мантика. Мантика - слово греческое и в  переводе означает “гадание”. Древние  германцы, например, перед началом  охоты или военных действии иногда убивали пленную девушку. Они  разрезали ей живот и смотрели, в каком порядке вываливаются внутренности. По внутренностям судили о том, как сложится охота, успешной ли будет военная схватка. Мантика  имела и имеет множество разновидностей, каждая из которых имеет собственное  название. Гадание по: руке (хиромантия), огню (пиромантия), картам (картомантия), книгам (библиомантия), полету птиц (орнитомантия), лопаточной кости животного (скапулимантия), цифрам (арифмомантия), звёздам (астрология), сновидениям (онейроскопия), внутренностям  животных (гаруспиция) и др. Особый вид  гадания называется ясновидением: это, когда люди раскрывают тайны через  чудесные озарения (через ответы, пришедшие  к людям неизвестно каким образом). 

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и  символическое значение в культуре первобытной  эпохи. 

Обряд - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

Религиозные обряды распадаются теоретически на два отдела, которые, однако, на практике сливаются между собой. Они имеют  частью изобразительно-знаменательное, или символическое, значение, являясь  драматическим выражением религиозной  мысли, или пантомимным языком религии, частью же представляют средство общения  с духовными существами или воздействия  на них. В этом смысле они имеют  столь же непосредственное практическое значение, как всякий химический или  механический процесс, потому что догмат и поклонение относятся между  собой, как теория и практика. В  науке о религии изучение обрядов  имеет и сильные и слабые стороны. С одной стороны, получать точные сведения об обрядах через посредство очевидцев вообще несравненно легче, чем добывать столь же достоверные  и ясные данные о самом учении. Очень многое из того, что нам  известно о религии дикарей и  варваров, заключается в наших  сведениях об их церемониях. Вместе с тем некоторые религиозные  обряды отличаются удивительным постоянством, сохраняя, в сущности, ту же форму  и значение в течение длительных периодов времени, выходящих далеко за пределы истории. Но, с другой стороны, для уяснения смысла обрядов  одного внешнего знакомства с ними недостаточно. По мере того как религия  в ее длительном и разнообразном  историческом течении приспособляется  к новым умственным и нравственным условиям среды, случается иногда, что  самым резким переворотам подвергаются такие из религиозных обычаев, форма  которых тщательно и даже рабски воспроизводилась до тех пор из века в век, тогда как внутренний смысл  подвергался частым превращениям.

Другая  важная тенденция цивилизации, а  именно тенденция к регулированию  человеческих отношений путем определенных правил, с незапамятных времен сказывалась  в старании втиснуть обряды поклонения в определенные рамки. При этом в  религии из насыщенного раствора, если можно так выразиться, выкристаллизовывались  определенные застывающие формы  верований и обрядов. порывами души, вроде обращения к живому главе  семьи или начальнику, застыли  в неподвижные традиционные формулы, которые должны были повторяться  слово в слово и стали по своему практическому значению чем-то вроде заклинаний. Богослужения, особенно в тех трех четвертях мира, где  древний церковный язык сделался в одно и то же время и непонятным и священным, переполнены примерами  этого исторического процесса... Достаточно взглянуть на ту роль, которую  играют четки, например, у буддистов. Если древним буддистам нельзя приписать  изобретение их, то за ними должно быть оставлено особое развитие употребления этого орудия, играющего у них  роль счетной машины набожности. Составляющие его 108 шариков и до сих пор  еще перебираются пальцами буддистов, отсчитывающих священные формулы, повторение которых занимает столь  важное место во всякой благочестивой  жизни. Четки перешли к мусульманам  и христианам не ранее как в  средние века и вошли в общее  употребление с того времени. Можно  ли считать буддистские формулы  набожности настоящей молитвой? Возникнув  в брахманизме и впитав в себя верования грубых поклонников духов, буддизм сохранил в своей практике и молитву и сам обряд ее произнесения. Но так как в строгой  и оригинальной философии буддистов  личное божество выступает в качестве метафизической идеи, то даже благочестивые  пожелания души вряд ли можно назвать  молитвой. В их молитве, отмечает Кеппен, нет слова «ты!». Поэтому смотреть на четки буддиста как на орудие действительной молитвы можно лишь с известным ограничением.

Информация о работе Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи